Подготовительный
– формулируется проблема, ее осознание; изучается литература по данному вопросу
формулировка задач исследования
определение объекта (кого, что изучаем) и предмета (что именно, каков срез этого объекта) исследования
Формулировка гипотезы – это возможный ответ на вопрос, который заключен в проблеме. Она должна соответствовать двум критериям: правдоподобность; доступность для проверки.
При этом необходимо учитывать:
соответствие методов методологическим принципам
возможность проверки одних методов другими, т.е. удостовериться, а действительно ли данные сочетания методов применяется при изучении конкретного психологического феномена, явления.
Исследовательский – сбор фактических данных с помощью разных методов и серии исследования.
Обработка данных исследования. Включает количественный и качественный анализ данных исследования.
анализ каждого зафиксированного факта, который должен быть отражен в протокольной записи
установление связей: факт, гипотеза, т.е. оценка того, подтверждает полученный факт гипотезу или нет, является ли в соответствии с полученным фактом данная гипотеза правдоподобной и может ли она быть доступной для дальнейшей проверки с помощью новых фактов
выделение повторяющихся фактов и отсечение малосуществующих не отражающих предмет исследования
статистическая обработка результатов. Выбор метода математической статистики связан с природой изучаемого предмета и с целью исследования
составление таблиц, построение графиков.
4. Интерпретация данных и формулировка вывода
установление правильности или ошибочности гипотезы
соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями.
-
Содержание
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия