logo search
соц

15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)

"Архивный метод" или изучение продуктов деятельности. В американской научной литературе принят термин "архивный метод" для таких исследований, проводя которые психолог не измеряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализирует дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д. Отечественные психологи используют другой термин для обозначения этого метода. Чаще всего его обозначают как «анализ продуктов деятельности».

Объект исследования - самые разнообразные продукты творчества испытуемых (стихи, рисунки, различные поделки, дневниковые записи, школьные сочинения, предметы, как результат определенного вида трудовой деятельности и т.п.). Можно анализировать не только содержательные, но и формальные характеристики объекта изучения.

Наиболее распространенным методом изучения продуктов деятельности учащихся в школе является изучение школьных сочинений. Этот метод (так же как и метод индивидуальной беседы) дает богатый психологический материал относительно индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Благодаря использованию этого метода, изменяя лишь темы сочинений, учитель за сравнительно короткое время может собрать массовый качественный материал о самых различных особенностях учащихся. Результаты использования этого метода (наряду с результатами наблюдения и бесед) могут дать ценный материал для составления вопросов различных анкет.

А. п. д. - метод, широко распространенный в исторической психологии, а также в антропопсихологии и психологии творчества.

Для психологии творчества он является одним из основных, поскольку особенность творческого продукта как раз и состоит в его уникальности.

А. п. д. предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изменяется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных. Широкое распространение в психологии личности, психологии творчества и исторической психологии получил биографический метод, в ходе которого изучаются особенности жизненного пути одной личности или группы людей.

Иногда необоснованно противопоставляют метод а. п. д., например, методу опросов как метод «объ­ективный» методу «субъективному». Это противопостав­ление не уместно: ведь и в документах источником информации вы­ступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Мера «субъективности» документа раз­лична в зависимости от того, изучается ли официальный или су­губо личный документ, но она всегда присутствует.

Особая про­блема возникает здесь и в связи с тем, что интерпретирует доку­мент – исследователь (человек с собственны­ми, присущими ему индивидуальными психологическими особен­ностями). Важнейшую роль при изучении документа играет, способность к пониманию текста.

Проблема понимания - ­это особая проблема психологии, здесь она включается в про­цесс применения методики, следовательно, не может не прини­маться во внимание. Для преодоления этого нового вида «субъективности» (интер­претации документа исследователем) вводится особый прием, по­лучивший название

«контент-анализ» (буквально: «анализ содер­жания»): это особый, формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается час­тота их употребления. Метод контент-анализа есть смысл приме­нять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с боль­шим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и приме­нением методики контент-анализа; например, сам процесс выде­ления единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоре­тической позиции исследователя, и от его личной компетентнос­ти, уровня его творческих возможностей. Как и при использова­нии многих других методов в социальной психологии, здесь при­чины успеха или неуспеха зависят от искусства исследователя.

Контент-анализ - разновидность "архивного метода".

К.-а. представляет собой один из наиболее разработанных и строгих методов анализа документов. Исследователь выделяет единицы содержания и квалифицирует полученные данные. Этот метод широко распространен не только в психологии, но и других социальных науках. Особенно часто он используется в практической психологии, психологии рекламы и коммуникации.

Разработка метода контент-анализа связана с именами Г. Лассуэла, Ч. Осгуда и Б. Берельсона, автора фундаментальной монографии "Контент-анализ в коммуникационных исследованиях". Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются:

слово (термин, символ);

суждение или законченная мысль;

тема;

персонаж;

автор;

целостное сообщение.

Каждая единица рассматривается в контексте более общей структуры. Контент-анализ используется при анализе результатов применения проективных тестов, материалов и бесед и т.д. Несмотря на громоздкую процедуру, контент-анализ обладает массой достоинств: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; данные проверены на надежность; этот метод можно рекомендовать для анализа исторических документов и т.д.

Контент-анализ в последние годы приобрел "второе дыхание" в связи с развитием психосемантики, методов многомерного анализа данных и применения ЭВМ для исследования больших массивов информации.