logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Социально-психологический тренинг.

Общее представление о психологическом тренинге.

Ситников “Тренинги (обучающие игры) являются синтетической антропотехникой, сочетающей в себе учебную и игровую деятельность, проходящие в условиях моделирования различных игровых ситуаций”. При этом под антропотехникой он понимает такую составляющую акмеологической практики, которая направлена на преобразование “естественно данных человеку способностей” и формирование на их основе культурного феномена профессионального мастерства. Выделяет три основных антропотехники: научение, учение и игру. Целями специально организованных тренингов становятся: личностный рост, обучение новым психологическим технологиям или отработка новых поведенческих паттернов. Ситников понимает программно - целевую направленность разработанного им акмеологического тренинга как “ориентированность тренинга как системы обучения и подготовки профессиональных кадров на воссоздание целостного феномена профессионального мастерства, характерного для конкретного вида профессиональной деятельности”.

Макшанов определяет тренинг как многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека.

В нынешней ситуации термином “тренинг” охватывается настолько широкая область практической психологии, пересекающаяся с групповой психотерапией, психокоррекцией и обучением, что было бы неправомерным сужать диапазон применения этого термина, отказывая целому ряду психологических методов в праве называться тренинговыми.

Таким образом, групповой психологический тренинг- совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития. При этом тренинговые методы могут применяться как в рамках клинической психотерапии при лечении неврозов, алкоголизма и ряда соматических заболеваний, так и в работе с психически здоровыми людьми, имеющими психологические проблемы, в целях оказания им помощи в саморазвитии.

СПТ –совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самосознания и саморазвития.

Тренинг общения; сенситивности, группы личностного роста.

СПТ введен немецкими психологами для обозначения программ, направленных на приобретение социально-психологического опыта и повышения компетентности в процессе группового взаимодействия.

2 больших класса –

1. ориентированные на приобретение и развитие специальных навыков (умение вести деловую беседу, резрешать межличностные конфликты);

2. нацеленные на углубление опыта и анализ ситуации общения. Коррекция, формирование и развитие установок необходимых для успешного общения.

Типы – навыки саморегуляции, коммуникативные, обучающие, личностного роста, повышение чувства уверенности, самоутверждения.

Групповой психологический тренинг – поведенческий подход (Левин), ортодоксальный психоанализ Фрейда (группаназиз Бином, Вульф), учение о гипнозе (ауто и гетеросуггестия), телесно-ориентированная терапия, психодрама (Морено), гештальттерапия (Перлза), СПТ Форверга, группы встреч, НЛП-терапия, Арт-терапия, танцевальная терапия, отечественные психологические системы.

СПТ связан с понятиями – групповая психотерапия, коррекция, групповое обучение. Лечение души, исцеление душой.

Групповой психологический тренинг – совокупность активных методов нацеленных на помощь человеку в развитии личности.

Групповые нормы и групповые роли, сплоченность, однородность (пол, возраст, образование, интеллект, социальный статус, тип личности, психологические проблемы, убеждения и ценностные ориентации).

Количественный состав – минимум – 4, оптимальный состав – 12, максимум – 18.