Общая характеристика бихевиоризма.
Бихевиоризм"возник в США. Основоположник - Дж. Уотсон (1878-1958), статья которого «Психология с точки зрения бихевиоризма» (1913) положила начало направлению. Повлияли работы Бехтерева, Павлова. Для ассоцианистов психология - наука сознания. Бихевиористы отрицали это, они хотели сделать психологию объективной наукой. Критерием объективности является внешнее наблюдение Сознание, образы не возникают из вне. Сознание не может быть предметом психологии.
Предметом психологии является поведение человека — это поступки, слова, все, что ли/дч делают от рождения до смерти. Поведение - это всякая реакция (К) в ответ на внешний стимул($), посредством которого индивид приспосабливается.
Реакция - любое изменение организма, если его можно объективно зарегистрировать (пример, выделение слюны, движение). Реакция бывает приобретенной или наследственной, внешней или внутренней, условная или безусловная.
Задачи бихевиоризма:
Описание поведения;
Объяснение поведения;
Управление поведением.
Поведение является результатом обучения. Навык и научение становятся главной проблемок бихевиоризма. Речь и мышление - это виды навыков (индивидуально приобретенное или заученное действие). Врожденные элементарные движения — основа поведения. Навыки образуются путем слепых проб и ошибок и представляют собой неуправляемый процесс.
30-60-е годы - основы необихевиоризма заложил Толмен (1886-1959). Он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствует уотсоновскому пониманию поведения по схеме (Стимул -Реакция) Вводит в структуру поведения процессы, которые развертываются в организме в ответ на стимул и опосредуют поведенческую реакцию. С помощью введения промежутс".";;1л переменных необихевиоризм делает попытку преодолеть постулат непосредственности.
Халл (1884-1952) его теория складывается под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона Исследовал научение у животных. Не учитывает фактора сознания, вместо схемы Стимул -Реакция вводит формулу «Стимул - Организм - Реакция». Организм - некоторые невидимые процессы, протекающие в нем Детерминантой поведения считал потребность, которая вызывает активность организма, его поведения. Подчеркивал решающую роль первичного и вторичного подкрепления в образовании новых связей. Реакция зависит от характера подкрепления, от времени его предъявления. Стремился придать психологической теории стройность и точность, свойственные физико-математическим наукам.
ТЕОРИЯ СУБЪЕКТИВНОГО БИХЕВИОРИЗМА (Миллер, Галантер, Прибрам) Образ и • ач (аспект поведения) связывают со Стимулом и Реакцией. Образ - всезнание о себе и мире. План - процесс организма, в котором должна совершаться последовательность операций. Поведение рассматривается как серия движений, а человек, как сложная вычислительная машинка. Трактовка не может быть признана, т •; з машине образы и планы это материальные образования, действие которых происходит автоматически. тогда как психика появляется как необходимое условие выполнения субъектом действия в новых обстоятельствах.
ТЕОРИЯ ОПЕРАНТНОГО БИХЕВИОРИЗМА СКИННЕРА (1904). Предмет - поведение организма. Сохраняет схему, изучая только его двигательную сторону. Специфика его учения состояла в том, что он выделял три вида поведения:
Безусловно-рефлекторное;
Условно-рефлекторное;
Оперантное.
Безусловно-рефлекторные и условно-рефлекторные виды вызываются стимулами и называются респондентным. Ими не обеспечивается адаптация к среде. Приспособление строится на воздействиях "а окружающий мир. Пробы могут приводить к полезному результату, который закрепляется. Реакции. которые не вызываются стимулами, а выделяются (испускаются) организмом называют оперантными ;1тч их исследования изобретен ящик Скиннера. Оперант - это такой тип поведения, который строится как 5ы з ожидании награды. Поведение определяется опытом предшествующих наград. Поэтому, главным средством формирования поведения является подкрепление.
Представителями социобихевиоризма стали Сирс, Роттер, Бандура, которые и:-.--^;' проблему социализации, т.е. того, каким образом человек усваивает или не усваивает формы поведения
Идея взаимного (рецепрокного) детерминизма - поведение меняет среду, воздействующую на человека. Человек сам может менять свое поведение.
Идея научения через наблюдение.
Основные направления зарубежной психологии: гештальтпсихология. гештальтпсихология-
это анализ процесса существования самого себя и своего присутствия в мире, анализ, способствующий созданию гибких и адекватных форм сознания и поведения и порождающий творческую ответственность.Цели и задачи. Главная цель - подвести клиента к наиболее полному осознанию себя и своего существования, после чего он сможет сам эффективно решать свои проблемы; человек должен сам найти в жизни свой путь и принять за это личную ответственность. Одна из задач терапевта — помочь клиенту осознать подавляемые потребности, сделать их более четкими (сформировать гештальт) и, в конце концов, удовлетворить их (завершить гештальт). Гештальттерапия выдвигает на первый план осознание того, что происходит в настоящий момент на разных неразрывно связанных между собой уровнях: телесном, эмоциональном и интеллектуальном. То, что происходит в настоящий момент - это опыт контакта с другими людьми и с окружающей средой.
С точки зрения гештальттерапии, единственной целью психотерапии является осознавание. Цель – в расширении осознавания определенной области бытия, а также в увеличении способности пациента при необходимости автоматически использовать навыки осознавания.
Основывается на: 1.теория поля – все относительно, взаимосвязано и является неким процессом. Личность не может быть определена вне ее контекста, поля. Мир очень субъективен. С клиентом необходимо работать на его территории, в его субъективном мире. 2.феноменология – внутренний мир человека. 3.диалог – «Я – Ты». В этом диалоге терапевт не защищен, он проявляет себя, свои ЗУН, свою личность, самораскрытие терапевта.
2 основных вида работы: 1. исторический. Работа с внутренней феноменологией клиента. Работа с внутренним миром, субъективным восприятием, работа со стульями. Терапевт уходит на задний план, только организует работу с клиентом. 2. работа на границе контакта. Терапевт возвращает свои ассоциации, мысли, наблюдения во взаимодействии с клиентом.
Механизмы: Конфлуэнция («слияние»). При слиянии индивидуум не может отделить себя от объекта среды, граница собственного Я размыты, что человек с трудом отличает собственные чувства, мысли и желания от чужих. Обычно при описании событий и ситуаций человек употребляет местоимения «мы» вместо «я»; (пример: родителей, влюбленных). Интроекция («присвоение»). При интроекции человек присваивает нормы, убеждения, способы мышления и образцы поведения других людей без критики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Я и средой переносится, перемещается вовнутрь Я. Например, интроекты внутри себя в виде родительских указаний или комментариев. Часто человек настолько занят присваиванием чужих убеждений, что ему становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения. Ретрофлексия («обращение на себя»). Если попытка удовлетворить свою потребность встречает сопротивление, то человек вместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет ее на себя. При ретрофлексии человек отказывается от действий в отношении внешней среды, поскольку часть себя человек воспринимает как чуждый ему объект. Например: «Я должен заставить себя сделать это». Все усилия такого человека направлены не на борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшем случае — на коррекцию собственных эмоций и поведения. Проекция («вынесение»). При проекции человек не принимает свои потребности и чувства и отказывается от ответственности за них, то есть переносит ответственность за то, что происходит внутри «Я», на других, на окружающую среду. Например, человек считает, что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно этот мир виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах. Рационализация (интеллектуализация). Механизмы рационализации и интеллектуализации помогают отказаться от осознавания своих чувств, мыслей и поступков и принятия ответственности за них. Рационализация — это поиск причин для подходящего объяснения свих поступков, чувств или мыслей. Дефлексия («отвлечение») — это снижение значения объекта окружающей среды, отвлечение своего внимания от объекта или от своих актуальных потребностей,вплоть до его презрительного отрицания или негативного отношения к нему. Дефлексия — это уклонение от реального контакта со средой и своими потребностями. Например, Чел,ктр избегает непосредственного контакта с другими людьми и проблемными ситуациями.
В гештальттерапии существует ряд принципов, которые определяют эффективность терапевтической работы.1) «Здесь и теперь».2) «Осознавание отношений терапевт — клиент».3) «Разделение ответственности за изменения».4) «Баланс фрустрации и поддержки».5) «Исследование сопротивления».
Психотерапевтические техники. Гештальттерапия включает следующие основные направления работы: расширение осознания, интеграция противоположностей, усиление внимания к чувствам, работа с фантазиями, принятие ответственности, преодоление сопротивления. В каждом из этих направлений могут использоваться различные техники. Например: Интеграция противоположностей («два стула»). Гештальттерапия придает большое значение способности разграничивать отдельные аспекты своего Я, например, свои ощущения и мысли, различать противоположности. Для гештальттерапевта важно, чтобы клиент осознал свои противоречивые потребности и переживания, их скрытую борьбу. С этой целью в гештальттерапии используется техника «двух стульев». Участник садится сначала на один стул и начинает описывать свои ощущения с позиции одной, более явной потребности (чаще «собаки сверху»), потом пересаживается на второй стул, стоящий напротив, и выступает уже с позиции подавляемой и осуждаемой потребности («собаки снизу»). Получается диалог, в котором клиент воссоздает конфликт между своими полярными ощущениями. Когда эти полярные позиции внутреннего конфликта выражены и осознаны, клиенту становится легче интегрировать их в своей личности.
Усиление внимания к чувствам («разыгрывание ролей»).Человек прерывает процесс осознания, как только дело доходит до неприятных переживаний, переживаний, которые клиент избегает. Так, женщина, которую оставил муж, хорошо осознает те переживания, которые реабилитируют ее в этой ситуации, а мужа делают виновным в разводе. Но как только дело доходит до чувств противоположного порядка, процесс их осознания может прерваться. Иногда, для того чтобы осознать свои чувства или черты характера, нужно их усилить или даже несколько утрировать. На этом основана техника «Разыгрывание ролей», в которой клиенты играют роли, позволяющие им выразить свои реальные чувства. Когда человек говорит не от своего имени, а от имени своего «героя», ему легче осознать и высказать свои сокровенные переживания. Например, если участник группы, не замечая этого, излишне часто извиняется, говорит негромким голосом, смущается, то ему можно предложить сыграть роль застенчивого, робкого молодого человека. Если участник осознает свое поведение и желает от него избавиться, ему можно поручить сыграть роль человека с противоположными чертами характера.
Сейчас гештальттерапия переживает значительный подъем, особенно в Европе, где она смогла найти множество культурных корней (психоанализ, феноменология, экзистенциализм, гештальт-психология и т.д.).
Теор. основы экзест. и гум. психотерапии
Экзистенциальная психотерапия - одно из направлений гуманистической психологии, как направление возникла на базе экзистенциальной философии и психологии. Основной акцент делается на самой жизни человека в неразрывной связи с миром и другими людьми (тут-бытие, бытие-в-мире, бытие-вместе).
Основоположником экзистенциализма стал Серен Кьеркегор (1813–1855), который сформулировал и обосновал понятие экзистенции (уникальной и неповторимой человеческой жизни). Он же обратил внимание на поворотные моменты в человеческой жизни, открывающие возможность жить далее совершенно иначе, чем жилось до сих пор.
Основные принципы экзистенциональной психологии. Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем: 1. Отвергая понятие, что человек является продуктом либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей среды (особенно раннего влияния), экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что, в конце концов, каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся. 2. Свобода выбора. Только сами люди в данный момент их жизни, в данном месте ответственны за выбор, который они делают. Свобода выбора не гарантирует, что выбор будет безупречным и мудрым. Если бы это было так, люди бы не страдали от отчаяния, отчуждения, скуки, вины и множества других навязываемых себе неприятных чувств.
Наиболее важная сссс, - это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.
Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.
Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потере смысла существования. Единственным эффективным решением проблемы будет не изобретение надуманных целей жизни, а глубокая внутренняя трансформация и сдвиг в сознании, восстанавливающий течение жизненной энергии. Человек, активно участвующий в процессе жизни и испытывающий живой и радостный интерес к нему, никогда не задастся вопросом, есть ли в жизни смысл. Логотерапия сосредотачивается на будущем, иначе говоря, на предназначении и задачах, которые будут реализованы пациентом в будущем. Основная задача лечения, по мысли автора, заключается в изменении отношения пациента к своему страданию. Исходным служит тезис о свободе выбора отношения к условиям существования. Согласно логотерапии мы можем обнаружить смысл жизни тремя путями: 1) совершая дело (подвиг); 2) переживая ценности" (в любви); 3) путем страдания. Используются группы экзистенциального опыта (упражнение – человек переживает смерть, написание эпитафии).
Клиент-центрированный подход – это направление психотерапии, характеризующееся ориентацией терапевта на рефлексию и приятие непосредственных переживаний клиента, стимулированием к свободному выражению мыслей клиента. Клиент -центрированная терапия, изначально разработанная в 40-х годах Карлом Роджерсом, представляет собой постоянно развивающийся подход к человеческому росту и изменению. Ее центральная гипотеза заключается в том, что потенциал любого индивида к росту имеет тенденцию к раскрытию в отношениях, в которых тот, кто оказывает помощь, испытывает и выражает подлинность, реальность, заботу, глубокое и точное безоценочное понимание. Применим в любой сфере приложения человеческих усилий, где целью является психологический рост индивида. Терапевт должен демонстрировать три важных качества на протяжении всей терапии: безусловное позитивное отношение к клиенту, внимательную эмпатию (сопереживание) и искренность. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Психолог должен уметь работать с противоречиями реального и идеального образа «Я» клиента, устанавливая с клиентом взаимоотношение. В этом процессе во время интервью психолог должен добиваться конгруэнтности с клиентом. Психолог для этого должен обладать аутентичностью во время интервью, относиться к клиенту заведомо положительно и безоценочно. В ходе беседы психолог пользует базовые техники: активное слушание – это вербальные приемы, направленные на эффективное понимание собеседника; безмолвное слушание – заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами, междометиями и паузами; техники вопросов – использование разнообразных вопросительных средств для получения новой информации о собеседнике (открытые, закрытые и альтернативные вопросы); побудительные высказывания, повествовательные высказывания и незаконченные высказывания; эмпатическое слушание – использование техник активного слушания и техник вопросов с целью вербализации эмоционального опыта собеседника.
Техники воздействия. интерпретация – вербально выраженная гипотеза консультанта относительно связи различных элементов проблемной ситуации; терапевтическая конфронтация – конструктивное столкновение клиента с информацией, противоречащей его опыту, его Я-концепции, его взгляду на ситуацию, на других людей; самораскрытие консультанта (рефлективная обратная связь) – сообщение, в котором, с одной стороны, выражено отношение консультанта к клиенту, но, с другой стороны, форма, в которой выражено это отношение, не приводит к разрушению их взаимоотношений, а напротив, к их оптимизации; рекомендации – это предложения и пожелания клиенту о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия