logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.

– деятельность, в результате которой рождаются новые решения, идеи или знания, не содержащиеся в памяти в готовом виде и недоступном непосредственно органам чувств.

Задача - выявить существенные, необходимые связи основанные на реальных зависимостях, отделив их от случайных совпадений по смежности в той или иной частной ситуации.

Мышление в психологии - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Психологи изучают процессуальную сторону мышления: мотивы, цели, этапы, виды, уровни сознательности и подсознательности, индивидуальные особенности мышления.

Фазы мыслительного процесса. По С.Л.Рубинштейну: Начальная фаза - осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, который требует часто большой и сложной мыслительной работы. Решение задачи совершатся в зависимости от характера самой задачи. Требует по болшей части привлечения в качестве теоретических посылок знаний. Решение особенно сложных задач совершается на основе гипотез. Завершающая фаза – окончательное суждению по данному вопросу, фиксирующему достигнутое в нем решение проблемы. Практика. Она подвергает ответ решающему испытанию и ставит перед мыслью новые задачи – развития, уточнения, исправления или изменения первоначально принятого решения проблемы.

Эмпирические характеристики мышления. Первичные характеристики: •пространственно-временная структура •модальность •интенсивность. Вторичные характеристики: •структурность •обобщенность •опосредованность. Соотношение мышления и интеллекта. Интеллект шире, чем мышление. В интеллект входит мышление, память, воображение, творчество, и др. познавательные процессы. Нельзя говорить о тождестве мышления и интеллекта. Мышление – психический процесс. Интеллект – способность, психологческое свойство, устойчивое свойство.

Признаки мышления: 1. мышление – как процесс, который разворачивается, во времени и имеет свою динамику. 2. мышление – как деятельность субъекта, взаимодействие с объективным миром. 3 мышление – как процесс обобщенного отражения действительности, т.е. отражение действительности в ее существенных свойствах и отношениях. 4. мышление – процесс опосредованного отражения действительности.

Особенности мышления. 1. Мышление связано с другими психическими процессами – восприятием, представлением, воображением, памятью, вниманием. Несмотря на связь с ними, мышление распространяется дальше в силу обобщенного характера отражения действительности. 2. Связь мышления и речи. Т.к. речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее формируем. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Существует невербальные (наглядно-образные) компоненты мышления. 3. Мышление отрывается от субъекта. Это некоторое проявление активности субъекта. Оно направлено не только на отражение внешнего мира, но и является выражением активности субъекта. Мышление связано со всей деятельностью субъекта. 4. Леонтьев считает, что мыслительная деятельность имеет ту же структуру, что и деятельность внешняя. Отличие состоит в предмете деятельности.

5. Мышление человека имеет социальную природу. Человек становится субъектом мышления, овладевая понятиями (продукт общественно-исторической практики).