2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
В истории советской соц. психологии можно выделить два этапа дискуссии: 20-е гг. и конец 50-х - начало 60-х гг. Оба эти этапа имеют не только исторический интерес, но и помогают более глубоко понять место соц. психологии в системе научного знания и способствуют выработке более точного определения ее предмета.
В 20-е гг (первые годы Советской власти) дискуссия о предмете соц. Ψ была стимулирована двумя обстоятельствами: - сама жизнь в условиях послереволюционного общества выдвинула задачу разработки соц.-псих. проблематики; - идейная борьба тех лет неизбежно захватила и область соц.-псих. знания (борьба между материалистической и идеалистической психологией).
Для судьбы соц. Ψ особое значение имела точка зрения Челпанова: защищал позиции идеалистической психологии; предложил разделить психологию на две части: социальную и собственно психологию. Соц. психология должна разрабатываться в рамках марксизма. Такая точка зрения формально была за признание права соц. Ψ на существование, однако ценой отлучения от марксистских философских основ другой части психологии.
Позиция Г.И. Челпанова оказалась неприемлемой для тех психологов, которые принимали идею перестройки философских оснований всей психологии, включения ее в систему марксистского знания. Возражения Челпанову приняли различные формы:
была высказана идея, что, поскольку, будучи интерпретирована с точки зрения марксистской философии, вся психология становится социальной, нет необходимости выделять еще какую-то специальную соц. психологию: просто единая психология должна быть подразделена на психологию индивида и психологию коллектива (Артемов).
в реактологии предлагалось сохранение единства психологии, но в данном случае путем распространения на поведение человека в коллективе метода реактологии. Коллектив понимался лишь как единая реакция его членов на единый раздражитель, а задачей соц. Ψ было измерение скорости, силы и динамизма этих коллективных реакций (Корнилов).
Блонский: поставил вопрос о необходимости анализа роли соц. среды при характеристике психики человека. Для него «социальность» - особая дея-ть людей, связанная с другими людьми (под такое понимание подходила и «дея-ть» животных). Поэтому предложение Блонского заключалось в том, чтобы включить психологию как биологическую науку в круг социальных проблем. Противоречие между социальной и какой-либо другой психологией здесь также снималось.
Бехтерев: рефлексология. Определенная отрасль для решения соц.-псих. проблем - «коллективная рефлексология»; ее предмет это поведение коллективов, поведение личности в коллективе, условия возникновения соц. объединений, особенности их дея-ти, взаимоотношения их членов. Для Бехтерева такое понимание коллективной рефлексологии представлялось преодолением субъективистской соц. психологии. Это преодоление он видел в том, что все проблемы коллективов толковались как соотношение внешних влияний с двигательными и мимикосоматическими реакциями их членов. Соц.-псих. подход должен был быть обеспечен соединением принципов рефлексологии (механизмы объединения людей в коллективы) и социологии (особенности коллективов и их отношения с условиями жизни и классовой борьбы в обществе). В конечном итоге предмет коллективной рефлексологии: «изучение возникновения, развития и дея-ти собраний и сборищ..., проявляющих свою соборную соотносительную дея-ть как целое, благодаря взаимному общению друг с другом входящих в них индивидов».
Полезная идея: коллектив есть нечто целое, в котором возникают новые качества и свойства, возможные лишь при взаимодействии людей. Но общая методологическая платформа оказывалась весьма уязвимой: вопреки замыслу, эти особые качества интерпретировались как развивающиеся по тем же законам, что и качества индивидов (дань механицизму); хотя личность и объявлялась продуктом общества, но при конкретном ее рассмотрении в основу были положены ее биологические особенности и, прежде всего соц. инстинкты. Поэтому, несмотря на отдельные, имеющие большое значение для развития соц. психологии находки, в целом рефлексологическая концепция Бехтерева не стала основой подлинно научной соц. психологии.
Таким образом, несмотря на субъективное желание многих психологов создать марксистскую соц. психологию, такая задача в 20-е гг. не была выполнена. Хотя отпор точке зрения Челпанова и был сделан достаточно решительно, ключевые методологические проблемы психологии не были решены. Стремясь противостоять идеалистическому подходу, исследователи оказывались в плену позитивистской философии, конкретным и специфическим проявлением которой явился механицизм. Кроме того, не было четкости и относительно предмета соц. психологии: по существу были смешаны две проблемы, или два различных понимания предмета соц. психологии:
- соц. Ψ отождествлялась с учением о соц. детерминации психических процессов (утверждалось, что результатом перестройки всей психологии на марксистской материалистической основе должно быть превращение всей психологии в социальную. Тогда никакая особая соц. психология не требуется. Это решение хорошо согласовывалось с критикой позиции Челпанова);
- предполагалось исследование особого класса явлений, порождаемых совместной дея-тью людей и прежде всего явлений, связанных с коллективом; исследование поведения личности в коллективе и самих коллективов (не смогли предложить адекватное решение проблем, используя в качестве методологических основ марксистскую философию).
Первая из обозначенных трактовок предмета соц. Ψ получила права гражданства - как учение о социальной детерминации психики. Никакого самостоятельного статуса для соц. Ψ не предполагалось, попытки построения ее как особой дисциплины прекратились на длительный срок. Социология же в эти годы вообще оказалась под ударом, поэтому о существовании соц. Ψ в ее рамках вопрос вообще не поднимался. Более того некоторые психологи отождествляли соц. психологии с ее «буржуазным» вариантом, исключив саму возможность существования соц. Ψ в нашей стране. Само понятие «соц. психология» стало интерпретироваться как синоним реакционной дисциплины, как атрибут лишь буржуазного мировоззрения. - «перерыв» в развитии соц. Ψ.
Но это не исключало реального существования отдельных соц.-псих. исследований, которые были продиктованы потребностями общественной практики, прежде всего педагогической (Макаренко, Залужного); ряд проблем соц. Ψ продолжал разрабатываться в рамках философии. Соц.-псих. мысль развивалась и в рамках психологической науки. Важнейшую роль здесь сыграли исследования Выготского:
2 круга вопросов, которые имеют непосредственное отношение к развитию соц. Ψ. 1.учение Выготского о ВПФ, к-ое в значительной степени решало задачу выявления социальной детерминации психики (т.е., выражаясь языком дискуссии 20-х гг., «делало всю психологию социальной»). Для понимания сущности этих функций необходимо, выйти за пределы организма и искать корни их в общественных условиях жизни. Усвоение общественного опыта изменяет не только содержание психической жизни, но и создает новые формы психических процессов (ВПФ). Выготский развил далее мысль о культурно-исторической детерминации самого процесса развития всех психических процессов. Две известные гипотезы Выготского (об опосредованном характере психических функций человека и о происхождении внутренних психических процессов их деятельности, первоначально «интерпсихической»), позволяли сделать вывод, что главный механизм развития психики - это механизм усвоения социально-исторических форм деятельности. Такая трактовка проблем общей психологии давала солидную основу для решения собственно социально-психологических проблем.
2. В работах Выготского решались и в более непосредственной форме соц.-псих. вопросы. Специфическое понимание предмета соц. Ψ (исходило из критики понимания Вундта: предмет - язык, мифы, обычаи, искусство, религию, которые Выготский назвал «сгустками идеологии», «кристаллами»): задача психолога заключается не в том, чтобы изучать эти «кристаллы», а в том, чтобы изучить сам «раствор». Но «раствор» нельзя изучить так, как предлагает Бехтерев, т.е. вывести коллективную психику из индивидуальной. Выготский не согласен с тем, что дело соц. Ψ - изучение психики собирательной личности. Психика отдельного лица тоже социальна, поэтому она и составляет предмет соц. Ψ. «Предмет соц. психологии - психика отдельного человека, а коллективной - личная психология в условиях коллективного проявления (например, войска, церкви). Выготский сравнивает не «общую» и «соц.» психологию, а «соц.» и «коллективную». Но «соц.» психология для него - это та самая общая психология, которая усвоила идею культурно-исторической детерминации психики. Термином же «коллективная психология» Выготский обозначает тот самый второй аспект понимания соц. психологии, который не сумели увидеть многие другие психологи 20-х гг. или относительно которой они не сумели найти подлинно научной методологии исследования.
Идеи Выготского, высказанные им в 20-е гг. и позже, в 30-е гг. явились необходимой предпосылкой, сформировавшейся внутри психологической науки, для того чтобы впоследствии наиболее точно определить предмет соц. Ψ.
В конце 50-х - начале 60-х гг. развернулся второй этап дискуссии о предмете соц. Ψ. Два обстоятельства способствовали новому обсуждению этой проблемы. 1. Расширяющиеся запросы практики. 2. К моменту, когда все эти проблемы с особой остротой были поставлены жизнью, произошли серьезные изменения и в области самой психологической науки. Советская психология, осуществляя свою радикальную перестройку на базе марксистской философии, превратилась в развитую дисциплину, располагающую и солидными теоретическими работами, и широко разветвленной практикой экспериментальных исследований. Значительно возросла квалификация исследователей. Произошли изменения в общей духовной жизни общества, что было связано с некоторым смягчением идеологического пресса и начавшейся «оттепелью». Таким образом, были созданы и необходимые субъективные предпосылки для нового обсуждения вопроса о судьбах соц. психологии, о ее предмете, задачах, методах, а также о ее месте в системе наук.
Дискуссия началась в 1959 г.: статья Ковалева в журнале «Вестник ЛГУ», затем Второй Всесоюзный съезд психологов в 1963 г.; в журнале «Вопросы философии» (1962). Основная полемика касалась двух вопросов: 1) понимания предмета соц. психологии и круга ее задач; 2) соотношения соц. психологии с психологией и с социологией.
Так, по вопросу о предмете социальной психологии сложились три подхода.
1. (распространен среди социологов) Соц. психология - наука о «массовидных явлениях психики». В рамках этого подхода разные исследователи выделяли разные явления, подходящие под это определение; иногда больший акцент делался на изучение психологии классов, других больших социальных общностей и в этой связи на таких отдельных элементах, сторонах общественной психологии групп, как традиции, нравы, обычаи и пр. В других случаях большее внимание уделялось формированию общественного мнения, таким специфическим массовым явлениям, как мода и пр. Наконец, почти все единодушно говорили о необходимости изучения коллективов. Большинство социологов трактовали предмет соц. психологии как исследование общественной психологии (соответственно были разведены термины: «общественная психология» уровень общественного сознания, характерный для отдельных социальных групп, прежде всего классов, и «социальная психология» - наука об этой общественной психологии).
2. главный предмет соц. психологии - личность. Оттенки здесь проявлялись лишь в том, в каком контексте предполагалось исследование личности. С одной стороны, больший акцент делался на психологические черты, особенности личности, типологию личностей. С другой стороны, выделялись положение личности в группе, межличностные отношения, вся система общения. Позднее с точки зрения этого подхода дискуссионным оказался вопрос о месте «психологии личности» в системе психологического знания. Часто в защиту описанного подхода приводился такой аргумент, что он гораздо более «психологичен», что лишь на этом пути можно представить себе соц. психологию как органическую часть психологии, как разновидность именно психологического знания (популярен среди психологов).
3. пытался синтезировать два предыдущих. Соц. психология - наука, изучающая и массовые психические процессы, и положение личности в группе. Проблематика соц. психологии представлялась достаточно широкой, практически весь круг вопросов, рассматриваемых в различных школах соц. психологии, включался тем самым в ее предмет. Были предприняты попытки дать полную схему изучаемых проблем в рамках этого подхода. Наиболее широкий перечень содержала схема Парыгина: соц. психология изучает: 1) соц. психологию личности; 2) соц. психологию общностей и общения; 3) соц. отношения; 4) формы духовной дея-ти. Согласно Мясищеву, соц. психология исследует: 1) изменения психической дея-ти людей в группе под влиянием взаимодействия, 2) особенности групп, 3) психическую сторону процессов общества. Основная идея подхода: предмет соц. психологии достаточно широк, и можно с двух сторон двигаться к его определению - как со стороны личности, так и со стороны массовых психических явлений. По-видимому, такое понимание более всего отвечало реально складывающейся практике исследований, а значит, и практическим запросам общества; именно поэтому оно и оказалось если не единогласно принятым, то, во всяком случае, наиболее укоренившимся.
Но согласие в понимании круга задач, решаемых соц. психологией, еще не означает согласия в понимании ее соотношения с психологией и социологией. Поэтому относительно самостоятельно дискутируется вопрос о «границах» соц. психологии. Здесь можно выделить четыре позиции: 1) соц. психология есть часть социологии; 2) соц. психология есть часть психологии; 3) соц. психология есть наука «на стыке» психологии и социологии, причем сам «стык» понимается двояко: а) соц. психология отторгает определенную часть психологии и определенную часть социологии; б) она захватывает «ничью землю» - область, не принадлежащую ни к социологии, ни к психологии.
Если воспользоваться предложением американских социальных психологов Макдэвида и Харрари (а вопрос о месте соц. психологии в системе наук обсуждается не менее активно и в американской литературе), то все указанные позиции можно свести к двум подходам: интрадисциплинарному и интердисциплинарному. Иными словами, место соц. психологии можно стремиться отыскать внутри одной из «родительских» дисциплин или на границах между ними.
Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. Это, однако, не прибавляет аргументации в пользу более точного выявления статуса социальной психологии между двумя указанными дисциплинами, хотя и дает основания для определения областей исследования. Что же касается статуса, то споры о нем идут до сих пор и в западной социальной психологии. Французские исследователи Пэнто и Гравитц так объясняют основную линию этой полемики... До возникновения соц. психологии были две линии развития проблематики личности и общества: психология анализировала природу человека, социология анализировала природу общества. Затем возникла самостоятельная наука - социальная психология, которая анализирует отношение человека к обществу. Эта схема возможна лишь относительно такой психологии, которая анализирует природу человека в отрыве от природы общества. Но теперь уже трудно отыскать такого рода психологические теории, хотя многие из них, признавая факт «влияния» общества на человека, не находят корректного решения проблемы о способах этого влияния. Понимание предмета социальной психологии и ее статуса в системе наук зависит от понимания предметов как психологии, так и социологии.
Итак, по Андреевой, соц. психология – это наука о закономерностях поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы, а также о психологических характеристиках самих этих групп (в том числе и больших групп).
В соц. психологии рассматривается:
проблематика общения и взаимодействия
социальная психология групп
социальная психология личности
Задачи соц. психологии:
- теоретические (развитие науки, теории) – академическая соц. психология
- практические (решение задач, которые ставит практика – практика общения, конфликтов и т.д.)
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.