Психические состояния: классификация и регуляция.
Проблема психических состояний до настоящего времени является слабоизученной. Причина этого кроется в самой природе такого психического явления, как психическое состояние, занимающего промежуточное положение между психическими процессами и психическими свойствами. Проблема психич состояний в отеч Ψ, впервые поставлена Левитовым.
Отличие психич состояний от психич процессов и свойств. Психич процессы- сохраняются в настоящем, протекают здесь и теперь и являются непосредственным откликом на происходящее. Психич свойства- сохраняются долгое время, относительно неизменны во времени, определяют постоянные способы взаимодействия чела с миром. Психич состояния - промежуточное место, имеют большую продолжительность, чем процессы, но не столь постоянны как свойства.
Прохоров отмечает, что психич состояние характеризуется целостностью, явл отражением воздействий на субъект внешних и внутренних стимулов, служит промежуточным звеном м/у психич процессами и свойствами личности, связано с ними. Оно на некоторое время характеризует своеобразие психич деятельности и имеет определенные временные границы.
Развитие структуры психич состояния осуществлялось Ганзеном и Юрченко. Ими была представлена структурная схема, ктр явл наиболее полным системным описанием структуры психич состояния чела.
Структура психич состояний: 1 уровневость, совпадающая с уровневой организацией чела; 2 субъективность-объективность; 3 степень обобщенности. На основе каждой из них формируется одна из трех подструктур общей структуры психич состояния чела.
Первая подструктура состоит из четырех основных уровней организации состояния:
1 физиологического (включает нейрофизиологические характеристики, физиологические функции и биохимические изменения), 2 психофизиологического (включает вегетативные реакции, изменения психомоторики, сенсорики), 3 Ψческого (включает изменения психич функций и настроения чела), 4 социально-Ψческого (вкл характеристики поведения, деятельности и отношения чела).
Вторая подструктура носит координационный характер и раскрывает наличие в психич состоянии субъективной (переживания самого чела) и объективной сторон (данные исследователя или наблюдения).
Третья подструктура психич состояния упорядочивает характеристики их компонентного состава по степени обобщенности: общие, особенные, индивидуальные.
Таким образом, структура психич состояния представляет собой системное образование, которое многокачественно, многогранно, иерархически организовано. Качественное своеобразие состояния определяется доминированием одной из подструктур структуры. Доминирование той или иной структуры определяет функциональные проявл психич состояния.
Функции психич состояний. 1. Функция адаптации: уравновешивание субъекта с окружающей средой (природной и социальной) в силу того, что психич состояние есть следствие объективного отражения личностью ситуации. 2. Управляющая функция. В этом смысле психич состояние может представлять собой настрой, готовность, условие для осуществляющегося или предстоящего взаимодействия. 3. Регулирующей функции состояния. В данном случае речь идет о регулировании активности субъекта путем отражения значимости внешних и внутренних ситуаций для осуществления его жизнедеятельности.
Классификация психич состояний. Ганзен предлагает деление состояний на: 1.волевые (разрешение-напряжение), которые в свою очередь делятся на практические и мотивационные; 2. аффективные (удовольствие-неудовольствие), которые делятся на гуманитарные и эмоциональные; 3.состояния сознания (сон-активация). Прохоров дополняет эту классификацию творческими состояниями и настроением. Также он разделяет состояния по продолжительности на оперативные (сек.-мин.), текущие (час-день), длительные (нед.-мес.) и сверхдлительные (год и более). Юрьев предложил дополнительное разделение состояний в классификации Ганзена на состояния индивида, состояния субъекта деятельности, состояния личности и состояния индивидуальности. Генкин и Медведев предложили делить состояния на: 1.интенсивные (уровень бодрствования, уровень удовлетворенности, уровень эмоциональности, уровень мотивированности, уровень разрежения-напряжения) 2.экстенсивные (соотношение активности коры и подкорки, модальные характеристики).
Проблема саморегуляции психич состояний. Приемы регуляции психич состояний.
Саморегуляция - это способность управлять собственным поведением, психич состоянием, развитием интеллекта и личности в целом, с тем, чтобы оптимальным образом действовать в сложных жизненных и профессиональных ситуациях. Необходимость саморегуляции возникает в следующих случаях: -субъект сталкивается с трудноразрешимой, новой и необычной для него проблемой; -проблема не имеет однозначного решения: или его нет на данный момент времени, или имеется несколько альтернативных его вариантов, из которых трудно выбрать оптимальный; -субъект находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, которое побуждает его к импульсивным действиям; -решение о том, как действовать, приходится принимать не раздумывая, в условиях жесткого дефицита времени.
Наиболее перспективной и физиологически обоснованной базой для развития психич саморегуляции служит релаксационное состояние. Оно хар-ся специфическим снижением уровня бодрствования, при ктр снимаются неблагоприятные эмоциональные доминанты и ускоряется протекание в организме восстановительных процессов. Помимо релаксации как одного из основных способов саморегуляции необходимо отметить следующие способы: Концентрация - это сосредоточение сознания на определенном объекте своей деятельности (напр, на зрительных, вкусовых, телесных ощущениях, на эмоциях и т.п.) В основе концентрации лежит управление вниманием. Визуализация - это создание внутренних образов в сознании субъекта, т.е. активизация воображения с помощью слуховых, зрительных и др. ощущений, а также их комбинаций. Самовнушение - это создание установок, воздействующих на подсознательные механизмы психики. Как способ регуляции самовнушение связано прежде всего с мышлением, в качестве инструмента используется слово. Данные способы саморегуляции могут использоваться субъектом комплексно, в определенной последовательности в процессе аутогенной тренировки. Аутогенная тренировка предст собой систему упражнений, направл челом на себя и предназначенных для саморегуляции психич и физич состояний в ситуациях повышенной эмоциональной напряженности. Использование приемов аутотренинга позволяет субъекту целенаправленно изменять настроение и самочувствие, что + сказывается на его работоспособности и состоянии психич и физического здоровья. Аутотренинг основан на сознательном применении челом разнообразных средств Ψческого воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации, или тонизирования.
К измененным состояниям сознания относят большое множество состоя-ний сознания, заполняющее пространство между бодрствованием и сном. Все множество ИСС может быть разделено на два класса: суженных состояний сознания и расширенных состояний сознания. К трансовым состояниям относят суженные состояния сознания, достигаемые раз-личными способами: -с помощью различных медитационных техник; - гипнотическим воздействием;- с помощью разнообразных ритуалов. Расширенные состояния сознания могут быть разделены на группы: - предсмертные состояния, холотропные состояния, достигаемые приемом наркотиков (психоделиков) или холотропным дыханием (гипервентиляцией) и состояния, характеризующиеся повышенными психическими и физическими возможностями (сверхбодрствование, состояние Кандыбы).
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия