Понятие о личности, ее структура.
Психология личности – очень молодая наука и область исследований. Только в последние пять десятилетий в этой области возникли четкие и жизнеспособные направления.
1980-1990-е годы могут быть выделены в отдельный период развития психологии личности. Признаками этого периода, согласно К.А. Абульхановой – Славской, являются: - обращение к исследованию реальной личности. Отметим, что в 1920-1930-е годы советская психология также была ориентирована на изучение реальной личности (в ос-новном, личности ребенка), живущей и воспитывающейся в условиях советского общества. Позднее в отечественной психологии обратились к изучению идеальной личности – личности советского человека. На современном этапе развития психологии интерес к изучению реальной личности возник снова. - сближение психологии личности и этики, обращение к нравственно-ценностным аспектам поведения, мышление ; - особое внимание к проблемам психического здоровья, психотерапии, консульти-рованию; - благодаря разработке Б.Ф. Ломовым системного подхода, конкретные проблемы психологии личности (эмоций, способностей, мотивации и т.д.) стали исследоваться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания. На основе таких сис-темных исследований очень активно развивается типологический подход.
Предмет психологии личности и проблема его определения.
Психология личности долгое время развивалась в рамках общей психологии.
Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда важных проблемных вопросов. В современной психологической литературе (Асмолов А.Г., 1990) выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности: 1) богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений и пр.), которое мы соотносим с изучаемой областью знаний; 2) междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками; 3) неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследо-вания.
Первая особенность «Богатство феноменологии личности» нашла отражение в двух различных точках зрения: - согласно одной из них все многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента, стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и пр.), точное и адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в целом. - в соответствии с другой точкой зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующих с другими сложными системами (природой, обществом). Необходимость в системном подходе возникает именно тогда, когда многообразие информации, полученной о данном явлении, требует обобщения и систематизации, когда с целью создания целостной картины изучаются не только имманентно присущие объекту свойства, но и такие особенности, которые проявляются в процессе взаимодействия с другими системными объектами. Известный немецкий психолог, автор теории поля Курт Левин говорил, что исследование личности вне ее окружения, вне контекста приведет к исключению из анализа важных для понимания сущности человека свойств. Итак, рассматривая какое-либо сложное явление, мы должны исследовать его в разных планах: 1) как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические, уникальные черты; 2) как часть макроструктуры (например, общества); 3) как часть микросистем, закономерностям которых оно подчиняется.
Вторая особенность «Междисциплинарный статус проблемы личности» требует определения специфики ее предмета в психологии. Сложность определения специфики заключается также в отсутствии одного общего определения личности. Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько.
С точки зрения И.С. Кона, «понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает в нем социально значимые черты». По мнению К.К. Платонова, личность – это «человек как носитель сознания». Согласно Б.Г. Ананьеву, «личность – субъект общественного поведения и коммуникации». В.Н. Мясищев определяет личность через отношения: «Личность – система отношений. Характеризуя личность ее направленностью, уровнем, структурой и динамикой, мы тем самым характеризуем и ее отноше-ния». Следовательно, при характеристике личности на первый план выходит категория «отношения».
Таким образом, предметом психологии личности является ЧЕЛОВЕК, ВЗЯТЫЙ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВЫХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК, КОТОРЫЕ ФОРМИРУЮТСЯ И ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ОБЩЕСТВЕН-НЫХ СВЯЗЯХ И ОТНОШЕНИЯХ, ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО ПОСТУПКИ И ДЕЙСТВИЯ, РЕГУЛИРУЮТ И ОБУСЛОВЛИВАЮТ ВНУТРЕННИЕ СОСТОЯНИЯ И ПСИХИЧЕ-СКИЕ ПРОЦЕССЫ.
Третья особенность «Неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования» проявляется в особой способности человека к рефлексии, к самосоз-нанию, к самопознанию». С одной стороны, эта способность обеспечивает многообразие приемов и способов диагностики личностных свойств, включая самооценочные техники и методики. С другой стороны, - снижает валидность эмпирических данных, позволяет ис-пытуемому манипулировать ими в соответствии с принципом социальной желательности.
Задачи психологии личности. Теории личности и их функции.
К основным задачам психологии личности Л. Первин, О. Джон («Психология лич-ности: теория и исследования) относят следующие: 1) создание модели человеческого функционирования; 2) разработка метода различения людей; 3) установление закономерностей поведения людей.
Научное изучение личности включает систематическое стремление вскрыть и объ-яснить согласованность, повторяемость в мыслях, чувствах и наблюдаемых действиях людей, которые характерны для них в повседневной жизни. Теории личности помогают наблюдать и объяснять эти повторяемости. Теория личности должна охватывать:
1)структуру личности; 2)процессы – динамические аспекты; 3)рост и развитие личности; 4)психопатологию; 5)изменения личности.
Теории личности выполняют две основные функции (Л. Хьелл, Д. Зиглер): - обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить те или иные классы наблюдаемых взаимосвязанных событий;
- предсказание событий и связей, до сих пор не изучавшихся.
Актуальные проблемы психологии личности.
Хотя в настоящее время нет общепринятого единственного определения личности, тем не менее, исследования различных аспектов личности продолжают осуществляться. В них личность рассматривается, как правило, как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения. Сфера личностных исследований является обособленной в психологии, благодаря ее попытке синтезировать и интегриро-вать соответствующие принципы из всех областей психологии. Психология личности яв-ляется также подразделом академической психологии, включающим также многие теоре-тические направления, значительный багаж исследовательских находок, множество мето-дов и приемов оценки, а также принципы понимания и исправления патологического по-ведения.
Базовыми проблемами психологии личности, которые носят фундаментальный и одновременно актуальный характер, являются:
1)проблема структуры личности; 2)проблема соотношения биологического и социального в личности; 3)проблема развития личности (см. вопрос № 13); 4)проблема психического здоровья и психопатологии.
«Проблема структуры личности» тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями. Существуют два подхода к решению проблемы структуры личности: 1) первый подход (Г. Олпорт, Р. Кэттелл, Г.Ю. Айзенк и др.) основан на теории черт и идее факторной организации вторичных свойства; 2) второй подход (К.Г. Юнг, К.А. Абульховано и др.) реализуется через принцип, согласно которому все многообразие проявлений личности может быть описано с помо-щью категории «тип личности».
Эти два подхода имеют различные теоретические основания. Первый относится к апостериорным теориям, логика построения которых основана на принципе от «частного к общему», второй – к априорным, опирающемся на принцип «от общего к частному».
«Проблема соотношения биологического и социального в личности» связана с ря-дом методологических принципов, в первую очередь с принципом детерминизма и разви-тия. Источником развития личности являются условия ее жизни, социально-исторический контекст и т.д. Как социальное существо человек проходит отдельные этапы социализа-ции, или социогенеза, присваивая себе и выполняя определенные социальные роли, уста-навливая собственные ориентиары по отношению к общепринятым нормативам и стан-дартам. С другой стороны, в личности есть и биологическая составляющая. К.К. Платонов выделил биологическую и социальную подструктуры личности.
В настоящее время актуальной является изучение психотерапии личностных рас-стройств (страхи, различные личностные травмы и т.д.) и ее реализации. Люди все чаще обращаются к психотерапевтам, т.к. внутреннее ощущение собственной личности причи-няет дискомфорт.
По мнению Л. Хьелла, Д. Зиглера, новые исследования человеческой личности бу-дут осуществляться по пяти основным направлениям:
1) изучение когнитивных процессов и их взаимоотношение с другими аспектами психологического функционирования; 2) изучение взаимодействия ситуационных факторов и личностных переменных, и их вклад в поведение; 3) изучение нейрофизиологических, биохимических и генетических основ лично-сти; 4) изучение личностного развития в среднем и пожилом возрасте; 5) изучение проблем, относящихся к практической деятельности человека.
С каждым годом растет количество интересных и критических исследований в этих областях, что обещает углубить и обогатить понимание природы человеческой личности.
- Вопросы к междисциплинарному экзамену по психологии
- I. Психология
- Развитие представлений о предмете психологии. Предмет, задачи, актуальные проблемы общей психологии
- Понятие о психике и сознании: структура и функции.
- Самосознание: структура, психологические характеристики.
- Методологические принципы отечественной психологии.
- Психофизическая, психофизиологическая и психосоциальная проблемы психологии.
- Ощущения: виды, свойства, закономерности.
- Восприятие: виды, свойства, ошибки.
- Представление: виды и функции.
- Память: теории, виды и процессы.
- Мышление: теории, виды, операции и формы мышления.
- Природа воображения, его виды и способы создания образов.
- Теория внимания, его виды и свойства.
- Эмоции. Классификация эмоций и чувств.
- Воля. Структура волевого действия.
- Речь. Функции и виды речи. Взаимосвязь речи и мышления.
- Понятие о деятельности. Структура и виды деятельности.
- Психические состояния: классификация и регуляция.
- Неосознаваемые психические явления в психике.
- Понятие о личности, ее структура.
- Общая характеристика и типология темперамента.
- Направленность личности.
- Учение о характере, его структура и проявление.
- Понятие о способностях. Уровни развития способностей.
- Проблема развития в психологии. Проблема возрастной периодизации психического развития.
- Основные направления зарубежной психологии: психоанализ и неопсихоанализ.
- Общая характеристика классического психоанализа.
- Общая характеристика неофрейдизма.
- Индивидуальная психология Адлера
- Аналитическая психология Юнга
- Неофрейдизм
- 25. Основные направления психологии хх века
- Основные направления зарубежной психологии: бихевиоризм и необихевиоризм.
- Общая характеристика бихевиоризма.
- Основные направления зарубежной психологии: когнитивная психология и психотерапия. Социально-когнитивные теории Бандуры, Мишела
- Основные направления зарубежной психологии: гуманистическая психология и психотерапия.
- Основные зарубежные теории личности.
- Основные отечественные теории личности.
- Теории личности а.Ф. Лазурского и в.Н. Мясищева
- Теории личности и индивидуальности Мерлина
- Личность в концепции Платонова
- Личность и деятельность в теории Леонтьева
- Человекознание Ананьева
- Возникновение и развитие советской психологии.
- Современное состояние психологической науки. Практическая психология в современном обществе. Актуальные проблемы практической психологии
- Понятие о группах. Виды групп.
- Социально-психологическая характеристика конфликта.
- Конфликт: структура, стадии развития и ф-и. Методы разрешения.
- Организация психологической службы, ее типы и виды.
- Профессиональная этика практического психолога
- Личность психолога
- Виды психологической помощи: психологическое консультирование, психологическая коррекция. Психологическое консультирование
- Психологическая коррекция
- Социально-психологический тренинг.
- Психотерапия и психокоррекция. Современные психосоциальные технологии
- 7. Психотехники, разработанные современными исследователями.
- Планирование и организация психологического исследования.
- Подготовительный
- Общее представление о системе методов в психологии. Классификация методов. Классификация методов психологического исследования
- Классификация Ананьева.
- Психологический эксперимент
- Метод опроса
- Тестирование
- Наблюдение
- Проективные методы исследования
- Метод беседы
- Качественные методы исс-ия в психологии
- Психометрические основы психодиагностики. Валидность и надежность эксперимента
- Стандартизация, надежность и валидность теста
- Проблема измерения в психологии.
- Основные методы обработки данных в психологическом исследовании. Общее представление об обработке данных
- Вторичная статистическая обработка данных
- Интерпретация и обобщение результатов исследования
- Планирование и организация исследования
- Групповая психотерапия
- Психоаналитическая терапия
- Арттерапия