logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела

Структура. Структурные элементы, которые выделяются социально-когнитивной теорией, включают в себя главным образом когнитивные процессы. Особенного внимания заслуживают три структурных понятия: 1.ожидания—убеждения. Социально-когнитивная теория подчеркивает роль ожиданий людей по поводу событий и убеждений людей в отношении самих себя. Например, у людей есть ожидания в отношении поведения других людей и в отношении возможных наград и наказаний за их собственное поведение в ситуациях определенного типа. У них также есть убеждения по поводу своих способностей справиться с поставленными задачами и требованиями со стороны определенных типов ситуаций. Существует ситуативная специфичность ожиданий и убеждений человека, т.е. хотя люди могут иметь некоторые обобщенные ожидания и убеждения, такие, как обобщенные ожидания внутреннего локуса контроля, тем не менее гораздо более значимыми являются ожидания и убеждения, возникающие в связи со специфическими ситуациями или группами ситуаций. Различение ситуаций с точки зрения потребностей, которые они могут удовлетворить (например, голод, секс, безопасность), существенно для выживания. К тому же человеческие существа благодаря своим замечательным когнитивным способностям могут различить невероятное количество ситуаций. И способы видения конкретных ситуаций или их группировки, которыми пользуется индивид, в высшей степени идиосинкразичны, т.е. присущи только ему одному. Так, один индивид воспринимает ситуацию как угрожающую, а другой эту же ситуацию сочтет волнующей, возбуждающей; одному индивиду две ситуации могут показаться похожими, а другой воспримет их же как совершенно различные. Не удивительно, что и поведение может быть совершенно разным в соответствии с различиями в восприятии ситуаций. Согласно социально-когнитивной теории, сущность личности заключается в различных способах восприятия ситуаций индивидами и в поведенческих паттернах, вырабатываемых в соответствии с этими восприятиями. 2. компетентности—навыки. Социально-когнитивная теория заостряет внимание на компетентностях, или навыках, которыми владеет индивид. Особенный интерес вызывают когнитивные компетентности и навыки, т.е. способности человека решать задачи и справляться с жизненными проблемами. Вместо того чтобы опираться на черты, которыми обладает человек, социально-когнитивная теория предпочитает компетентности, выражающиеся в том, что человек делает. Эти компетентности включают в себя одновременно и способы мышления, и навыки практического решения соответствующих жизненных проблем. Особенно важно предположение, что подобные компетентности часто приурочены к конкретным контекстам, т.е. человек, компетентный в одном контексте, может быть, а может и не быть компетентным в другом. Люди, компетентные в академической деятельности, могут быть, а могут и не быть компетентными в общественной деятельности или в бизнесе. Таким образом, наблюдается сдвиг от черт личности, свободных от контекста, к акценту на функционирование человека в связи с конкретными ситуациями. 3.цели. Понятие целей связано со способностью людей предвидеть будущее и со способностью к самомотивации. Именно цели позволяют нам устанавливать приоритеты и выбирать ситуации. Именно цели позволяют нам не поддаваться моментальным влияниям и организовывать свое поведение на больших промежутках времени. Цели человека организованы в систему, так что одни цели главнее и важнее, чем другие. Тем не менее, как правило, это не ригидная или жестко фиксированная система, и человек может выбирать цели в зависимости от того, что ему кажется более важным в данный момент времени, от того, какие возможности имеются в его окружении, и от его суждений о самоэффективности в достижении этих целей.

Социально-когнитивная теория подчеркивает роль ожиданий людей по поводу событий и убеждений людей в отношении самих себя. Согласно социально-когнитивной теории, индивиды различаются своими паттернами поведения в разных ситуациях. Согласно теории, индивиды формируют ожидания типа «если... то». В результате у индивидов вырабатываются устойчивые паттерны ситуативно-поведенческих связей.

Понятие Я в социально-когнитивной теории относится к процессам, которые составляют часть психологического функционирования человека. По сути, человек не имеет структуры, которую мы называем «Я», скорее здесь можно говорить о Я-процессах, которые являются частью человека. Кроме того, ранние понятия Я критикуются за чрезмерную глобальность. Согласно социально-когнитивной теории, человек имеет не Я-концепцию, а Я-концепции и процессы самоконтроля, которые могут изменяться в разные моменты времени и от ситуации к ситуации.

Один из аспектов Я стал стержневым для построений Бандуры — это аспект, касающийся самоэффективности, или представления человека о своей способности успешно действовать в конкретных ситуациях. Понятие самоэффективности связано с суждениями, которые выносят люди по поводу своей способности действовать, решая определенную задачу или находясь в определенной ситуации. Согласно Бандуре, суждения о самоэффективности влияют на то, за какую деятельность мы беремся, как много усилий затрачиваем на ситуацию, как долго сохраняем настойчивость при выполнении задачи, а также на наши эмоциональные реакции во время ожидания ситуации или в самом процессе

Мишел постулирует, что у человека существует довольно много основных черт личности, которые могут быть стабильными в течение длительного периода времени. Его неприятие использования черт в качестве предпосылок поведения основано не на их нестабильности во времени, а на непоследовательности их проявления в разных ситуациях. Конкретная ситуация взаимодействует с интересами, целями, ожиданиями, компетентностью и другими свойствами личности, определяя поведение. Мишел придерживается точки зрения, что личность и ситуация взаимозависимы — поведение человека отчасти создает ситуации, в которые он попадает, а ситуации влияют на поведение людей. Уникальным вкладом, сделанным Уолтером Мишелом в психологию, стало его изучение парадокса последовательности, приведшее к созданию теории о последовательности и непоследовательности в поведении, разработка концепции когнитивно-аффективной системы, а также ставшее классическим исследование отсрочки удовлетворения.