logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Возникновение и развитие советской психологии.

Основы научной психологии закладывались в конце 19-начале 20 веков.

Донаучная психология – проблемы развития в трудах отечественных философов – Сковорода – самопознание открывает путь к истинному миру; Ломоносов – психолингвист; Радищев – о человеке, смерти и бессмертии; Галич, Одоевский, славянофилы – Хомяков, Кириевский – соборность, западники – Герцен, Чернышевский.

Научный этап. Естественнонаучное направление.

Бехтерев (направление – рефлексология). Создал первую экспериментальную лабораторию. Рефлексология привлекла для объяснения психологических явлений физиологические принципы, изучая рефлексы, протекающие с участием головного мозга. Этот подход связан с именем Сеченова (рефлексы головного мозга). Психологию должны разрабатывать физиологи. Говорил об интериоризации. Мысль – свернутое движение.

Рефлексология – психика это эпифеномен физических и поведенческих процессов, объективный подход в физиологических школах Павлова– бихевиоризм.

Эмпирическая психология – ориентация на Вундта. Основатель – Челпанов основатель института психологии в Москве (1912г.). Экспериментальный метод второстепенен по отношению к самонаблюдению.

Затем революция, бурное развитие психологии – переориентация на философию марксизма. Первым был Корнилов (ученик Челпанова) пытался снять противоречия между объективной и субъективной психологией.

Реактология – наука о поведении, психика через понятие «реакция», ответ целого организма на внешнее воздействие.

Блонский – психология наука о поведении (русский бехивиоризм).

30е годы – педология – Блонский, Шпет.

С 24го года складывается школа Выготского. Предметом психологии становится сознание. С 30х годов стремился разрешить проблему генезиса человеческого сознания, найти качественную специфику психического мира человека и определить механизмы его формирования. Предмет – развитие ВПФ в процессе освоения человеком культуры.

Леонтьев – порождение, функционирование и строение психического отражения реальности в процессе деятельности. Внутренняя психологическая деятельность возникает интериоризацию внешней практики и имеет принципиально тоже строение. Смысл = цель деятельности : мотив. Основной механизм в ведущей деятельности – сдвиг мотива на цель.

Рубинштейн – любая деятельность самостоятельна и творческая. Принцип единства сознания и деятельности. Главное у Леонтьева – интериоризация, у Рубинштейна – исходным является действие проникающее в объективное действие и несущее мышление на своем острие. Деятельность выводит человека в мир и творческий мир, субъект творчества и самого себя. Для Рубинштейна напротив, практические действия делают возможным овладеть речью. Деятельность определяется своим объектом, не прямо, а через внутренние закономерности (внешние причины, через внутренние условия – личность) – принцип детерминизма. Единица анализа деятельности – действие, единица анализа поведения – поступок (различие деятельности и поведения). По Рубинштейну – взаимодействие человека с миром происходит через деятельность. По Выготскому развитие определяет знак – поведение, по Рубинштейну – развитие определяет деятельность – знак.

Узнадзе – установка – готовность субъекта к восприятию будущих событий и действиям в определенном направлении. Эта неосознанная готовность – основа целесообразности избирательной активности человекаю

Мясищев – теория отношений.

Ананьев – человекознание – изучение человека как биологического вида, анализ онтогенеза как индивида, изучение человека как личности, анализ проблем человечества. Развитие индивида – онтогенез, личность – субъект общественного поведения и общения.

36-ой год – о педологических извращениях, после войны востребована как практическая дисциплина, восстановление функций – Лурия, Запорожец.

Главная фигура – Рубинштейн. Предмет психологии – деятельность.

48 год – разгон генетики, 50е годы – Павлов, сессия борьба с космополитизмом. Рубинштейн вне науки.

60 годы – оттепель. Леонтьев – проблемы факультета. 70е годы Грузия – конференция по бессознательным процессам, теория деятельности до смерти Леонтьева (1979г.). ленинградская школа – Ломов, 80е годы – общение, 90е годы – личность.

Как показали исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи развивались в России еще в X—XV вв. На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития. Психологические взгляды Сковороды. Он заострил внимание на проблеме самосознания чела, защищая принцип «познай самого себя» как необходимое условие самосовершенствования внутреннего мира. Его философия была пропитана религией, так как он был верующим челом. Идея трех миров: 1)макрокосм (вселенная) 2)микрокосм (чел) 3)Библия как символическая реальность, отражающая в идеальном виде Вселенную и чела. Каждый из миров состоит из 2х натур: видимой и невидимой.

Ломоносов. ψ-ческие взгляды развиваются в связи с научными исследованиями. Материалистически объясняя ощущения как продукт воздействия предметов внешнего мира на органы чувств и подчеркивая роль мозга в различении раздражений, Л выдвинул трехкомпонентную теорию цветового зрения. Учение о страстях. Л указывал на необходимость анализировать внешние проявления, наблюдать и по зависимости от того, каковы они, делать выводы о состояниях, о характере, о силе тех переживаний, которые испытывает данный человек. Страсти, по Л, - это внешние проявления психических состояний.

Радищев. Проблема развития психики и в связи с этим сравнение психики чела и животных. Выдвигается положение о специфичности образа жизни чела: он не приспосабливается к природе, но преобразует ее, обладает речью, прямой походкой. Большое внимание уделяется проблеме способностей.

Ушинский. Родоначальник педагогической ψ в России. Разработал систему идей, направл на всестороннее развитие и совершенствование целостной личности на основе воспитывающего обучения. В этой системе важное место отводилось положению о том, что псих качества чела формируются в единстве с их нейрофизиологической основой. Фундаментальной категорией Ушинский считал «полурефлексы», к ктр относилось все многообразие навыков и привычек. К усвоенным рефлексам Ушинский относил привычки. Он уделял внимание развитию психики в различные возрастные периоды, соотнося специфические характеристики этого развития с решением проблем дидактики, построения учебного процесса и организации воспитательных воздействий на ребенка в единстве физических, нравственных и умственных «параметров» его жизнедеятельности.

Советская ψ начинала свой путь в то время, когда мировая ψческая наука вступила в полосу кризиса. В ψ он принял особенно острые формы, обусловленные особенностями ее предмета, тесно связанного с самыми острыми мировоззренческими вопросами. Под влиянием марксизма преобразовывается предметная область ψ. Предметом иследов становится деятельность. Исторически различают понятия деятельности (которое возникло раньше - Басов ) и деятельностную концепцию, впервые возникшую у Рубинштейна в 1922, в ктр сформулирован принцип единства сознания и деятельности. С 30-х начин деятельность Харьковской школы Леонтьева, развивавшего этот подход. Два варианта Рубинштейна и Леонтьева составляют основу для деятельностного подхода. В 40-е научная теоретическая и экспериментальная работа по ψ получает в СССР широкое и плодотворное развитие. Ширится разработка вопросов общей ψ – ее основ и истории, вопросов мышления и речи, памяти и навыков, мотивов поведения и способностей и т.д. Еще одно направление в школе Мерлина, где они рассматриваются в связи с изучением темперамента. Результатом углубленного экспериментального анализа явл выдвижение принципа «много-многозначной зависимости» психич явл от физиологических и раскрытие сложных компенсаторных отношений различных уровней организации индивидуальных характеристик чела, обеспечивающих одинаковый приспособительный эффект при разном составе типологических свойств. Ананьев, его ближайшие ученики и сотрудники, начиная с 60-х, ставят задачу создания единого фундаментального учения о челе, синтезирующего итоги и достижения различных наук в комплексном изучении чела.

В 90-е активно развивается субъектно-деятельностный подход к челу как попытка объединить его целостное понимание и гуманистические традиции отечественной ψ (Брушлинский, 1994).

Таким образом, период 60-90-х характеризовался в отечественной ψ укреплением ее теоретических основ, активизацией ее практического использования, развитием организационной структурой, расширением проблемного поля исследований. ψ окончательно укрепила свой статус как самостоятельная, активно востребованная общественной практикой и смежными областями знания научная дисциплина.

Своеобразие: 1) у истоков становления ψ-ческой науки в России стояли врачи, психиатры, неврологи, следовательно, значительная часть лабораторий была открыта при клиниках. Круг проблем не был ограничен изучением патологий. Широко занимались изучением познавательных процессов и эмоций, двигательных реакция, изменения познавательных процессов под влиянием гипноза, психофизиологические сопровождения. Лишь лаборатория Ланге была открыта сравнительно рано при универе. Тенденция связи постепенно ослабевала. 2) связь с проблемами педологии, воспитания, педагогики. Съезды, тесная связь м/у академической ψ и проблемами воспитания, формирования человека (труд Ушинского). Особенности Российской ментальности (публицистичность, жажда преобразования, воздействия).

Сегодня, как в зарубежной, так и в отечественной ψ происходят процессы интеграции и дифференциации как внутри самой ψ, так и на стыке ψ с другими науками. Появляются новые отрасли науки и направления исследований. С развитием техники и социальными изменения, происходящими в обществе, перед ψ встают новые задачи и проблемы, требующие изучения.