logo
соц

72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.

Темперамент – это особенность проявления НС. Он характеризует динамику протекания нервных процессов. Темперамент определяет: эмоциональность, уравновешенность/неуравновешенность, подвижность/инертность, активность/пассивность, а так же силу чувств. Темперамент влияет на характер, являясь его биологической основой; влияет на стиль работы, на взаимоотношения с окружающими.

Свойства темперамента необходимо учитывать при подборе специалистов для различных видов деятельности, при формировании малых групп, для работы в специфических условиях.

Холерик – неустойчивые, нестабильные, с повышенным эмоциональным проявлением. Они физически не могут рассчитывать количество сил на выполнения задачи, импульсивны.

Сангвиник – стабилен, сильно экстравертирован, общителен, легко интересуется всем и легко берется за любое начинание, он искренен.

Меланхолик – нестабильный, им нужно время, чтобы сосредоточиться, не проявляют своих чувств, тревожны, интровертированны, легко расстраиваются, склонны к рассуждению, часто пессимистичны, необщительны, как правило обладают тихим голосом и манерой поведения.

Флегматик – стабильный интровертированый, пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый, надежный, добрый, ровный, спокойный.

Свойства темперамента

N

Свойство

Холерик

сангвиник

флегматик

Меланхолик

1

уравновешенность

Неуравновешенный

Уравновешенный

Очень уравновешенный

Очень неуравновешенный

2

Настроение

Разное, но устойчивое

Устойчивый

Очень спокойный

Тревожное, очень неустойчивое

3

Эмоции

Кратковременные, сильные, неустойчивые

Неглубокие, меняющиеся

Длительные, слабые

Длительные, сильные, глубокие

4

Речь

Нервная, быстрая

Громкая, уверенная

Спокойная, тихая

Тихая, нервная

5

Терпение

Нет

Умеренное

Высокое

Разное, неровное

6

Адаптация

Хорошая

Отличная

Медленная

Трудно

7

Контактность

Высокая

Высокая, ниже, чем у холериков

Невысокая

Низкая

8

Отношение к критике

Агрессивное

Спокойное

Безразличное

Ранимое

9

Отношение к новому

Радостное, ищущее

Любопытствующее

Отрицательное

Пугающее

10

Поведение в сложных ситуациях

Нерасчетливое, нестабильное

Активное, адекватное

Хладнокровное

Встревоженное, растерянное

11

Самооценка

Завышенная, неустойчивая

Адекватное к завышенной

Реальная, адекватная

Неадекватная, заниженная

12

Подверженность влиянию

Умеренное, на него сложно влиять

умеренное

Низкая, слабая

Сильная

Характер – это устойчивый, индивидуальный склад человека; совокупность наиболее ярко выраженных черт и психологических свойств, определяющих индивидуальное повеление. Характер проявляется в отношении к самому себе, к окружающим, к деятельности, а также в манерах поведения.

Характер – итог взаимодействия внутренних факторов (эмоциональность, активность, а также первичные и вторичные свойства характера.

Характер – это стабильная характеристика личности, и при этом – развивающаяся. Естественные внутренние факторы придают ему устойчивость, а жизненные обстоятельства делают характер изменчивым.

Характер составляет основу морально-волевых свойств личности. К чертам характера относятся: отзывчивость, откровенность, недоверчивость, молчаливость, хвастливость, требовательность, осторожность, хитрость, скрытость.

Важной составляющей характера является эмоциональность, которая является субъективно-чувственной реакцией на внешние и внутренние раздражители. Она протекает в эмоциональных проявлениях – положительно или отрицательно.

Положительная эмоции предполагают стремление продолжать деятельность. А отрицательные – прекратить.

восприятие как основа поведения - это процесс организации и интерпретации представлений о мире, это активная полусознательная деятельность по приему и переработке информации, причем не всей, а значимой.

Обстоятельства, влияющие на восприятие: ситуация, глубина понимания реальной ситуации, личные и социальные характеристики субъекта, стереотипы, избирательность, целостность восприятия, недостаточная структурированность, соотносимость с собой, физические характеристики объекта.

Особенности восприятия:

  1. эффект порядка (предпочтение первой информации)

  2. опережение (информация, полученная перед общение усваивается прочнее)

  3. средней ошибки – усреднение крайних оценок

  4. перенос оценки с одних явлений на другие

  5. проекция собственных чувств и ощущений на других

  6. первое впечатление (более благоприятно)

  7. новизна в отношении знакомого объекта

  8. идеализация

  9. бумеранг

  10. эффект ожидания ( желаемое за действительное)

Внешние факторы, влияющие на поведение.

  1. влияние круга общения может быть личным (т.е. включает эмоциональные связи) или служебным, т.е. определяется должностными связями. На практике выделяются: круг ближайшего общения (составляет 5 человек и нет боязни утечки информации), круг периодического общения ( это круг официальных вопросов, возникающих в процессе работы), круг эпизодического общения ( сослуживцы и знакомые).

В каждой группе своя микроэтика, которая определяет взаимодействие лиц в рамках управленческой деятельности.

Важна ситуация при переходе из одной группы общения в другую: пока страрые связи рушатся, а новые еще не возникли, образуется вакуум, в который устремляется определенный круг людей ( случайные, корыстные…)

  1. Роль – совокупность действий ожидаемых от человека в соответствии с его индивидуальными, психологическими особенностями и местом в управленческой иерархии, различаются способом получения, направленностью, степенью определенности, диктует правила поведения и делает его предсказуемым.

На роль влияют: характер, истолкование своей роли, ее приемлемость, соответствие возможностям и желаниям индивида.

  1. Статус – оценка окружающими личности данного субъекта и исполняемой им роли. Определяет реальное или ожидаемое место человека в системе социальных связей. Ранг индивида может быть как формальный, так и неформальный

Различные соотношения факторов влияния круга общения, роли и статуса определяют 3 типа поведения:

  1. независимый, 2. нейтральный, 3. зависимый.

Различное соотношение этих моментов приводит к тому, что для одних людей необходим определенный тип поведения, который воспринимается как вынужденный, внешненавязанный, для других людей руководство или подчинение внутренне желательны и приносят удовольствие, при этом иногда самое активное руководство и самое добросовестное подчинение могут не принести успеха, а вредить делу из-за ориентации не на достижение результата, а на достижение комфорта. Третий тип поведения: руководство и подчинение являются осознанной необходимостью, что приводит к эффективности и результативности.