Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
Предмет психологии– психика или психические явления. Психика или психические явления – это псих. процессы, псих. свойства и псих. состояния. Предметом психологии являются психические процессы, свойства, состояния человека и закономерности его поведения. Существенным моментом при этом оказывается рассмотрение порождения сознания, его функционирования, развития и связи с поведением и деятельность. Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые.
К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, мышление и речь, память, внимание.
Фундаментальный набор эмоций включает в себя: страх, гнев, радость, тоска (печаль) – из них развиваются более сложные эмоциональные явления. Волевые процессы связаны с саморегуляцией человеком своих действий и поведения: борьба мотивов, принятие решения, поддержание усилий для того, чтобы довести дело до конца.
Психические свойства (наиболее устойчивые психические явления) описывают двояко: 1)темперамент, характер, направленность и способности; 2)более частные характеристики (например, экстраверсия - интроверсия). Психические состояния – промежуточная категория. Они имеют относительно небольшую продолжительность (от нескольких минут до нескольких дней).
Задачи психологии. Основной задачей психологии является изучение закономерностей психической реальности и ее развития.
Актуальные проблемы в психологии. Психофизическая проблема состоит в поиске ответа на вопрос о том, как взаимодействуют психика и физический мир, как психика преломляет воздействия извне. Психофизиологическая проблема связана с поиском ответа на вопрос о связи психики и организма человека. Частными случаями психофизиологической проблемы являются: - психоневрологическая проблема – связь психики человека и нервной системы, в первую очередь, мозга; - психосоматическая проблема – вопрос о взаимных влияниях психики человека и тела. Психосоциальная проблема состоит в исследовании влияний социума на психические явления, как прямых, так и обратных.
Проблема метода и определения предмета психологии. Как и любая другая наука, вышедшая из недр философии, психология имеет абстрактный предмет изучения, причем изучаемый практическими методами. (т.е. пощупать этот предмет невозможно, а следовательно у него не может быть и однозначного толкования- каждый воспринимает его по- своему. Доказательством тому может служить огромное количество школ и направлений психологии, а так же, соответственно, разнообразий методов изучение предмета - от чисто эмпирических (например методы интроспекции) до сугубо практических (например бихевиоризм).
Современная психология исследует психику и уже потом поведенческие реакции, являющиеся следствием деятельности психики. Нельзя не упомянуть о тесной связи психологии с психиатрией, анатомией и физиологией - науками, имеющими более чем конкретный предмет изучения.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия