Психологическая коррекция
Вначале психологи обозначали термином «психокоррекция» комплекс мер, направленных на деформирование отсутствующих психических функций, а также устранение отставания и отклонений психического развития, то в дальнейшем этот термин стал распространяться и на варианты нормального развития.
Психологическая коррекция (Г.С.Абрамова) – это обоснованное воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека, то есть психолог имеет дело с конкретными проявлениями желаний, переживаний, познавательных процессов и действий человека. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов, о норме целеполагания в том или ином конкретном возрастном периоде.
Психологическая коррекция – это исправление в интеллектуальной, чувственной или волевой сферах человека. В коррекции происходит замена одних психических образований или психических операций на другие. Психологическая коррекция имеет такое первоначальное значение - исправление. Таким образом, эта работа ведется с опорой на понимании границ "норм" и "патологий", которые зависят от тех или иных теоретических представлений и задач. Например, "нарушениями" детского поведения можно считать сильную застенчивость, наличие страхов, неуверенности в себе, агрессии, повышенной возбудимости, демонстративности.
В зависимости от содержания коррекционной работы выделяют разные виды ее направленности 1.коррекция умственного развития, коррекция эмоционально-волевой сферы. 2коррекция развития личности, коррекция отклоняющегося поведения и др.
Так же как и в диагностическом обследовании, при коррекции психолог играет по отношению к субъекту психологического воздействия ведущую роль. Ориентируясь на главную профессиональную ценность — уникальность личности, тем не менее, психолог берет на себя ответственность по определению содержания коррекционной программы, времени и сроков ее реализации, методов воздействия, а главное — ответственность за результаты такого воздействия. Особенно важно осознавать это при коррекции развития на ранних этапах онтогенеза (а именно по отношению к детям и осуществляется основная часть коррекционных мероприятий в практической психологии).
Часто в коррекционной работе используют компенсаторные стратегии, когда сохранные психические функции берут на себя задачи поврежденных или деформированных функций и за счет такого перераспределения частично устраняется неравномерность психического развития.
Особая ответственность психолога, работающего с детьми, обусловлена по меньшей мере тремя причинами: Во-первых, темпы индивидуального развития в детстве имеют максимальный разброс, и возрастные нормы носят весьма приблизительный характер. А именно такая норма выступает в качестве ориентира для оценки реальных психических возможностей конкретного ребенка, и отклонение от нее является основанием для проведения коррекционной работы с ним. Во-вторых, сложность постановки психологического диагноза ребенку определяется трудностью конструирования адекватных, валидных и надежных методик. Кроме того, психологу необходимо умение располагать к себе ребенка, который в силу возрастных особенностей часто отказывается от участия в диагностическом обследовании или прекращает выполнение тестового задания в связи с потерей интереса к нему и непроизвольным переключением внимания на другие предметы или виды деятельности. В-третьих, непосредственно в коррекционной работе ребенку, находящемуся в отношениях с взрослым человеком, трудно защищать свои права (если они нарушаются), трудно отстаивать свои интересы. Подчиняясь взрослому, он в большей степени, чем подросток или тем более зрелый человек, доверяется психологу и не осознает степени и меры такого вмешательства в его внутренний мир.
При психокоррекционной работе с другими возрастными категориями возможны три варианта отношений между психологом и клиентом (по Г.С. Абрамовой): «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает довольно жесткую схему работы). «Давай сделаем вместе» (психолог делится ответственностью с клиентом). «Выбирай из этих способов сам» (клиенту предлагается взять ответственность па себя). Выбор модели отношений зависит от совмещения/(несовмещения) позиций заказчика и клиента в одном человеке (т.е. является ли человек инициатором коррекции своего развития, или заказ на нее делается другим — например, родителем или педагогом), степени тяжести дефекта развития, организационных возможностей и личностных особенностей психолога, его общей профессиональной позиции. На формирование такой позиции влияет методологический подход, в рамках которого происходил процесс профессионализации практического психолога. Например, в контексте бихевиористского подхода психокоррекция осуществляется как научение нужным формам поведения, и программы многих тренингов построены на этом принципе; в культурно-историческом подходе - как развитие высших психических функций через овладение знаковыми системами при учете «зоны ближайшего развития». Для психолога, формировавшегося в рамках экзистенциально-гуманистической парадигмы, понятие «психокоррекция» связано скорее не с прямым воздействием на личность, а с организацией условий для ее самоактуализации и личностного роста.
Кроме того, в различных психологических подходах по-разному трактуется понятие «норма развития», а оно является одним из основных в планировании и проведении психокоррекционной работы. Да и граница между нормой и аномалией часто носит размытый, ориентировочный характер. В последние годы в психокоррекции стали чаще ориентироваться на динамику развития, а не на статические показатели уровня развития, на обучаемость, а не на обученность.
В связи с этим меняются представления о методах и формах психокоррекционного воздействия. Основными формами коррекции (как и диагностики) являются индивидуальные и групповые формы. Их выбор определяется в первую очередь особенностями психологической проблемы. Например, трудности межличностных отношений целесообразнее корректировать, в реальных, но специальным образом организованных условиях группового общения. Методами групповой психокоррекции являются ролевые игры, групповые тематические дискуссии, специально разработанные психотехники и упражнения.
Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, имеющие специально назначенного руководителя, проводящие встречи в определенное время. Основные задачи таких групп – взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие
Лакин выделил шесть процессов, которые, по его мнению, являются общими для психокоррекционных групп. Группы: 1) облегчают выражение эмоций; 2) создают чувство принадлежности к коллективу; 3) побуждают к самораскрытию; 4) знакомят с новыми образцами поведения; 5) позволяют сопоставить личностные особенности отдельных членов группы; 6) способствуют распределению ответственности между руководителем и остальными участниками.
Психокоррекционные группы можно разделить на четыре категории: 1) группы организационного развития или решения проблем; 2) группы обучения руководителей и развития межличностных навыков; 3) группы личностного развития; 4) терапевтические группы.
Т-группы были основаны в 1946г. Левиным. Ценности, лежащие в основе движения Т-групп, включают: ориентацию на поведенческие и общественные науки, демократичные процессы в противовес авторитарным, способность устанавливать отношения взаимопомощи. Руководитель Т-группы (тренер) доверяет участникам группы совместную работу по исследованию их поведения и взаимоотношений. Т-группа помогает также участникам развивать специфические коммуникативные умения, такие, как описание поведения, сообщение о чувствах, активное слушание, конфронтация. Последнее время Т-группы направили свое внимание на развитие специфических умений и стали включать техники других направлений.
Гештальт группы разработаны Перлзом. Основными понятиями этого подхода являются: отношение фигуры и фона, сознавание и сосредоточенность на настоящем, противоположности, функции защиты и зрелость. Целью гештальттерапии является пробуждение организмических процессов участников путем поощрения расширения сознавания и продвижения по направлению достижения зрелости. Руководитель группы обычно работает с одним "добровольцем", который находится на эмоционально "горячем месте". Членам группы разрешается оказывать поддержку этому участнику, они могут отождествляться с ним.
Психодрама основана Морено. Он обнаружил, что драма может служить терапевтическим целям и что психодраматическое действие имеет преимущества перед вербализацией в ускорении процесса изучения переживаний и формирования новых отношений и типов поведения. Ролевая игра – это одно из основных понятий психодрамы. В отличие от театра в психодраме участник исполняет роль в импровизированном представлении и активно экспериментирует с теми значимыми для него ролями, которые он играет в реальной жизни. Второе понятие – спонтанность – было выделено на основе наблюдений за игрой детей. Катарсис, или эмоциональное освобождение, возникающее у актера в психодраме, представляет собой важную ступень в достижении конечного результата – инсайта, нового понимания имеющейся проблемы. Основные роли в психодраме – это режиссер, который является продюсером, терапевтом и аналитиком, протагонист, "вспомогательное Я" и аудитория.
Арттерапия является относительно новым методом психотерапии. Арттерапия может служить способом освобождения от конфликтов и сильных переживаний; ускорителем терапевтического процесса; вспомогательным средством для интерпретаций и диагностической работы; дисциплинирующей и контролирующей "силой"" средством развития внимания к чувствам, усиления ощущения собственной личностной ценности и повышения художественной компетентности. В арттерапии спонтанные рисование и лепка являются разновидностью деятельности воображения, а не проявлением художественного таланта.
Руководители групп в области арттерапии, как правило, поощряют свободные ассоциации членов групп и их попытки самостоятельно обнаружить значение собственных работ. Первоначально арттерапия применялась в больницах и психиатрических клиниках в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время арттерапия используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов и постепенно отдаляется от своей психоаналитической первоосновы.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия