Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
– это процесс профессионального общения психолога-консультанта с клиентом, направленный на оказание психологической помощи. Психолог помогает решить как межличностные, так и внутриличностные проблемы клиента. Основной метод, используемый в психологическом консультировании – профессиональная беседа.
Подходы к практике психологического консультирования. Глубинная психология. Психодинамические теории, основоположником которых был З.Фрейд. Популярные сегодня транзактный анализ Э.Берна, гештальттерапия Р.Перлза, биоэнергетика А.Лоуэна родились на основе работы их авторов в классической теории З.Фрейда. В процессе консультации психолог использует следующие приемы: 1. Анализ символов повседневности, например, направленная ассоциация клиента на заданное слово. 2. «Фрейдовская ошибка» - это ошибки, описки, обмолвки клиента, которые рассказывают подсознательные чувства клиента. Свободное ассоциирование является лучшим способом понять смысл этих ошибок. 3. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. 4. Анализ сопротивления как проявление более широкого механизма вытеснения. 5. Анализ содержания переноса клиента. Перенос относится к чувствам клиента по отношению к психологу. Обратный перенос – это содержание чувств психолога по отношению к клиенту. Психолог обязан идентифицировать, понять и проработать свои чувства к клиенту. Работа в русле психодинамических теорий требует от психолога интеллектуальной дисциплины, виртуозного владения техниками, что достигается путем длительного систематического обучения. При бессистемном использовании психоаналитических методик и приемов интерпретации результатов порождает «дикий» психоанализ, который не приносит клиенту облегчения.
Гуманистическое направление. В центре методологии – личность клиента, которая является контролирующим центром в принятии психологом решения. Это отличает данное направление от психодинамической теории, делающей акцент на то, как прошлое воздействует на настоящее, и от бихевиористской теории, использующей воздействие окружения на личность. Гуманистическое, или экзистенциально-гуманистическое направление в психологии развивалось К. Роджерсом, Ф. Перлзом, В. Франклом. В ходе беседы психолог пользует базовые техники: активное слушание – это вербальные приемы, направленные на эффективное понимание собеседника; безмолвное слушание – заинтересованное молчание, прерываемое короткими словами, междометиями и паузами; техники вопросов – использование разнообразных вопросительных средств для получения новой информации о собеседнике (открытые, закрытые и альтернативные вопросы); побудительные высказывания, повествовательные высказывания и незаконченные высказывания; эмпатическое слушание – использование техник активного слушания и техник вопросов с целью вербализации эмоционального опыта собеседника. Техники воздействия: интерпретация – вербально выраженная гипотеза консультанта относительно связи различных элементов проблемной ситуации; терапевтическая конфронтация – конструктивное столкновение клиента с информацией, противоречащей его опыту, его Я-концепции, его взгляду на ситуацию, на других людей; самораскрытие консультанта (рефлективная обратная связь) – сообщение, в котором, с одной стороны, выражено отношение консультанта к клиенту, но, с другой стороны, форма, в которой выражено это отношение, не приводит к разрушению их взаимоотношений, а напротив, к их оптимизации; рекомендации – это предложения и пожелания клиенту о том, как действовать в той или иной ситуации, как относиться к тому или иному событию.
Бихевиоральное направление. Исходная методологическая позиция психологов этого направления состоит в том, чтобы дать клиенту контроль над своими действиями, вызвать конкретные перемены в его поведении.
Бихевиоральный анализ – это акцент на конкретных действиях и поступках человека. Психолог делает упор на действиях человека, а не на его размышления по поводу действия. Исторически это направление идет от работ Д.Уотсона и Б.Скиннера.
Виды психологического консультирования. Виды консультирования в зависимости от проблематики.
1.Кризисное (насилие); 2.Семейное (детско-родительские отношения, супружеские отношения); 3. Проблемное (проблемы в личной сфере, профессиональной и социальной). Виды консультирования в зависимости от возраста: детское; подростковое; взрослое.
