logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.

Речь и язык едины и различны. Язык – орудие, инструмент для общения. Речь – процесс использования языка для общения, совершающийся в речевой деятельности. Речь реализуется в процессах говорения, слушания, чтения, письма. Язык соотносится в большей степени с общественным сознанием, в то время как речь представляет собой единство социального и индивидуального, и соотносится в большей мере с индивидуаль-ным сознанием. В речи выражается психология отдельного человека.

Язык – социально отработанная система знаков любой физической природы, со своими требованиями и ограничениями, правилами и нормами оперирования знаковыми единицами. Речь – знаковая форма общения.

И.А. Зимняя подчеркивает, что язык удовлетворяет критерию значимости, т.е. имеет значение. Речь же удовлетворяет критерию осмысленности. Тем не менее, при всех различиях речь и язык взаимосвязаны: речь осуществляется средствами языка, язык реально существует лишь в речи. Поэтому речь чаще всего определяют через ее коммуникативную функцию - как исторически сложившуюся форму общения людей посредством языка.

Функции речи. =Коммуникативная функция речи явл основной, обобщающей, так как речь вообще имеет смысл только в общении. =Семантическая - предполагает использование человеком знаков для выражения своих мыслей, чувств, состояний, а также для обозначения предметов, явлений, действий, качеств. =Экспрессивная предполагает наличие эмоционально-выразительных моментов в речи, которая отражает отношение человека к различным событиям, а также его собственные эмоциональные состояния.

Виды речи: Внешняя речь служит общению, ее основной признак—доступность восприятию других людей. Внешняя речь бывает устная и письменная. При устной речи человек воспринимает слушателей, их реакцию на его слова. Письменная же речь обращена к отсутствующему читателю. Устная речь - диалог или монолог. Диалог - беседа двух или нескольких лиц. Монолог говорит одно лицо, другие только слушают, не участвуя в разговоре. К монологическим формам речи относятся лекции, доклады, выступления на собраниях. Общая и характерная особенность всех форм монологической речи — ярко выраженная направленность ее к слушателю. Внутренняя речь—это внутренний беззвучный речевой процесс. Недоступна восприятию других людей и, следовательно, не может быть средством общения. Она очень сокращена, свернута, почти никогда не существует в форме полных, развернутых предложений. Часто целые фразы сокращаются до одного слова. Объясняется это тем, что предмет собственной мысли человеку вполне ясен и поэтому не требует от него развернутых словесных формулировок. К помощи развернутой внутренней речи прибегают, как правило, в тех случаях, когда испытывают затруднения в процессе мышления. Трудности, которые переживает иногда человек, пытаясь объяснить другому понятную ему самому мысль, часто объясняются трудностью перехода от сокращенной внутренней речи, понятной для себя, к развернутой внешней речи, понятной для других.

Связь мышления и речи. По Рубинштейну: Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Существует невербальные (наглядно-образные) компоненты мышления. Речь включает и эмоциональные компоненты. Функция мышления – расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия, мышление позволяет человеку познать то, что он не воспринимает непосредственно. В речепроизводстве участвуют дыхательный, фонаторный и артикуляционный отделы периферического речевого аппарата.

Механизмы порождения и восприятия речи.

Схема А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной: 1.мотив или побуждение что-либо сказать; 2.речевая интенция = направленность (образ результата, но нет плана действий); 3.внутреннее программирование (основные компоненты высказывания: субъект, объект, предикат; линейная структура; связь с индивидуальными личностными смыслами); 4.лексическое развертывание и грамматическое конструирование высказывания (выбор слов из внутреннего лексикона, вербальная память человека) + ассоциативный поиск; 5.выстраивается иерархия единиц, синтетическая организация, схема; 6.моторная реализация, озвучивание (фонетическая программа); 7.произнесение.

Развитие речи подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года, по истечении которого процесс слухоречевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. Развитие детской речи до трех лет традиционно делят на три основных этапа: 1) доречевой этап (1й год жизни). - стадия крика (от рождения до двух месяцев) – это инстинктивная реакция ребенка на любой испытываемый им дискомфорт; - стадия гуления (2-4 месяца) – это монотонная вокализация, напоминающая воркование голубя. На этой стадии ребенок произносит звуки, которые есть в самых разных языках; -стадия лепета (4-12 месяцев). Появление этой стадии определяется действием механизма имитации – основного речевого механизма доречевого этапа. Ребенок бессознательно подражает звукам слышимой речи. 2) Этап первичного освоения языка / дограмматический (2й год жизни). На этом этапе начинает проявляться ориентация на слово: появляются однослоговые ударные и однословные сигналы – «слова – тексты», обозначающие ситуацию. Дети в возрасте между 1,5-2 годами начинают использовать двусловные предложения, которые представляют собой два последовательно однословных предложения, не согласованных между собой. К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. 3) Этап усвоения грамматики (3 года). На этом этапе ребенок усваивает основы грамматического строя зыка: грамматические категории, правила словообразования.

Эгоцентрическая речь - Пиаже рассматривал эгоцентрическую речь как генетически первичную, из которой затем развивается речь социальная, обращенная к другому. Эгоцентрическая речь не выполняет комуникативных функций и выступает лишь сопровождением действий ребенка. Выготский придерживался иной позиции: эгоцентрическая речь развивается на пути от внешней речи к речи внутренней. По своей форме это речь внешняя (громкая), а по функции (по своей природе) она является внутренней речью.

Функции речи

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь - это язык в действии. Язык - система знаков, включающая слова с их значениями и синтаксис - набор правил, по которым строятся предложения. Слово является разновидностью знака, поскольку последние присутствуют в различного рода формализованных языках.

Объективным свойством словесного знака, обусловливающим нашу теоретическую деятельность, является значение слова, которое представляет собой отношение знака (слова в данном случае) к обозначаемому в реальной действительности объекту независимо от того, как он представлен в индивидуальном сознании.

В отличие от значения слова личностный смысл - это отражение в индивидуальном сознании того места, которое занимает данный предмет (явление) в системе деятельности человека. Если значение объединяет социально значимые признаки слова, то личностный смысл - это субъективное переживание его содержания.

Выделяют следующие основные функции языка: 1) средство существования, передачи и усвоения общественно-исторического опыта; 2) средство общения (коммуникации); 3) орудие интеллектуальной деятельности (восприятия, памяти, мышления, воображения). Выполняя первую функцию, язык служит средством кодирования информации об изученных свойствах предметов и явлений. Посредством языка информация об окружающем мире и самом человеке, полученная предшествующими поколениями, становится достоянием последующих поколений.

Выполняя функцию средства общения, язык позволяет оказывать воздействие на собеседника - прямое (если мы прямо указываем на то, что надо сделать) или косвенное (если мы сообщаем ему сведения, важные для его деятельности, на которые он будет ориентироваться немедленно или в другое время в соответствующей ситуации).

Функция языка в качестве орудия интеллектуальной деятельности связана прежде всего с тем, что человек, выполняя любую деятельность, сознательно планирует свои действия. Язык является основным орудием планирования интеллектуальной деятельности, да и вообще решения мыслительных задач.

Речь имеет три функции:

- сигнификативную (обозначения),

- обобщения,

- коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств) – информационная, выразительная, волеизлиятельная.

ВИДЫ речевой деятельности и их особенности:

В психологии различают два основных вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь включает устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Диалог - это непосредственное общение двух или нескольких человек.

Внутренняя речь - это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна, в этом она близка к диалогической. Внутренняя речь формируется на основе внешней.

Перевод внешней речи во внутреннюю (интериоризация) сопровождается редуцированием (сокращением) структуры внешней речи, а переход от внутренней речи к внешней (экстериоризация) требует, наоборот, развертывания структуры внутренней речи, построения ее в соответствии не только с логическими правилами, но и грамматическими.

Информативность речи зависит прежде всего от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности ее автора к сообщению.

Понятность речи зависит, во-первых, от ее смыслового содержания, во-вторых, от ее языковых особенностей и, в-третьих, от соотношения между ее сложностью с одной стороны, и уровнем развития, кругом знаний и интересов слушателей - с другой.