89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.
Если конфликт не удалось разрешить, то начинают терапию развода. Когда один или оба супруга не хотят продолжать брак, психолог должен помочь им развестись. Запрос может быть неявным. Он может выражаться в том, что супруги сопротивляются всем предписаниям, хотя просят сохранить семью. Или может быть такая ситуация: один из супругов декомпенсирован, т.е. неуравновешен, полный разлад; а другой – наоборот. Но оба говорят, что хотят наладить отношения. Здесь можно говорить о том, что супруг, который ведет себя спокойно, хочет развода. Спокойный супруг больше заботится о том, чтобы психолог помог второму. В этом случае мы работаем над этим заказом, но сами не говорим о разводе. В целом терапия развода проходит несколько этапов:
Завершение и разрешение сепарации. У супругов не должно остаться сильных чувств друг к другу. Если чувства есть, то это незавершенная сепарация. Необходимо:
• Снять чувство вины.
• Показать, что к распаду привела сама логика их системы, законы ее функционирования. Важно показать взаимную роль в этом, что никто из супругов не лучше другого.
• Выяснить, какие потребности не удовлетворяются в совместной жизни.
Если один из супругов (тот, кого оставляют) чувствует себя очень плохо, то нужно провести терапию сначала с ним индивидуально. Надо донести до него, что он выдержит развод; что он выйдет из этой ситуации не хуже, чем другой супруг; это его не разрушит; не принесет ему большого ущерба; он сможет построить другие отношения. Другими словами, с ним нужно провести рациональную терапию.
Далее работаем с двумя – проводим анализ их ошибок в этом браке. Главная задача здесь состоит в том, чтобы супруги признались себе и друг другу, что свои определенные потребности в этом браке они больше не хотят удовлетворять – отказ от попыток. На этом этапе бывает так, что супруги говорят: «а вот без этого я не могу». Тогда считается, что они нашли то, без чего они действительно не смогут, и начинается обратный процесс интеграции семьи.
Настоящая сепарация - «мы друзья, но не супруги».
Если человек переживает, горюет более трех лет, то такое состояние надо лечить, т. К. это депрессия (возможно, у психиатра).
3) Супруги должны договориться об устройстве жизни после развода – о детях, разделе имущества и т. П. Важно просто договориться – не важно как и когда. Необходимо избежать ситуации «жизни с открытой дверью», состояния эмоциональной незавершенности развода. Необходимо показать, чем это чревато.
4) Родители должны рассказать детям, что происходит. Это они должны сделать обязательно вместе. Надо сказать, что они больше не хотят жить вместе; что так будет лучше; что вины детей в этом нет; что их любят; что супруги оставляют не детей, а друг друга. Если дети уже взрослые (~ подростки), то о разводе им сообщается до решения организационных вопросов. И тогда этот раздел терапии происходит вместе с детьми, в их присутствии.
На этом этапе необходимо снять условную желательность страданий, манипуляции.
5) Психолог встречает с детьми отдельно. Если ребенок единственный, то надо дать ему выразить эмоции, проанализировать их, снять с ребенка чувство вины. Ребенок естественно испытывает злость и обиду на родителей – это нормально. Он имеет на это право. Психолог должен помочь ему найти приемлемые способы выражения этих чувств.
Если детей несколько, то решается задача подкрепления сиблинговой системы.
6) Замыкание границ семьи после ухода одного из супругов. По-новому распределяются функции. Полезны новые ритуалы, которые обеспечивают совместное взаимодействие без участия оставившего их члена семьи.
90. Оргнизация работы семейнго психолога. Критерии эффективности работы.
Секретарш не предполагается. По телефону разговаривает либо сам психолог, либо один из членов команды психологов. По телефону нужно задавать минимум вопросов. Нужно выяснить: 1) в чем суть проблемы (очень кратко); 2) кто инициатор обращения; 3) состав семьи (кто с ними живет, кто есть еще); 4) возраст членов семьи. Т.о. мы выделяем этап жизненного цикла и набор проблем, которые обычно на этом этапе возникают. Когда семья приходит на прием, психолог задает вопросы для проверки гипотез.
Необходимо распределять внимание между всеми членами семьи. В семье нет обычных групповых процессов, т.к. ее члены разного возраста и изначально разного статуса. Обычно наиболее мотивированный член семьи пытается взять все в свои руки, что еще больше снижает мотивацию других членов семьи. Поэтому психотерапевту необходимо заранее иметь цель и программу.
Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов. Это зависит от того, по чьей рекомендаций пришла семья. Это необходимо, т. к. у семьи могут быть неадекватные ожидания. Клиенты могут приходить от друзей; из школы; от врачей. Если от врача –ожидания врачебного характера (нужно правильно выполнять предписания и все будет хорошо) – ждут "таблетки". От преподавателей – педагогическая модель – психолог научит, как правильно поступать. От знакомых – что те им сказали, того и ждут. Есть ожидания легкости и скорости помощи. Психолог может пытаться понравиться, идя на поводу у помогальщической мотивации. Это не эффективно. Наибольший эффект – когда интересно самому психотерапевту.
Выясняем, когда впервые возникла проблема; на каком фоне это произошло; что происходило в жизни семьи в это время. Если ситуация возникла не впервые, то выясняем, как семья раньше справлялась с этой проблемой. Узнаем, обращалась ли семья к другим специалистам. Был ли опыт разочарования в психологах; почему они ушли; что психолог сделал не так; просим сообщить, если они заметят сходство в том психологе и в нас. Выясняем, страдает ли кто-нибудь в семье хроническими заболеваниями.
Психолог отвечает за результат, который не обязательно совпадает с запросами. Просто должна быть положительная динамика. Заранее оговариваются зоны ответственности. Заключается контракт. Клиент должен вовремя приходить и оплачивать терапию. Выполнение заданий не обсуждается в контракте. Выполнение или невыполнение – это та или иная реакция клиентов на задания, которая обсуждается в ходе самой терапии. Желательно, чтобы ушёл симптом. Если семья уходит из терапии – это недоработка психолога.
Слова ”проблема” в ходе терапии лучше не произносить.
Критерии эффективности работы:
- наличие результата (может отличаться от оговоренного вначале);
- наличие положительной динамики;
- отсутствие симптомов (желательно в течение трех недель);
- сформированные навыки устойчивого взаимодействия;
- наличие устойчивого контакта с клиентом (доверие);
- преодоление сопротивления.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.