Виды консультирования в зависимости от пространственной организации консультирования: контактное (очное); дистантное (заочное – телефонное консультирование, Интернет-консультирование и т.п.)
Виды консультирования в зависимости от сферы приложения: школьное; профессиональное; семейное; личностное; супервизия.
Этапы консультативной беседы (Алешина): А – знакомство с клиентом и начало беседы (5-10мин); Б – расспрос клиента, формулирование и проверка консультат гипотез (25-35 мин); В – психокоррекцион воздействие (10-15мин); Г – завершение беседы (5-10мин).
Этап 1 – начало беседы. Цель – подготовить клиента к исслед-ию проблем.ситуации. Задачи: 1)установление контакта; 2) создание атмосферы безопасности. Мероприятия – 1)встреча; 2)организац.вопросы; 3)инициирование беседы; 4)создание настроя на исслед-ие.
Этап 2 – исследование. Цель – понимание консультантом и клиентом проблемной ситуации. Здесь происходит переход от первичного запроса к его подтексту (к более глубокому пониманию проблемы). Задачи: 1)поддержать контакт с клиентом; 2) стимулировать вербал. активность собеседника; 3) помощь в описании проблемной ситуации; 4)способств-ние целенаправл развитию беседы; 5) осмысление того, что говорил клиент; 6) формулир-ие и проверка консультатив гипотез. Здесь используются базовые техники активного слушания, техники вопросов, техники эмпатич слушания. Консультативные гипотезы – версии консультанта о причинах проблемной ситуации.
Этап 3 – воздействие. Цель – изменение клиента (его эмоц состояния, отношения к другим и себе, представления о способах решения проблемы). Задачи: 1) структурирование информации с помощью интерпретации; 2) появление у клиента нового видения проблемной ситуации; 3) обсуждение вариантов решения проблемы. Результат этого этапа – переход к многомерному видению проблемной ситуации.
Техники – активное слушание, техники вопросов, эмпатическое слушание, техники воздействия (интерпретация, конфронтация, рефлективная обратная связь, рекомендации), специфич методы.
Этап 4 – завершение беседы. Цель – подведение итогов беседы. Мероприятия: 1)воздействующее резюме – суммирование и краткое обобщение того, чего консультант и клиент добились в ходе беседы. 2) обратная связь от консультанта. 3) активизация обратной связи от клиента. 4)обсуждение перспективы дальнейших отношений консультанта и клиента. 5) решение организацион и финанс вопросов. 6)прощание с клиентом.
Практический психолог — специалист, имеющий соответствующее образование и уровень квалификации, оказывающий психологическую помощь (психологические услуги) населению, включающую полный или частичный спектр из направлений, предусмотренных соответствующими должностным обязанностям, определяемыми соответствующим «Положением о психологической службе» и конкретной ситуации, требующей психологического вмешательства или использования специальных психологических знаний и технологий.
В практической психологии выделяют три уровня решения задач: 1. Научно-исследовательские задачи - изучение закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности практического психолога; конструирование способов, методов и средств. 2. Прикладные задачи - разработка специальных программ, учебных пособий, методических материалов по практической психологии; выработка принципов психологического сопровождения развития личности, а также функционирования трудовых коллективов, учебных групп и других объединений людей; 3. Практические задачи - определяются конкретными проблемами непосредственно по месту профессиональной деятельности психолога- практика.
Психопрофилактическая работа: 1. разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа; 2. контролю за соблюдение психогигиенических условий обучения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармоничного, психического развития и формирования личности детей на каждом этапе их развития; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье; 3. обеспечению условий оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень, предупреждение возможных осложнений в психическом развитии и становлении личности детей и подростков в процессе непрерывной социализации; 4. подготовке детей и подростков к сознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания; 5.своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Психодиагностическая работа: Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
1. активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающему психическое развитие и становление личности детей, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития детей. 2. участию в разработке, апробации и внедрении комплексных психолого-медико-педагогических развивающих и коррекционных программ;
3. реализации комплекса индивидуальных ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетним.
Консультативная работа (консультирование психологическое) Психологическое консультирование предусматривает деятельность по: 1. консультированию администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения и воспитания и образования детей. 2. консультированию родителей и членов семей детей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий; 3. консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитии детей по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Психологическая реабилитация предусматривает деятельность по: - психологическому сопровождению детей, членов их семей в процессе консультативной и психокоррекционной работы с ним; -конструированию адаптивных моделей поведения и социальных взаимодействий, обеспечивающих наиболее полную социализацию и интеграцию в общество проблемных детей и их семей.
В настоящее время в России наиболее развитой является служба практической психологии образования. В качестве цели Службы рассматривается содействие в создании в образовательном учреждении социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности и обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности всех участников образовательного процесса. Основные проблемы Службы практической психологии в системе образования решаются в рамках трёх основных направлений деятельности: 1. Научное направление предполагает решение проблем изучения закономерностей развития и формирования личности с целью разработки методологических основ деятельности службы практической психологии образования, способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в условиях современной системы образования. 2. Прикладное направление связано с необходимостью решения проблем психологического проектирования образовательного процесса, включая составление образовательных программ, создание учебников и учебных пособий по психологии, разработку психологических оснований дидактических и методических материалов, программ подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров. 3. Практическое направление нацелено на решение конкретных проблем непосредственно в образовательном учреждении, специализированных психологических кабинетах и центрах в форме оказания непосредственной психологической помощи.
Практическая психология бизнеса, рекламы и менеджмента. Эти направления являются во многом сходными по проблематике. Проблемы психологии бизнеса связаны с изучением особенностей личности современного предпринимателя; важнейших требований, предъявляемых к человеку, начинающему «своё дело»; психологических средств и методов предпринимательской деятельности; характеристик делового общения бизнесмена; основ эффективной мотивации сотрудников и т.д. Психология рекламы рассматривает такие вопросы, как формы и средства рекламной деятельности; технология создания рекламных писем, проспектов, объявлений и т.п.; существующие нормативные положения об организации рекламной деятельности; психологические особенности восприятия рекламных роликов; способы привлечения внимания в рекламе; психологические аспекты «паблик рилейшнз»; корпоративная реклама и т.д. Психология рекламы включает в себя особенности организации предвыборных компаний, создание имиджа политика или бизнесмена, психологические основы любой презентации. Психология управления занимается вопросами: типы, стили и виды управления; специфика управленческих действий на разных уровнях, способы и методы убеждения; учёт индивидуальных особенностей и мотивация подчиненных в управленческой деятельности; психологические основы эффективных управленческих решений; типы корпоративных культур; влияние руководителя на социально-психологический климат в коллективе; вертикальные и горизонтальные коммуникации руководителя и его личностные характеристики; эффективные информационные технологии в управленческой деятельности и ряд других. Психолог, работающий в рекламном деле, в бизнесе, в государственном учреждении или на промышленном предприятии, должен оказывать психологическую помощь руководителю и способствовать эффективному труду всего персонала.
Психологическая помощь семьям. Семейная психотерапия в настоящее время определяется как направление в медицинской и немедицинской психотерапии, ориентированное на оказание психологической помощи семье в преодолении разнообразных психологических проблем: в межличностных отношениях, в эмоциональной сфере и т.п. Психологическая помощь может оказываться: а) преимущественно одному члену семьи в связи с проблемами его семейной жизни или её отсутствия; б) брачной или предбрачной паре; в) семье в целом; г) родителю или родителям; д) родителям и детям; е) ребенку или подростку.
Требования к личности практического психолога: Практическому психологу желательно иметь следующие черты: - концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; - открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость и терпимость; - эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; - аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; - энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; - уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; - уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; - богатое воображение, интуиция; - высокий уровень интеллекта.
Практический психолог помогает улучшить взаимоотношения между людьми, облегчить страдания, помочь овладеть приемами организации собственной деятельности.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия