Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, которые в начале 1960-х годов под руководством А. Маслоу объединились с целью создать жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии: психоанализу и бихевиоризму. 1)Психоанализ рассматривает чела как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами. 2)Бихевиоризм – трактует людей как послушные и пассивные жертвы сил окружающей среды. 3)Гуманистическая Ψ – предлагает радикально противоположную трактовку человеческой природы. Чел от природы хорош и способен к самосовершенствованию.
С точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Концепция становления: Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Олпорт рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстинктивному подходу психоаналитиков. Олпорт возражал и против переноса фактов, связанных с больными людьми, невротиками, на психику здорового человека. Одним из главных постулатов теории Олпорта было положение о том, что личность является открытой и саморазвивающейся. Человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающими людьми, с обществом.
Маслоу. Мотивация – одно из главных понятий в теории. Люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Маслоу предположил, что все потребности чела организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования. Пирамида:•Физиологические потребности – Потребность в пище, питье, сне и т.д.•Потребности безопасности и защиты – стабильность, порядок•Потребности принадлежности и любви – семья, дружба•Потребности в уважении – самоуважение, признание•Потребности самоактуализации – развитие способностей
Характеристики самоактуализирующихся людей:1."более эффективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней"; 2."принятие (себя, других, природы)"; 3."спонтанность, простота, естественность"; 4."центрированность на задаче" (в отличие от центрированности на себе); 5."некоторая отъединенность и потребность в уединении"; 6."автономия, независимость от культуры и среды"; 7."постоянная свежесть оценки"; 8."мистичность и опыт высших состояний"; 9."чувства сопричастности, единения с другими; 10."более глубокие межличностные отношения"; 11."демократическая структура характера"; 12."различение средств и целей, добра и зла"; 13."философское, невраждебное чувство юмора"; 14."самоактуализирующееся творчество"; 15."сопротивление аккультурации, трансцендирование любой частой культуры".
Роджерс. Три ключевых различия с Маслоу: 1. Роджерс: личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия челого окружения. Маслоу: поведение чела и его опыт регулируются иерархией потребностей 2. Теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими Ψческие проблемы. Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации чела и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы Ψ переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей. 3. Роджерс выявил определенные формы развития, способствующие склонности чела к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение чела к пол-ной самоактуализации, фактически игнорировались.
К. Роджерс 2 подхода: •Феноменологический – в нем основой личности выступает психическая реальность, то есть субъективный опыт, в соответствии с которым интерпретируется действительность. •Холистический – чел представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.
К. Роджерс использует термин «полноценно функционирующий» чел (у Маслоу – самоактуализирующийся).
Роджерс, пять основных личностных характеристик:1. Открытость переживанию – способность слушать себя, чувствовать свои переживания, не испытывать угрозы.2. Экзистенциальный образ жизни – тенденция жить полно и насыщенно в каждый момент существования, так, чтобы каждое переживание воспринималось как свежее и уникальное, отличное от того, что было ранее.3. Организмическое доверие – способность чела принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения.
4. Эмпирическая свобода – чел может свободно жить так, как хочет, без ограничений или запретов.
5. Креативность. Творческие люди стремятся жить конструктивно и адаптивно в своей культуре, в то же время, удовлетворяя собственные самые глубокие потребности.
Роджерс основатель клиентцентрированной психотерапии. В центре данной методологии – личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решения. Роджерс стал подчеркивать ответственность самого чела за свои действия и решения. В основе этого – вера в наличие у каждого чела изначального стремления к максимальной социальной самоактуализации.
Основные теории в рамках гуманистической психологии были разработаны К. Роджерсом и А. Маслоу. Согласно этим концепциями, можно выделить следующие ключевые моменты гуманистической психологии:1.Индивид как единое целое «Целое – больше, чем и отлично от суммы его частей».2.Неуместность экспериментов на животных. Человек – нечто большее, чем просто животное.3.Внутренняя природа человечества – природа человека в сущности хороша, или, по крайней мере, нейтральна.4.Творческий потенциал человека. Творчество – универсальная функция человека, которая ведет Кл всем формам самовыражения.5.Акцент на психическое здоровье.
Основное понятие – мироощущение конкретного чела. Работа с миром клиента требует от психолога навыков внимания и выслушивания, качественной эмпатии. Психолог должен уметь работать с противоречиями реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. Психолог для этого должен относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно.
Экзистенциальная психотерапия - одно из направлений гуманистической психологии, как направление возникла на базе экзистенциальной философии и психологии. Основной акцент делается на самой жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).
Основоположником экзистенциализма стал Серен Кьеркегор (1813–1855), который сформулировал и обосновал понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни). Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.
Основные принципы экзистенциональной психологии. Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем: 1. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. 2. Свобода выбора. Только сами люди в данный момент их жизни, в данном месте ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди бы не страдали от отчаяния, отчуждения, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств.
Наиболее важная сссс, - это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.
Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потере смысла существования. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессе жизни и испытывающий живой и радостный интерес к нему, никогда не задастся вопросом, есть ли в жизни смысл. Логотерапия сосредотачивается на будущем, иначе говоря, на предназначении и задачах, которые будут реализованы пациентом в будущем. Основная задача лечения, по мысли автора, заключается в изменении отношения пациента к своему страданию. Исходным служит тезис о свободе выбора отношения к условиям существования. Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности" (в любви); 3) путем страдания. Используются группы экзистенциального опыта (упражнение – человек переживает смерть, написание эпитафии).
Клиент-центрированный подход – это направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента. Клиент -центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом, представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида. Терапевт должен демонстрировать три важных качества на протяжении всей терапии: безусловное позитивное отношение к клиенту, внимательную эмпатию (сопереживание) и искренность. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Психолог должен уметь работать с противоречиями реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно. В ходе беседы психолог пользует базовые техники: активное слушание – это вербальные приемы, направленные на эффективное понимание собеседника; безмолвное слушание – заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами, междометиями и паузами; техники вопросов – использование разнообразных вопросительных средств для получения новой информации о собеседнике (открытые, закрытые и альтернативные вопросы); побудительные высказывания, повествовательные высказывания и незаконченные высказывания; эмпатическое слушание – использование техник активного слушания и техник вопросов с целью вербализации эмоционального опыта собеседника.
Техники воздействия. интерпретация – вербально выраженная гипотеза консультанта относительно связи различных элементов проблемной ситуации; терапевтическая конфронтация – конструктивное столкновение клиента с информацией, противоречащей его опыту, его Я-концепции, его взгляду на ситуацию, на других людей; самораскрытие консультанта (рефлективная обратная связь) – сообщение, в котором, с одной стороны, выражено отношение консультанта к клиенту, но, с другой стороны, форма, в которой выражено это отношение, не приводит к разрушению их взаимоотношений, а напротив, к их оптимизации; рекомендации – это предложения и пожелания клиенту о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия