logo
ОТВЕТЫ на Вопросы к междисциплинарному экзамену

Неофрейдизм

Возник в кон. 1930-х гг. в процессе соединения психоанализа с американской социологической и этнографи -ческой теориями. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психическими структурами.

Подвергнув критике ряд положений классического психоанализа в толковании внутрипсихических процессов, но оставив важнейшие его концепции (иррациональные мотивы человеческой деятельности, изначально присущие каждому индивиду), представители неофрейдизма перенесли центр тяжести на исследование межличностных отношений. Причиной неврозов у человека они считают тревогу, зарождающуюся еще у ребенка при столкновении с исходно враждебным ему миром и усиливающуюся при недостатке любви и внимания. Позже такой причиной становится невозможность для индивида достичь гармонии с социальной структурой современного общества, которое формирует у человека чувство одиночества, оторванности от окружающих, отчуждение. Именно общество рассматривается как источник всеобщего отчуждения и признается враждебным коренным тенденциям развития личности и трансформации ее жизненных ценностей и идеалов. Представители – К.Хорни, Э.Фромм, В.Райх.

Концепция Хорни. Заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход. Не принимает исключительную роль сексуальных факторов, подвергла сомнению Эдипов комплекс, структурное деление психики на Оно, Сверх-Я и Я. Вся человеческая жизнь имеет характер соперничества, необходимость сравнения себя с другими, притязания, одной стороны, и реальные возможности своего неуспеха и успеха других - с другой, вызывают тяжелые переживания, тревожность. Тревожность является источником притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Челом движут бессознательные побуждения, главным образом, врожденные, биологически обусловленные, отчасти же приобретенные: стремление к безопасности и к удовлетворению. Хорни считала, что причинами развития тревоги могут быть и отчуждение родителей, и чрезмерная их опека, подавляющая личность, враждебная атмосфера и дискриминация или, наоборот, слишком большое восхищение ребенком.

Образ Я = знания о себе + отношения к себе. Хорни считала, что существует несколько "образов Я" – Я реальное, Я идеальное и Я в глазах других людей (в идеале 3 эти образа совпадают).

Невротическое стремление к безопасности достигается гипертрофией одного из трех типов защитных реакций: беспомощности, агрессивности и отгороженности. Если человек предпочтительно использует один из типов защиты, почти полностью игнорируя остальные, то формируется один из 3 типов характера: Устойчивый тип – нерешительны, беспомощны, чувствительны, боятся одиночества, ориентированы на мнение окружающих; потребность к любви и одобрению, жажда близости, берут вину на себя, чувствительность к запросам др. людей. Враждебный/агрессивный тип – властные, упорные, настойчивые, целеустремленные, нечувствительные; враждебность, доминирование, эксплуатирование других; все поведение направлено на приобретение власти, потребность управлять другими людьми. Обособленный тип – держат дистанцию в общении, стремятся к уединению, боятся контакта с другими людьми => стратегия «мне все равно», очень много творческих людей, общение вызывает трусость и страх.

Возникают защитные механизмы Я, которые служат окольными путями проникновения в сознание подавленных импульсов, потребностей, чувств. Совокупность этих механизмов, их источник и развитие в течение жизни индивида определяют его характер и делают личность нормальной или невротической. Хорни подчеркивает роль культуры, противоречий, вызываемых ею: с одной стороны, культура стимулирует наши потребности, а с другой - налагает большие ограничения (экономические, юридические, этические).

Концепция радикально-гуманистического П Фромма. Разработка идеи об общественной обусловленности человеческой, в том числе бессознательной психики. Чел разрывает естественные - инстинктивные - связи с природой, первичная гармония между челом и природой разрушена. Но социальные условия не дают основы для развития чела в этом направлении. Таким образом, возникают непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей: механизмы бегства, которые выливаются в определенные тенденции поведения. Их три: авторитаризм, деструктивизм, конформизм. Они являются бессознательными, иррациональными. Фромм утверждает, что радикальным изменениям экономических, социальных, политических сторон жизни сопутствуют столь же радикальные изменения в структуре личности. Выделил социальные характеры: 5 типов характера (продуктивные и непродуктивные):

Непродуктивные. Рецептивныйвсе, что нужно, должно быть доставлено извне, ищет поддержку в людях, любовь = быть любимым, чувствительны к недостатку любви и внимания. Не могут отказывать другим людям; очень любят поесть и выпить. Доверчивы, сентиментальны, оптимистичны, дружелюбны. Во всем пассивны.Эксплуатирующий – стремятся получить все, что хотят, с помощью силы и изобретательности. Во всем ищут выгоду. Могут воровать идеи и выдавать их за свои. Крупная форма – клептомания. Подозрительность, цинизм, зависть, ревность. Накапливающий – расходы вызывают чувство тревожности и опасности, скупость распространяется не только на вещи, но и на мысли. Упрямство, педантичность, пунктуальность. Тяготеют к прошлому. Рыночный – своя личность как товар. Как выгодно себя преподать, ориентируются на окружающих. Быстро схватывают средства для манипуляции др. людьми. Бестактность, опустошенность. Открытость, щедрость, любознательность.

Продуктивные. Тип идеального психологического здоровьяразвитие возможностей творчества, любви и их раскрытия. Независимы от других. Чувственное наслаждение от природы, шедевров, творчества – наслаждение жизнью. Настойчивость, стремление взять на себя инициативу. Творческие люди, совершают социальные поступки. Целостная личность.