72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
Темперамент – это особенность проявления НС. Он характеризует динамику протекания нервных процессов. Темперамент определяет: эмоциональность, уравновешенность/неуравновешенность, подвижность/инертность, активность/пассивность, а так же силу чувств. Темперамент влияет на характер, являясь его биологической основой; влияет на стиль работы, на взаимоотношения с окружающими.
Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, при формировании малых групп, для работы в специфических условиях.
Холерик – неустойчивые, нестабильные, с повышенным эмоциональным проявлением. Они физически не могут рассчитывать количество сил на выполнения задачи, импульсивны.
Сангвиник – стабилен, сильно экстравертирован, общителен, легко интересуется всем и легко берется за любое начинание, он искренен.
Меланхолик – нестабильный, им нужно время, чтобы сосредоточиться, не проявляют своих чувств, тревожны, интровертированны, легко расстраиваются, склонны к рассуждению, часто пессимистичны, необщительны, как правило обладают тихим голосом и манерой поведения.
Флегматик – стабильный интровертированый, пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, надежный, добрый, ровный, спокойный.
Свойства темперамента
N | Свойство | Холерик | сангвиник | флегматик | Меланхолик |
1 | уравновешенность | Неуравновешенный | Уравновешенный | Очень уравновешенный | Очень неуравновешенный |
2 | Настроение | Разное, но устойчивое | Устойчивый | Очень спокойный | Тревожное, очень неустойчивое |
3 | Эмоции | Кратковременные, сильные, неустойчивые | Неглубокие, меняющиеся | Длительные, слабые | Длительные, сильные, глубокие |
4 | Речь | Нервная, быстрая | Громкая, уверенная | Спокойная, тихая | Тихая, нервная |
5 | Терпение | Нет | Умеренное | Высокое | Разное, неровное |
6 | Адаптация | Хорошая | Отличная | Медленная | Трудно |
7 | Контактность | Высокая | Высокая, ниже, чем у холериков | Невысокая | Низкая |
8 | Отношение к критике | Агрессивное | Спокойное | Безразличное | Ранимое |
9 | Отношение к новому | Радостное, ищущее | Любопытствующее | Отрицательное | Пугающее |
10 | Поведение в сложных ситуациях | Нерасчетливое, нестабильное | Активное, адекватное | Хладнокровное | Встревоженное, растерянное |
11 | Самооценка | Завышенная, неустойчивая | Адекватное к завышенной | Реальная, адекватная | Неадекватная, заниженная |
12 | Подверженность влиянию | Умеренное, на него сложно влиять | умеренное | Низкая, слабая | Сильная |
Характер – это устойчивый, индивидуальный склад человека; совокупность наиболее ярко выраженных черт и психологических свойств, определяющих индивидуальное повеление. Характер проявляется в отношении к самому себе, к окружающим, к деятельности, а также в манерах поведения.
Характер – итог взаимодействия внутренних факторов (эмоциональность, активность, а также первичные и вторичные свойства характера.
Характер – это стабильная характеристика личности, и при этом – развивающаяся. Естественные внутренние факторы придают ему устойчивость, а жизненные обстоятельства делают характер изменчивым.
Характер составляет основу морально-волевых свойств личности. К чертам характера относятся: отзывчивость, откровенность, недоверчивость, молчаливость, хвастливость, требовательность, осторожность, хитрость, скрытость.
Важной составляющей характера является эмоциональность, которая является субъективно-чувственной реакцией на внешние и внутренние раздражители. Она протекает в эмоциональных проявлениях – положительно или отрицательно.
Положительная эмоции предполагают стремление продолжать деятельность. А отрицательные – прекратить.
восприятие как основа поведения - это процесс организации и интерпретации представлений о мире, это активная полусознательная деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а значимой.
Обстоятельства, влияющие на восприятие: ситуация, глубина понимания реальной ситуации, личные и социальные характеристики субъекта, стереотипы, избирательность, целостность восприятия, недостаточная структурированность, соотносимость с собой, физические характеристики объекта.
Особенности восприятия:
эффект порядка (предпочтение первой информации)
опережение (информация, полученная перед общение усваивается прочнее)
средней ошибки – усреднение крайних оценок
перенос оценки с одних явлений на другие
проекция собственных чувств и ощущений на других
первое впечатление (более благоприятно)
новизна в отношении знакомого объекта
идеализация
бумеранг
эффект ожидания ( желаемое за действительное)
Внешние факторы, влияющие на поведение.
влияние круга общения может быть личным (т.е. включает эмоциональные связи) или служебным, т.е. определяется должностными связями. На практике выделяются: круг ближайшего общения (составляет 5 человек и нет боязни утечки информации), круг периодического общения ( это круг официальных вопросов, возникающих в процессе работы), круг эпизодического общения ( сослуживцы и знакомые).
В каждой группе своя микроэтика, которая определяет взаимодействие лиц в рамках управленческой деятельности.
Важна ситуация при переходе из одной группы общения в другую: пока страрые связи рушатся, а новые еще не возникли, образуется вакуум, в который устремляется определенный круг людей ( случайные, корыстные…)
Роль – совокупность действий ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными, психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, диктует правила поведения и делает его предсказуемым.
На роль влияют: характер, истолкование своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям индивида.
Статус – оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли. Определяет реальное или ожидаемое место человека в системе социальных связей. Ранг индивида может быть как формальный, так и неформальный
Различные соотношения факторов влияния круга общения, роли и статуса определяют 3 типа поведения:
независимый, 2. нейтральный, 3. зависимый.
Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что для одних людей необходим определенный тип поведения, который воспринимается как вынужденный, внешненавязанный, для других людей руководство или подчинение внутренне желательны и приносят удовольствие, при этом иногда самое активное руководство и самое добросовестное подчинение могут не принести успеха, а вредить делу из-за ориентации не на достижение результата, а на достижение комфорта. Третий тип поведения: руководство и подчинение являются осознанной необходимостью, что приводит к эффективности и результативности.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.