Неофрейдизм
Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографи -ческой теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.
Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Представители – К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх.
Концепция Хорни. Заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Не принимает исключительную роль сексуальных факторов, подвергла сомнению Эдипов комплекс, структурное деление психики на Оно, Сверх-Я и Я. Вся человеческая жизнь имеет характер соперничества, необходимость сравнения себя с другими, притязания, одной стороны, и реальные возможности своего неуспеха и успеха других - с другой, вызывают тяжелые переживания, тревожность. Тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Челом движут бессознательные побуждения, главным образом, врожденные, биологически обусловленные, отчасти же приобретенные: стремление к безопасности и к удовлетворению. Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком.
Образ Я = знания о себе + отношения к себе. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей (в идеале 3 эти образа совпадают).
Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из 3 типов характера: Устойчивый тип – нерешительны, беспомощны, чувствительны, боятся одиночества, ориентированы на мнение окружающих; потребность к любви и одобрению, жажда близости, берут вину на себя, чувствительность к запросам др. людей. Враждебный/агрессивный тип – властные, упорные, настойчивые, целеустремленные, нечувствительные; враждебность, доминирование, эксплуатирование других; все поведение направлено на приобретение власти, потребность управлять другими людьми. Обособленный тип – держат дистанцию в общении, стремятся к уединению, боятся контакта с другими людьми => стратегия «мне все равно», очень много творческих людей, общение вызывает трусость и страх.
Возникают защитные механизмы Я, которые служат окольными путями проникновения в сознание подавленных импульсов, потребностей, чувств. Совокупность этих механизмов, их источник и развитие в течение жизни индивида определяют его характер и делают личность нормальной или невротической. Хорни подчеркивает роль культуры, противоречий, вызываемых ею: с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой - налагает большие ограничения (экономические, юридические, этические).
Концепция радикально-гуманистического П Фромма. Разработка идеи об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной психики. Чел разрывает естественные - инстинктивные - связи с природой, первичная гармония между челом и природой разрушена. Но социальные условия не дают основы для развития чела в этом направлении. Таким образом, возникают непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей: механизмы бегства, которые выливаются в определенные тенденции поведения. Их три: авторитаризм, деструктивизм, конформизм. Они являются бессознательными, иррациональными. Фромм утверждает, что радикальным изменениям экономических, социальных, политических сторон жизни сопутствуют столь же радикальные изменения в структуре личности. Выделил социальные характеры: 5 типов характера (продуктивные и непродуктивные):
Непродуктивные. Рецептивный – все, что нужно, должно быть доставлено извне, ищет поддержку в людях, любовь = быть любимым, чувствительны к недостатку любви и внимания. Не могут отказывать другим людям; очень любят поесть и выпить. Доверчивы, сентиментальны, оптимистичны, дружелюбны. Во всем пассивны.Эксплуатирующий – стремятся получить все, что хотят, с помощью силы и изобретательности. Во всем ищут выгоду. Могут воровать идеи и выдавать их за свои. Крупная форма – клептомания. Подозрительность, цинизм, зависть, ревность. Накапливающий – расходы вызывают чувство тревожности и опасности, скупость распространяется не только на вещи, но и на мысли. Упрямство, педантичность, пунктуальность. Тяготеют к прошлому. Рыночный – своя личность как товар. Как выгодно себя преподать, ориентируются на окружающих. Быстро схватывают средства для манипуляции др. людьми. Бестактность, опустошенность. Открытость, щедрость, любознательность.
Продуктивные. Тип идеального психологического здоровья – развитие возможностей творчества, любви и их раскрытия. Независимы от других. Чувственное наслаждение от природы, шедевров, творчества – наслаждение жизнью. Настойчивость, стремление взять на себя инициативу. Творческие люди, совершают социальные поступки. Целостная личность.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия