32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
Традиционно принято выделять две группы параметров, достаточно полно описывающих особенности той или иной малой социальной группы: - характеризующие группу как целое; - характеризующие человека как члена группы.
Первая группа параметров принципиально важна. Как подчеркивают Дубовская и Кричевский, «любые социально-психологические характеристики группы (структурные, динамические, собственно феноменологические) должны преимущественно отражать именно признаки группы как целостной микросистемы социальных и психологических отношений». Первым среди параметров этой группы - психологическое содержание совместной деятельности (во многих направлениях рассматривается как важнейшее условие самого существования соц. Группы): это совокупность целей, задач и операций, служащих удовлетворению основных мотивов данной деятельности, а также взаимосвязанных с этими мотивами и способами их удовлетворения социальных ценностей. Все особенности конфигурации, функционирования и развития группы будут зависеть от того, какими психологическими свойствами обладает данная деятельность: какой способ взаимодействия предусматривает, на какие ценности взаимоотношений ориентирует участников и т.д. Через разные концепции и подходы проходит мысль о том, что совместная целенаправленная активность членов группы разворачивается как минимум в двух направлениях: реализации основной цели группы и поддержания внутренней групповой целостности. Соответственно виды и формы групповой деятельности, направленные на достижение основной социальной цели, ради которой группа и была создана, принято обозначать как инструментальные. Деятельности, направленные «внутрь» группы, на ее сплочение, решение конфликтов, развитие эмоциональных связей, обозначаются как экспрессивные.
Традиционно принято выделять также следующие параметры группы как целого: композиция группы, групповые структуры и групповые процессы.
Композиция группы - совокупность индивидуальных характеристик членов группы, важных для понимания ее целостных свойств. Достаточно часто в композиционные признаки включают показатели возраста, пола, образования, национальности (выбор в зависимости от цели).
Структура группы возникает как следствие устойчивых функциональных и межличностных отношений членов группы между собой. Выделив определенный признак, лежащий в основе отношений, можно построить некоторую иерархию, в которой каждый член группы займет определенное положение, позицию. Принято выделять вертикальные и горизонтальные групповые структуры. К вертикальным относятся структуры, которые образуются совокупностью позиций членов группы в системе официальных отношений, развивающихся для достижения инструментальных целей группы; эти структуры касаются соподчинения членов группы, структуры власти. Горизонтальные структуры определяют положение членов группы в системах отношений, образуемых по различным основаниям. Выделяют различные структуры группы: структуру власти, эмоциональную, коммуникативную, ролевую структуры. Одновременно в группе существует много подобных структур, так как деятельность группы многомерна и возникающие в ней отношения чрезвычайно разнообразны. Устойчивые отношения постепенно складываются в иерархическую соподчиненную систему позиций членов группы. Такие системы отношений возникают на основе симпатии или антипатии (структура эмоциональных предпочтений), степени психологического влияния (лидерская структура) и движения информации по группе (коммуникативная структура).
Групповые процессы характеризуют малую группу в ее динамике (групповая динамика также характеризует группу как целое). Это межличностные отношения в их становлении, видоизменении, совершенствовании и разрушении. К ним относятся процессы образования, развития, сплочения и нормативного давления; а также процессы принятия группового решения.
Вторая группа параметров: «Человек как член группы» - только одна из ипостасей самореализации и самопроявления человека, но весьма важная, в ней современный человек проживает значительную часть своего личного времени (Левин: «Социальный климат, в котором живет ребенок, важен для его развития так же, как воздух, которым он дышит»). Для описания человека как члена группы в социальной психологии используются понятия: групповые ожидания, нормы, санкции, статус и роль.
Статус личности в группе. Адекватная трактовка термина «статус» предполагает, что он рассматривается как психологическая величина, имеющая отношение к положению человека в различных структурных образованиях малой группы. Статус – это совокупность объективно присущих человеку характеристик, которая определяет восприятие его другими членами группы, самовосприятие и, следовательно, его положение в системах групповых отношений (Андреева).
Групповая роль - понятие, которое концептуально лучше всего проработано в интеракционизме, а в остальной социальной психологии используется крайне свободно и трактуется весьма многозначно. Роль глубоко связана с групповым статусом, в самом общем виде ее можно определить как поведение, социально ожидаемое от человека - носителя определенного статуса. То есть роль воплощение группового статуса в конкретном рисунке поведения, причем поведения, ожидаемого от носителя данного статуса другими членами группы.
Т. Шибутани: конвенциональные роли - представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека, занимающего опред. статус, в некоторой конкретной групповой ситуации. иную статусную позицию в группе; межличностные роли - совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.
Система групповых ожиданий. Человеческое поведение организуется в ответ на ожидания, которые приписываются другим людям. Система групповых ожиданий - это некоторая совокупность представлений о том, как должен вести себя тот или иной член группы в определенной ситуации. В основе групповых ожиданий и представлений лежат групповые нормы. Нормы по своей сути являются представлениями, выработанными членами группы в процессе жизнедеятельности, о подобающих в данной группе способах поведения; это некоторый свод законов, набор правил данной группы. Все поведенческие проявления в группе воспринимаются, оцениваются, регламентируются в соответствии с нормами. Это обеспечивает группе стабильность существования и внутреннюю поведенческую и ценностную целостность, иногда это может приводить к групповому застою. Однако малая группа, как любой другой самостоятельный субъект целенаправленной активности, обладает механизмами, позволяющими ей преодолевать негативные последствия повышенной нормативности своих членов. И еще один важный момент, связанный с нормами. В большинстве своем они регулируют индивидуальное поведение участников группы на неосознаваемом уровне. Такие нормы и нарабатываются группой стихийно, «по наитию», некритично усваиваются членами группы и действуют дальше автоматически. Для того чтобы стимулировать нормативное поведение и снижать вероятность появления ненормативности как массового явления, в каждой группе создается и действует система санкций - это психологические формы поощрения нормативности и наказания ненормативности поведения членов группы.
33. История зарубежных и российских исследований малой группы.
История зарубежных исследований малой группы
Ранние этапы. Исходная точка анализа датируется 1898 г. В 1898 г. американский психолог Триплет опубликовал результаты экспериментального исследования, в котором сравнивал эффективность индивидуального действия, выполняемого в одиночку и в условиях группы (соц. фассилитация и ингибиция).
Потребовалось несколько десятилетий, прежде чем эмпирическое направление получило дальнейшее развитие в зарубежной соц. психологии. Случилось это уже в 20-е годы; тогда на Западе усилилась тяга к эмпирическим исследованиям, начался, по выражению Картрайта и Зандера, эмпирический бунт в социальной науке, особенно в психологии и социологии. Неудовлетворенность умозрительными схемами направила исследователей на поиски объективных фактов. Два крупных ученых того времени - Мёде (Германия) и Ф.Олпорт (США) - во многом продолжили линию исследований Триплета. Кроме того, Ф. Олпорт сформулировал весьма своеобразное понимание группы: «совокупность идеалов, представлений и привычек, повторяющихся в каждом индивидуальном сознании и существующих только в этих сознаниях». Свой отказ рассматривать группу как определенную реальность он мотивировал отсутствием адекватных методов исследования. Со временем в процессе накопления научных знаний и в связи с прогрессом техники исследования подобная точка зрения на природу группы была преодолена. Возобладающим стало представление о группе как некоторой социальной реальности, качественно отличной от составляющих ее индивидов.
Следующий крупный этап развития психологии малых групп за рубежом (в наибольшей степени в США) относится к периоду 30-х - началу 40-х годов и знаменуется рядом оригинальных экспериментальных исследований, осуществленных в лабораторных и полевых условиях, а также первыми серьезными попытками разработки теории группового поведения. Шериф выявляет механизмы развития групповых норм, Ньюком исследует аналогичную проблему в полевых условиях; изучаются малые группы на промышленных предприятиях; оформляется социометрическое направление; антрополог Уайт посредством метода включенного наблюдения реализует программу изучения «живых» групп в трущобах большого города.
К началу 30-х окончательно складывается и спустя ряд лет терпит фиаско небезызвестная «теория черт» лидерства или, в более точном значении, руководства. Одновременно предпринимаются попытки отойти от упрощенно понимания феноменов лидерства и руководства, дать более сложное, многоплановое их описание в терминах социального влияния, внутригруппового взаимодействия, достижения групповых целей.
Особый вклад в развитие психологии малых групп внес К. Левин - основоположник крупного научного направления, известного под названием «групповая динамика». Он возглавил экспериментальную разработку многих сторон групповой проблематики. Под его руководством были проведены знаменитые опыты Липпитта и Уайта по изучению групповой атмосферы и стилей руководства, выполнено оригинальное исследование изменения индивидуальных установок в процессе внутригрупповой дискуссии. Одним из первых он рассмотрел психологический феномен социальной власти (влияния), внутригрупповые конфликты, динамику групповой жизни, экологические проблемы группового функционирования. При этом он подчеркивал необходимость работы с естественными группами в реальных ситуациях их жизни.
Не утратили актуальности и некоторые теоретические представления К. Левина о группе как динамическом целом, обладающем свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних. Что же касается конкретного исследования группы, то, по мнению Левина, в нем необходимо получать факты, относящиеся не к поведению отдельных индивидов, а характеризующие целостные феномены групповой жизни.
Послевоенные десятилетия. Вторая мировая война явилась переломным моментом в развитии психологии малых групп за рубежом. В этот период остро встал вопрос о необходимости изучения закономерностей группового поведения, поисках эффективных приемов управления группами. В послевоенные годы интерес к малым группам еще более усилился.
Здесь выделяются как минимум четыре временных этапа: 1) 40-60-ыегг; 2) с сер.60-х г.; 3) со второй половины 70-х гг.; 4) с нач. 90-х гг.
В первый послевоенный период оформились основные направления исследований малых групп, сложились важнейшие теоретические подходы, а экспериментальные парадигмы достигли высокой степени совершенства.
На следующем этапе продолжились тенденции предыдущего этапа: дальнейшее расширение круга изучаемых проблем и весьма бурный рост экспериментальных исследований; с другой стороны, росло критическое переосмысление достигнутого и одновременно заметно снижался оптимизм относительно вклада этих исследований в понимание группового процесса (ограниченность возможных практических приложений). Отмечалось отсутствие теории, позволявшей адекватно интерпретировать и интегрировать гигантский массив разнородных эмпирических фактов.
Возросло влияние западноевропейских социальных психологов, требовавших радикальной переориентации групповых исследований с учетом реальных жизненных проблем, стоящих перед западным обществом. К этому времени авторитет западноевропейских ученых, специализировавшихся на изучении малых групп, был уже весьма высок (в области социального влияния – Московиси, межгрупповых отношений – Тэшфел, Тэрнер, принятия решений.
Этап с середины 70-х - 80-е годы отмечен продолжением обозначившихся ранее тенденций. Также подчеркивался наметившийся рост исследований малых групп в полевых условиях. Начали исследоваться «экзотические группы», т.е. группы в условиях изоляции, ограниченности перемещения, стресса, группы на полярных станциях, подводных лодках, космических кораблях и т.д. Разрабатываются методы соц.-псих. тренинга, развивается групповая психотерапия. В исследованиях используются компьютеры и математическое моделирование.
Ряд специалистов высказали предположение, что дисциплина «малые группы» утратила свою доминирующую роль в социальной психологии, но интерес к ней со стороны представителей других ветвей психологии, в частности организационной, весьма высок. А это - залог того, что разработка малых групп продолжится, но уже за пределами социальной психологии, прежде всего в связи с решением задач, стоящих перед организациями в бизнесе и военной сфере.
В последнее десятилетие (с 90-ых гг.), с одной стороны, зарубежная социальная психология показала, что ее собственных научных ресурсов вполне достаточно, чтобы придать исследованиям малых групп новый позитивный импульс и вести их как именно социально-психологические. Отмеченный рост имеет свою специфику: он обусловлен не столько изучением феноменов собственно внутри группового взаимодействия, сколько интересом к Я-концепции, исследуемой в групповом контексте в связи с процессами социальной идентичности и социальной категоризации. С другой стороны, активная разработка проблематики малых групп продолжилась за пределами социальной психологии, например в сфере бизнеса.
История отечественных исследований малой группы
Ранние этапы. Изучение групп, или, по принятой В нашей стране терминологии, коллективов имеет давнюю традицию в отечественной науке. Эта традиция уходит своими корнями в труды русских авторов прошлого столетия, сумевших наряду с разного рода умозрительными рассуждениями представить и факты, зафиксированные в реальных жизненных условиях (так, журналист и этнограф Ядринцев, более чем за 50 лет до Уайта, применил метод включенного наблюдения и с его помощью собрал богатый эмпирический материал, позволивший описать жизнь русской общины в тюрьме и в ссылке). Но все же это были довольно-таки случайные работы, не оказавшие сколько-нибудь значительного влияния на складывание психологии малых групп.
Решающую роль в становлении изучения группового поведения людей в нашей стране сыграли научные труды и практическая деятельность Бехтерева («Коллективная рефлексология»): в 1910 г. первым в русской психологической науке сформулировал предмет и задачи социальной (или общественной, по Бехтереву) психологии. Позитивные моменты: мысли о функции коллективных целей как интеграторе коллектива, условии его единения и сплочения; о факторах согласования индивидуальных и выработки коллективных действий (по Бехтереву, это взаимоподражание, взаимовнушение и индукция); о возникновении специфически коллективного образования «соборного ума», влияющего на индивидуальную творческую активность членов коллектива; о типологии коллективов; о повышении мотивации коллективной трудовой деятельности путем введения в нее соревновательного момента. В экспериментальных работах Бехтерева изучалась проблема соотношения индивидуального и группового решения задач. За рубежом в это же самое время разработкой аналогичной проблемы занимались Олпорт и Мёде. Хотя они использовали один метод – лабораторный эксперимент, в его реализации имелось весьма существенное различие. Западные исследователи работали с искусственными лабораторными группами, Бехтерев включал в экспериментальную ситуацию естественные человеческие объединения.
Период 20-х - начала 30-х годов обнаруживает сильное влияние рефлексологических концепций Бехтерева. Этот период - значительный этап развития социальной психологии в нашей стране, в том числе развития групповой психологии.
К этому периоду относятся работы:
Беляева (- обратил внимание на необходимость изучения коллектива в тесной связи с социально-экономическими условиями жизни общества, - подчеркивал значимость в анализе коллектива таких его признаков, как временное и пространственное расположение индивидов, объединение их в «систему взаимодействия»; - проводил исследования управления коллективом),
Залужного (большое внимание уделял проблеме вожачества – т.е. лидерства; - предложил типологию вожаков, - проанализировал функции вожачества (организация и сплочение коллектива), важнейшие качества вожаков (активность, опытность, высокий уровень умственного развития), - показал зависимость характера вожачества от уровня развития группы);
Эльконина (также изучал проблему вожачества, но и занимался разработкой теоретических положений о природе коллектива, в которых впервые четко сформулирована идея опосредованности возникающих в коллективе межличностных отношений фактором совместной деятельности; изучал такие феномены, как целевое единство, организованность, взаимопомощь, взаимозависимость и взаимоответственность).
Теоретические позиции, выраженные в работе Эльконина, непосредственно смыкаются с психолого-педагогическими принципами формирования личности в коллективе, разработанными в теории и на практике А.С. Макаренко. Вышедшие в 30-40-е годы труды Макаренко знаменовали собой принципиально новый этап разработки психолого-педагогических проблем коллектива. Прежде всего, в его работах отчетливо реализуются важнейшие методологические принципы исследования социальной группы, в частности: принцип деятельности (именно специально заданная общественно полезная, а затем и личностно значимая, совместная деятельность являлась фундаментом строительства коллектива, коллектив - субъект деятельности, управления, воспитания); принцип системности (коллектив - «социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость...»); принцип развития (им была очерчена динамика становления коллектива, выделены стадии его развития, намечены перспективные линии жизни коллектива). Богато представлена в работах Макаренко феноменология социальной группы: организация, структура и управление, включая руководство и лидерство; нормативная регуляция поведения; сплоченность и психологический климат; мотивация коллективной деятельности (через посредство системы поощрений и наказаний); эмоциональные и деловые отношения; личность во всем богатстве и многообразии ее проявлений в коллективе, в динамике приобретения качественных новообразований в связи с развитием самого коллектива.
После работ Макаренко в исследовании коллектива, социально-психологических аспектов проблемы, на длительное время воцарилась полоса застоя (Постановление о запрете педологии).
Послевоенные десятилетия. Благотворные перемены произошли только в 50-е годы. С конца 50-х годов социально-психологические исследования в стране возобновились в статусе самостоятельных.
Первый этап (60-е годы) характеризовался сочетанием организационной работы с первыми эмпирическими шагами. Шло активное ознакомление с зарубежным опытом изучения малых групп, и переосмысливался отечественный опыт исследования групп и коллективов. Складывались социально-психологические центры, ориентированные на разработку проблематики малых групп и коллективов, функционирующих в сферах производства, спорта, образования, в условиях особой трудности и повышенного риска и т.д. Развертывание теоретических исследований в области социальной психологии создавало предпосылки для формулирования научных подходов к изучению малых групп и коллективов. В 70-е годы оформилось несколько крупных исследовательских подходов (стратометрическая концепция Петровского и параметрическая концепция Уманского).
Значительному расширению в 70-е годы подверглась сама проблематика отечественных исследований малых групп, в которой появились разделы, связанные с управленческой деятельностью, межгрупповыми отношениями, экологией группы, социально-психологическим тренингом, групповой сплоченностью, эффективностью и психотерапией… Таким образом, параллельно с развитием теоретических представлений о группе набиpaли силу и разворачивались работы, во многом направленные на решение задач сугубо прикладного характера.
В 80-е годы продолжались дальнейшие разработки методологических вопросов групповой психологии, укрепление и расширение ее теоретического фундамента. Появляется ряд итоговых монографических публикаций по отдельным проблемам групповой психологии: руководству и лидерству [Кричевский и Рыжак, Шакуров, Ярошевский], групповой интеграции [Донцов] и эффективности [Немов], социально-психологическому тренингу [Емельянов, Петровская], внутригрупповым [Белкин, Гозман] и межгрупповым [Агеев] отношениям.
34. Основные теоретические подходы к исследованию групп и методологические принципы исследования групп.
Основные теоретические подходы в зарубежной психологии.
Теория поля. Это направление берет начало в работах Левина. Основной его тезис: человек находится в «феноменальном» поле, в котором на него действуют опред. силы. Не утратили актуальности некоторые теоретические представления Левина о группе как динамическом целом, обладающем свойствами, отличными от свойств составляющих его частей или суммы последних. Для исследования группы необходимо получать факты, относящиеся не к поведению отдельных индивидов, а характеризующие целостные феномены групповой жизни. Какой-либо целостной теории группы в рамках данного подхода создано не было, однако он лег в основу ряда мини-теорий, относящихся к различным феноменам групповой динамики: сплоченности, социальной власти, соперничеству - сотрудничеству, образованию группы, внутригрупповому давлению, групповым притязаниям.
Интеракцuoнисmская концепция. Согласно этому подходу, группа - система взаимодействующих индивидов, функционирование которых в группе описывается тремя основными понятиями: индивидуальной активностью, взаимодействием и отношением. Все аспекты группового поведения могут быть описаны исходя из анализа взаимосвязей между тремя названными элементами. Выполненные в рамках данного направления работы в основном посвящены изучению структурных аспектов группы (Бейлз, Хоманс).
Теория систем (близка к интеракционизму, т.к. развивается представление о группе как системе). Попытка понять сложные процессы, исходя из анализа их основных элементов. Концептуальный аппарат теории систем позволяет описать группу как систему взаимозависимых позиций и ролей, как открытую систему.
Социомеmрическое направление. Измеряет структуру эмоциональных отношений в группе. По мнению зарубежных специалистов, его влияние на развитие теории малых групп минимально.
Психоаналитическая ориентацuя базируется на идеях Фрейда, фокусируя внимание преимущественно на мотивационных и защитных механизмах личности. Фрейд включил идеи психоанализа в групповой контекст («Психология масс и анализ человеческого «Я»).
Общепсихологический подход. Многие представления о человеческом поведении, накопленные в общей психологии, применимы к анализу группового поведения (научение, явления когнитивной сферы, мотивация).
Эмпирико-статистическое направление. Основные понятия групповой теории должны выводиться из результатов статистических процедур, например факторного анализа, а не формулироваться априорно (пример: Кэттелл, теория группового поведения).
Теория подкрепления. Это направление исследований, весьма влиятельное за рубежом, базируется на идеях широко известной в психологии концепции оперантного обусловливания Скиннера. Поведение индивидов в группе - функция двух переменных: вознаграждений (положительные подкрепления) и расходов или наказаний (отрицательные подкрепления). Хоманс, Тибо, Келли (больше исследовались диадные отношения).
Социально-когнитивное направление. Фактически оно представляет собой дальнейшее развитие общепсихологического подхода, но в силу влияния, оказываемого на разработку групповой проблематики, может рассматриваться как самостоятельное направление. Это наиболее молодой подход; возник как результат приложения идей, берущих начало в исследованиях когнитивных, или познавательных, а позднее - социально-когнитивных процессов к сферам межгруппового и внутригруппового взаимодействия. Синтез теорий социальной идентичности и социальной категоризации; с позиций этих теорий анализируются различные аспекты группового функционирования (лидерство, сплоченность, конформность). Абрамс, Хогг и др.
Основные подходы в отечественной психологии.
На сегодня в отечественной психологии можно выделить как минимум пять основных подходов к разработке групповой проблематики: - деятельностный подход; - социометрическое направление; - параметрическая концепция; - организационно-управленческий подход; - тренингово-терапевтическое направление.
Деятельностный подход основывается на одном из фундаментальнейших принципов отечественной психологии – принципе деятельности. Использование принципа деятельности в исследовании социальной группы весьма плодотворно сказалось на построении ряда теорий группового поведения: например, стратометрической концепции групповой активности А.В. Петровского. Кроме того, идеи деятельностного подхода реализованы в изучении отдельных феноменов социальной группы: ее интеграции и эффективности, руководства и лидерства, межгрупповых отношений, социальноперцептивных процессов в группе (Андреева).
Социометрическое направление. Немалое число отечественных исследований малых групп может быть отнесено к социометрическому направлению. Основанием для этого является использование специалистами в качестве основных методических средств тех или иных вариантов социометрического теста. Большой вклад в развитие этого направления внес Я.Л. Коломинский.
Парамеmpическая концепция Уманского. Основная идея его подхода состоит в предположении, что поэтапное развитие малой (контактной, по Уманскому) группы осуществляется благодаря развитию ее важнейших социально-психологических параметров. Наиболее значительные исследования, выполненные в рамках этой концепции, касаются организационных, эмоциональных и динамических характеристик группы.
Органuзационно-управленческий подход - в его основу положены представления о социальной организации и управленческой деятельности. Такие исследования групп носят выраженный прикладной характер, ориентированы на решение задач психологического обеспечения в сфере промышленного производства (Шорохова, Кузьмин).
Тренингово-терапевтическое направление сложилось в 70-80-е годы (Петровская, Емельянов, Либих) в основном как прикладная область групповой психологии, ставившая своей целью развитие психологической компетентности личности и осушествление комплекса психотерапевтических воздействий на нее в условиях пребывания в малой группе. Сегодня это направление очень популярно в России.
Методологические принципы исследования групп.
3 методологических принципа в исследовании группы: принцип деятельности, принцип системности и принцип развития.
Принцип деятельности:
деятельность понимается как совместная коллективная (групповая) деятельность; при этом выделяются формы организации, уровни и содержание совместной деятельности;
предполагается рассмотрение группы, ее феноменов в контексте совместной деятельности индивидов, что означает принятие в качестве основного объекта исследования не лабораторных, а реальных социальных групп: только в них межличностные отношения раскрываются во всей своей полноте;
идея понимания группы как коллективного или совокупного субъекта деятельности, ориентирующая на изучение соответствующих атрибутов последнего - групповых потребностей, мотивов, норм, ценностей, целей и т.д.
выдвигается тезис о правомерности интерпретации совместной деятельности не только как интегратора групповых процессов, но и как основания процесса развития группы.
В общем виде групповые деятельности могут быть рассмотрены в двух важнейших аспектах: - со стороны решения стоящих перед группой задач, связанных с осуществлением ее целевой функции в рамках определенной социальной структуры и как следствие этого получением некоторого группового продукта (инструментальная дея-ть); - со стороны поддержания внутреннего равновесия и устойчивости в группе, сохранения ее как целого, сплочения, поддержания благоприятного климата (экспрессивная дея-ть). Можно говорить о тесной взаимосвязи обоих типов групповой деятельности, их соподчиненности (в зависимости от ведущего типа) и взаимовлиянии.
Принцип системности, или системный подход:
группа рассматривается как система (есть своя структура, иерархия, роли, функции…)
акцент на поиске в группе собственно группового - специфически групповых (системных) новообразований (групповых норм, ценностей, целей, решений и т.п.);
обязательное соотнесение тех или иных индивидуальных характеристик членов группы с деятельностным контекстом группы с целью выяснения релевантности этих характеристик групповым задачам;
необходимость трактовки развертывающихся в группе процессов и отношений как многоуровневых и многомерных явлений;
подчеркивание взаимосвязи и взаимовлияния групповых феноменов; включение вероятностного фактора в анализ закономерностей группового процесса, понимание сложной (системной) детерминации явлений групповой жизни.
Принципа развития:
группа проходит несколько этапов в своем развитии;
развитие обусловлено совместной деятельностью;
развитие – не равномерный процесс; нужно учитывать неравномерность развития основных сфер жизнедеятельности группы; в развитии возможен и регресс.
Обсуждаемые методологические принципы определенным образом сопряжены друг с другом, в разные периоды жизни социальной группы приобретая различный удельный вес при объяснении происходящих в ней процессов (пример: соотношение принципов деятельности и системности. Так, в генезисе группы деятельность выступает в качестве безусловного фактора ее развития; а в сложившейся группе признаки группы как системы сами могут влиять на протекание групповой деятельности).
35. Основные модели развития малой группы.
Существуют разные подходы к выделению стадий развития групп:
- теоретические модели развития (Петровский, Уманский, Такмен…)
- эмпирические модели развития (лонгитюдные исследования жизни реальных групп; Стэнфорд, Роарк)
- рассмотрение стадий развития групп на примере временных групп (Беннис, Шеппард).
(1) Модели коллективообразования.
Стратометрическая концепция коллектива А. В. Петровского. Им предложены два критерия построения гипотетической типологии групп: - степень опосредованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности; - общественная значимость последней, т.е. уровень ее позитивности-негативности с точки зрения общественного прогресса. Развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительными отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям) и корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям). В центральной точке континуума располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность), а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т.е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью.
Позитивная сторона: отчетливая реализация в ней принципа деятельности, позволяющая вывести анализ проблемы за пределы отдельно взятой малой группы. Отрицательная сторона: проблема конкретного приложением схемы к множеству реально функционирующих групп. В схеме намечены конечные пункты, но не обозначены механизмы и стадии развития.
Система страт: в модели существуют три слоя отношений в группе. В качестве ядра рассматривается совместная деятельность, прежде всего - психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства. Внутренний слой - это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Средний слой - межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы (неофициальные деловые отношения). Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении (неофициальные эмоциональные отношения).
Параметрический подход Л.И. Уманского. В основу подхода положено представление о социально-психологических параметрах группы - своеобразных критериях ее развития как коллектива: - содержание нравственной направленности группы (интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций); - организационное единство группы; - групповая подготовленность в сфере реализации совместной дея-ти; - психологическое единство (коммуникативность, межличностные эмоц. контакты, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях).
В зависимости от выраженности каждого из параметров группа располагается по степени своего развития в континууме, срединную точку которого занимает группа-конгломерат (состоит из незнакомых между собой людей), а полюсами являются коллектив и антиколлектив. Движение группы к позитивному полюсу - коллективу сопряжено с последовательным прохождением ею двух стадий - кооперации и автономизации. Причем между группой-конгломератом и группой-кооперацией возможно появление таких промежуточных уровней, как номинальная группа и группа-ассоциация.
Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.
Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.
Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.
Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения. Возможно гипертрофированное развитие черт автономии, что приводит к своеобразному «закукливанию» группы, ее переориентации с общественно значимых целей на собственно групповые (корпорация). Это препятствует ее дальнейшему развитию.
Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченнocть, кооперативность в инструментальной сфере. Уманский определял коллектив как реальную контактную группу, отличающуюся «интегративным единством коммунистической направленности, организованности, подготовленности и психологической коммуникативности».
Схема позитивной ветви континуума и в теоретическом, и в эмпирическом плане проработана серьезно. Причем исследователям удалось найти разнообразные пути ее операционализации применительно к реально функционирующим группам. Деструктивная линия жизни коллектива мало изучена.
Двухмерные модели развития группы. Рассмотрения группы может предполагать выделение двух основных сфер ее жизнедеятельности: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Модель Такмена: он описывает динамику группового процесса, исходя из учета условий, в которых формируется группа, а именно: наличия двух сфер групповой активности – деловой (решение групповой задачи) и межличностной (развитие групповой структуры), а также положения группы в соответствующей стадии. В каждой сфере группа проходит 4 стадии.
В сфере межличностной активности: 1) стадия «проверки и зависимости» (ориентировка членов группы в характере действий друг друга и поиск взаимоприемлемого способа построения отношений); 2) стадия «внутреннего конфликта» (нарушение взаимодействия и отсутствие единства); 3) стадия «развития групповой сплоченностu» (отношения гармонизируются, люди принимают друг друга такими, какие они есть); 4) стадия «функционально-ролевой соотнесенности» (образование ролевой структуры, устанавливается иерархия, отношения упорядочиваются).
В сфере деловой активности: 1) «ориентировка в задаче» (поиск оптимального способа решения задачи); 2) «эмоциональный ответ на требования задачи» (противодействие членов группы требованиям вследствие несовпадения их с личными намерениями); 3) «открытый обмен релевантными интерпретациями» (максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации); 4) «принятие решений» (конструктивные попытки успешного решения задачи). Позже Такмен добавил еще одну стадию: прекращение деятельности.
Такмен обращает внимание на связь между обеими сферами групповой активности, не раскрывая, к сожалению, конкретно, в чем содержательно состоит эта связь. Не ясно взаимовлияние сфер. По мнению автора, их развитие идет параллельно друг другу.
В исследованиях (Кричевский, Дубовская) обнаружилось, что развитие межличностных отношений в сфере деловой активности изучавшихся групп намного опережает аналогичный процесс в эмоциональной сфере; также сама деятельность определяет, какая сфера преобладает; учитывается уровень межгрупповых отношений.
Модель Такмена весьма популярна в зарубежной социальной и организационной психологии. Ее, как правило, используют при анализе формирования команд. Но при этом стадии командообразованuя получают более обобщенное (безотносительно к конкретной сфере) название, 1) формирование, 2) возмущение, 3) упорядочение, 4) выполнение и 5) прекращение деятельности.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.