79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
Основной формой официальных отношений в системе управления является отдача распоряжений. Распоряжение – сообщение, передаваемое руководителем подчиненному, касающееся содержания и результатов его деятельности. Оно содержит постановку обязательной для выполнения задачи, перечень ограничений и в отдельных случаях инструкции о порядке выполнения заданий.
По способу отдачи распоряжения могут быть устными, письменными и смешанными, что зависит от срочности и важности решаемой проблемы, взаимоотношений между руководителем и подчиненными, степени зрелости последних.
Если распоряжение длинное, то его следует отдавать в письменном виде, так как человек запоминает ограниченный объем информации. Письменные распоряжения предпочтительны также в крупных организациях.
Устные распоряжения отдаются при решении срочных задач в небольших стабильных коллективах. Специфика такого распоряжения является возможность неоднозначного толкования их смысла как отдающим, так и получающим. На основе этого может возникнуть расхождение между тем, что руководитель хотел сказать и что сказал на самом деле (ну и что подчиненный понял и что принял к исполнению).
Смешанные – сначала для оперативности отдаются отдаются устные, в том числе и телефонные, а затем делается письменное подтверждение.
Считается, что служебные распоряжения нужно отдавать в письменной форме, а личные проблемы решать в устной.
Распоряжения могут быть: директивными (приказ, указание, поручение) и демократическими (совет, рекомендация, просьба, вызов добровольцев). Такие распоряжения зависят от целей, особенностей ситуации, личности и уровня развития сотрудников.
Приказ – обязывает подчиненных определенным образом точно и в установленные сроки выполнить задание, которое составляет суть распоряжения, по содержанию бывают предписывающими, запрещающими и инструктирующими. Команда – устный приказ.
Поручение – четкая информация о целях и задачах, регламентирует содержание задания, оставляя свободу выбора способа выполнения, иногда и сроков.
Просьба – распоряжение, если доверительные отношения.
Совет составляет определенную свободу в отношении содержания, оставляя четкой только суть.
Распоряжение могут усиливается рядом дополнительных мер воздействий : убеждение, апелляция к логике, пожелание, просьба, вознаграждение, санкции.
Задача, которая ставится, должна соответствовать реальным возможностям исполнителя. Задание должно быть логично. Если организация деятельности не регламентирована, ослабляется исполнительская дисциплина. Положительные эмоции, вызывающие инициативу подчиненных обеспечивают: соответствие возможностям подчиненных, их культуру, уровню образования, психологическим особенностям, возможностью проявления личных способностей, инициативы, самостоятельности (даже в условиях состязания), пониманием важности, ответственности, полезности решения, наличием сроков и формы отчетности, формированием у исполнителя нужного психологического настроя на необходимые действия путем предварительной договоренности, доведение задания в форме вежливой просьбы вне зависимости от личных отношений, подчеркиванием способностей данного лица.
Отдавая распоряжение, руководитель должен убедиться в хорошем понимании подчиненным его смысла, исключить возможность дополнительных несанкционированных поручений, довести до исполнителя сроки и форму отчетности и периодически осуществлять контроль за его деятельностью и результатами.
Тактика работы с подчиненными.
Убеждение – воздействие, которое должно доказать истинность, моральность или аморальность, влияет на активизацию мышления и вызывает чувства, способствующие на принятие предложений, направленности взглядов и отношений, происходит в форме дискуссии.
Условия эффективного убеждения: соответствие его содержания и формы уровню развития личности, всесторонность, последовательность и обоснованность, , учет индивидуальных особенностей убеждаемых, использование и общих принципов, и конкретных фактов, опора на всем известные мнения и примеры, эмоциональность.
Внушение – рассчитано на некритическое восприятие слов, выраженных в них мыслей и волевых импульсов, а на эмоциональность. Виды: произвольное/ непроизвольное, прямое/ косвенное. Отличается от убеждения категоричным характером, давлением воли и авторитета. Степень внушаемости зависит от возраста, личностных свойств, типа и характера мышления, состояния психики внушаемого в данный момент, авторитета внушающего, знания им оппонента, ситуации.
Похвала – должна следовать за любыми достойными действиями и результатами. Требования к похвале: дозированность, объективность, последовательность, регулярность, контрастность. Ее отсутствие, неискренность демотивируют.
Критика - отрицательная оценка недостатков и упущений. Должна быть конструктивной, стимулировать, направлена на устранение недостатков, указывая на их возможные варианты, конфиденциальность, доброжелательность, внесение элементов похвалы, уважительность, сопереживание.
Псевдокритика должна пресекаться, виды: критика для сведения личных счетов, критика как средство сохранения или улучшения своего положения, как стиль работы ( авторитарность), формальная ( протокольная), показная, организованная ( дозволенная) критика инспирируется высшим руководством в свой адрес с целью укрепления своих позиций и создания образа демократа, критика – упреждение ( в спорах).
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.