Личность и деятельность в теории Леонтьева
По мнению А. Н. Леонтьева, личность человека создается общественными отношениями. На первый план выступает категория деятельности субъекта. Леонтьеву удается провести разграничительную линию между понятиями индивида и личности. Индивид – это неделимое, со своими индивидуальными особенностями генотипическое образование. Личность тоже целостное образование, но не данное кем-то или чем-то, а созданное в результате множества предметных деятельностей. Внешнее действует через внутренние условия. Развитие личности представлено как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые вступают между собой в иерархические отношения. В процессе взаимодействия субъекта с предметами и явлениями окружающей среды ему открывается их объективное значение. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации потребности. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель. Существуют мотивы-стимулы, т. е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности Леонтьева. Три основных параметра личности: широта связей человека с миром, степень иерархизованности этих связей, общая структура этих связей. Процесс становления личности по Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».
В теории А.Н. Леонтьева раскрываются механизмы развития человеческой активности, которая осуществляется в процессе деятельности вследствие возникающих противоречий. Активный человек выступает как момент видоизменения деятельности, затрагивающий основные структурные компоненты исходной деятельности, а также преодоление связанных с этим установок как моментов «инерции» в деятельности.
Соотношение деятельности и психики. Внешняя и внутренняя деятельность. А.Н. Леонтьев говорил «То, что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие его деятельности, как внешней, так и внутренней». Деятельность – это единица жизни. Общество не просто определяет внешние условия осуществления деятельности, но и способствует формированию мотивов, целей, способов, средств достижения цели. Деятельность входит в предмет психологии, но не особой своей частью, а «функцией полагания субъекта в предметной действительности и ее преобразования в форму субъективности».
Разделение деятельностей на внешние и внутренние – это искусственное разделение. Внутренняя деятельность формируется из внешней. Процесс интериоризации состоит не в том, что внешняя деятельность перемещается в предшествующий план сознания, это процесс, в котором внутренний план формируется. А переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметом - экстериоризацией. Функция внутренних действий в том, что внутренние действия подготавливают внешние действия. Они экономизируют человеческие усилия, давая возможность достаточно быстро выбрать нужное действие. Они дают возможность человеку избежать грубых ошибок.
Внутренняя и внешняя деятельность имеют общее строение: она побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав. Отличие одной деятельности от другой это предмет деятельности – действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, вместо реального продукта получается мысленный результат.
Формы деятельности. 1)Познание. К такой форме деятельности, как познание, относятся научное познание, художественное познание и религиозное познание. 2)Общение. Сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, осуществляемое знаковыми средствами. 3)Труд. Трудовая деятельность носит общественно значимый характер.
Виды деятельности.1)игра; Игровая деятельность: мотив - процесс деятельности, а не результат. 2)учение; Для учебной и игровой деятельности результат состоит в освоении субъектом социально-выработанного опыта, знаний и т.д. 3)труд. Трудовая деятельность - предполагает получение какого-либо общественнозначимого результата.
Эти виды деятельности сменяют друг друга в процессе онтогенеза.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия