11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
Корни соц. Ψ - в Европе, т.к. родительские дисциплины, первые соц.-псих. теории, один из первых учебников по соц. Ψ появились в Европе. Также Левин, Фестингер, Адорно – по происхождению европейцы, и только в 30-ые гг. переехали в США; Европейские корни ярко выражены в психоанализе.
В 20-30-ые годы центр развития соц. психологии переместился в Америку, и до 50-60-х годов в Европе наблюдалась такая ситуация, что соц. Ψ была только копией с американской.
Важной чертой современного развития соц. Ψ на Западе является развитие критических тенденций по отношению к тому «образу» соц. Ψ, который сложился на американской почве со свойственной американской общественной мысли ориентацией на философию позитивизма. Особое значение при этом приобретают усилия европейских соц. психологов, объединенных в Европейскую ассоциацию экспериментальной соц. психологии (хар-на идея необходимости большей ориентации соц. Ψ на реальные соц. проблемы и тем самым обеспечение «соц. контекста» исследований). Ключевые идеи разработаны в трудах таких видных европейских соц. психологов -Тэшфел (Великобритания) и Московиси (Франция) и др. Ими сформулирована альтернатива, которая сегодня стоит перед соц. психологией: следовать ли традиции хорошо организованной экспериментальной дисциплины, основанной на идеях и методах последних двадцати лет, или, выразив крайнюю неудовлетворенность этим состоянием, приступить к поиску новых теорий и новых принципов. Авторы, естественно, призывают следовать по второму пути, для чего прежде всего предлагают оценить общую ситуацию.
Теория и общество (Московичи).
Ситуацию в европейской соц. Ψ Московичи определяет следующим образом: «Куда ни глянь - до нас, впереди нас и вокруг нас - была и до сих пор есть американская соц. психология». Такая ситуация, с точки зрения автора, недопустима, потому что по самому своему определению эта дисциплина должна быть ориентирована на соц. проблемы общества, а они, естественно, различны в Америке и в Европе. Поэтому европейская соц. Ψ должна обратиться к своим собственным соц. проблемам. Далее он критикует амер. соц. Ψ за то, что она оказалась весьма слабо связанной со своими собственными соц. проблемами. Лакмусовой бумажкой, которая, по мнению Московичи, позволила испытать соц. Ψ на ее соц. зрелость, явились события 1968 г., так называемая студенческая революция. Московичи подчеркивает лишь один аспект - ярко прозвучавший в лозунгах левых студенческих движений - протест против официальной системы соц. наук. Лидеры «новых левых» утверждали, в частности, что соц. науки, по своей сущности связанные с актуальными проблемами общества, с идеологией, развивались на Западе подчас в таком контексте, что «успешно» игнорировали все эти проблемы. По словам Московичи, лозунги левых студенческих движений заставили осознать, что хорошие методы еще не означают подлинно научного исследования. Соц. Ψ была таже ассоциирована с наукой буржуазного общества.
По Московичи, «ответственность» за такое положение соц. Ψ несет американская традиция, где изощренность в измерительных процедурах, в лабораторном эксперименте увела исследователей от подлинных проблем общества. Главное обвинение, которое предъявляет Московичи американской соц. Ψ, - это обвинение в «асоциальности». Обращаясь к ряду известных работ, Московичи формулирует свою оценку большинства традиционных американских исследований как создающих соц. психологию «стерильной личности», т.е. личности, выведенной из соц. контекста и заданной лишь в контексте лаборатории.
Для преодоления такой традиции Московичи предлагает осознать значение важнейших фундаментальных вопросов, связанных с положением и ролью науки в современном обществе. Одной из таких проблем является роль идеологии в научных исследованиях. Идеологическая направленность науки, ее политическая релевантность сейчас острее, чем когда бы то ни было прежде, и главный вопрос, который стоит перед учеными, по мнению Московичи, - это вопрос о том, должна ли наука поддерживать соц. порядок или критиковать, преобразовывать его.
Для соц. Ψ также важно отдать себе отчет в том, «кто задает вопросы науке и кто дает на них ответы», иными словами, исследовать в полном объеме проблему «Общество и теория соц. психологии» (это же и вынесено в заголовок программной статьи Московичи). Это тем более важно сделать, потому что сам материал истории соц. Ψ показывает, насколько тесна связь различных поворотов исследовательской стратегии, направлений теоретического анализа с исторически выдвигаемыми общественными проблемами.
Доминирование экспериментальной традиции в соц. Ψ плохо не потому, что эксперимент как метод непригоден, а потому, что на уровне экспериментального исследования утрачивается возможность видеть связь изучаемой проблемы с соц. контекстом. Поэтому задача заключается отнюдь не в том, чтобы ликвидировать экспериментальную практику в соц. Ψ, а в том, чтобы сконцентрировать нужное внимание и на разработке теорий. Главное препятствие этому, по Московичи, - господство позитивистской эпистемологии, включающей в себя абсолютизацию «данных», полагающей, что эксперимент - «высшая марка науки».
Другую помеху на пути развития теоретического знания Московичи видит в том молчаливом компромиссе, который установился в соц. Ψ между наблюдением и экспериментом не просто как различными методами исследования, но как принципиально различными стратегиями исследования разных проблем. Московичи отождествляет эти «стратегии» с двумя различными ветвями соц. Ψ: психологической и социологической. Абсолютизация каждой из этих двух стратегий по-своему препятствует становлению адекватных теорий потому, что сторонники экспериментальной стратегии хотят видеть в теории лишь средство для интерпретации собранных фактов, а сторонники стратегии наблюдения недооценивают такую важную часть теоретической деятельности, как тщательное формулирование гипотез. С точки зрения Московичи более очевидной тенденцией до сих пор остается существование соц. Ψ как ветви общей психологии, и именно это препятствует сближению соц. Ψ с соц. проблемами. Он высказывается за такой тип развития дисциплины, когда социально-психологические проблемы будут рассматриваться с социологической точки зрения.
Наряду с такой «социологизацией» соц. психологии необходимо восстановить ее связь с философскими проблемами знания. На протяжении определенного периода времени соц. Ψ развивалась в конфронтации с философией, отсюда исторически сложившаяся у соц. психологов боязнь спекуляций, что и способствовало преувеличению значения экспериментов. Он утверждает, что сами по себе методы и формальный язык еще не гарантируют «научности» науки. Сама же аргументация подобного рода лишь препятствует развитию теорий.
Даже когда теории возникают, они в значительной степени обесцениваются, как только начинают свое существование в рамках господствующих предрассудков. Примером такого незавидного существования теории является, по мнению Московичи, судьба теории когнитивного диссонанса Фестингера.
Само по себе бесспорное, это утверждение только в том случае даст нужные плоды, когда содержание теории в соц. Ψ будет адекватным, иными словами, когда - как минимум - правильно будет понято, что же считать «социальным» в соц. психологии. Недостаточно считать соц. психологию наукой, изучающей соц. поведение «как продукт общества или поведение в обществе... Соц. Ψ-ю нужно обновлять, чтобы она стала действительно наукой о таких соц. феноменах, которые есть основа функционирования общества, о сущностных процессах деятельности в нем». Пока же соц. психология имеет ничтожное значение для решения реальных соц. проблем.
Как видно, автором дана достаточно радикальная критика существующего положения дел. Со многими положениями этой критики вполне можно согласиться, правда, чаще в постановке проблем, чем в предложенных решениях. Во всяком случае, критическая программа представлена весьма четко.
Что же касается позитивной программы Московичи, то здесь напрашивается несколько существенных возражений. Прежде всего, они касаются бесспорного самого по себе тезиса о том, что соц. Ψ может быть наукой только в том случае, если она анализирует соц. проблемы своего общества. Однако вряд ли это суждение можно принять в столь категоричной формулировке: конечно, прямая задача соц. Ψ исследование социально-психологической стороны тех соц. проблем, которые актуальны для своего общества. Но вместе с тем разве можно исключить из сферы ее научных интересов социально-психологические феномены других обществ и культур? Такое важное средство исследований, как сравнительный анализ («межкультурные исследования»), возможно лишь при сопоставлении аналогичных феноменов в различных типах обществ, и поэтому нет оснований отбрасывать подобного рода задачу со счета соц. Ψ.
Некоторое сомнение вызывает также тезис о «социологизации» соц. психологии. Ее возрастающий интерес к соц. проблемам не означает ее превращения в социологию и даже ее отождествления с социологией. Специфика подхода этих двух дисциплин к соц. проблемам, очевидно, должна сохраниться. Зафиксировать «социально-психологический угол зрения» на соц. проблемы представляется крайне важным для прогресса соц. Ψ. Таким образом, бесспорным в рассуждениях Московичи остается, по-видимому, лишь провозглашение необходимости союза соц. психологии с соц. практикой, но не идея замены соц. психологии любой формой соц. знания.
Несомненно, большим достижением Московичи является другое направление его позитивной программы, а именно разработка теории социальных представлений. Ее уместно рассматривать как пример теории нового типа. Хотя в ряде пунктов теория соц. представлений смыкается с теориями когнитивного соответствия, тем не менее она преодолевает, по мнению Московичи, «асоциальность» этих теорий: соц. представление не есть мнение отдельного человека, но мнение группы. Таким образом, при помощи новой концепции не только расширяется спектр тех соц. явлений, построение образа которых можно лучше понять, но и осуществляется переход от индивидуального к массовому сознанию, а это уже новый уровень социально-психологической теории. Саму теорию см. ниже.
Теория и эксперимент (А. Тэшфел).
Будучи, как и С. Московичи, одним из идеологов и разработчиков программы «европейского подхода» в соц. психологии ХХ в., А. Тэшфел сосредотачивает свое внимание как на критике существующего положения дел в этой области знания, так и на предложении конструктивной перспективы.
Первая часть представлена в программной статье «Эксперименты в вакууме». Здесь проводится мысль о необходимости «спасения» соц. Ψ на путях ее большего включения в анализ соц. проблем. Хотя содержание статьи больше касается проблем методологии, чем собственно теории, она также представляет большой интерес как симптом «европейской» критики. Основной пафос работы - защита социально-психологического эксперимента от его неправильного толкования, осуществляемая с серьезными ссылками на работы МакГвайра. Именно МакГвайру принадлежит критика социально-психологического эксперимента за то, что он оказался практически сведенным к манипулятивному исследованию в лаборатории, в то время как целесообразнее использовать этимологически более корректное значение слово «экспериментальный» - «проверяющий», «пробующий» и т.д.
Тэшфел соглашается с этим доводом, но констатирует, что, к сожалению, в большинстве современных социально-психологических исследований эксперимент остается именно «манипулятивным исследованием в лаборатории». Этот методологический крен связан с общим пониманием предмета соц. Ψ, с теоретическими исходными принципами, принимаемыми исследователями. С точки зрения Тэшфела, большинство теорий в соц. Ψ - это теории об индивидуальном, или межличностном, поведении. Все примеры сводятся к тому, что соц. поведение есть адаптация общих механизмов поведения к условиям, порожденным тем фактом, что оно совершается в окружении других людей. Поэтому, несмотря на четкие формулировки в учебниках, указывающие на то, что соц. психология является наукой о соц. поведении, что поведение детерминировано соц. факторами и «зависит» от соц. контекста, на практике ввиду некорректного понимания самих соц. факторов и самой сути детерминации соц. психология рассматривает соц. поведение в пресоциальной, или даже асоциальной, перспективе.
Тэшфел отмечает чрезвычайно важную характеристику большинства существующих социально-психологических теорий, а именно тот факт, что в них переход от индивидуального поведения к социальному совершается без учета качественной специфики группы. «Существующее положение исходит из того, что индивид - единица анализа. Он реагирует на других, другие реагируют на него, и ничего нового не происходит». По мысли Тэшфела, эксперименты лишь отражают существующие теоретические предпосылки. Цели, которые ставятся перед экспериментами, весьма ограничены: проверить гипотезы, сформулированные на основе несоциальных теорий, собрать данные, заботливо очищенные от соц. контекста, так, чтобы они были релевантны гипотезам.
Если посмотреть на перечень примеров и иллюстраций, приведенных Тэшфелом, то становится ясным, что этот суровый приговор современной соц. Ψ адресован американской традиции. Тенденция здесь схвачена верно, но вряд ли водораздел проходит по линии «американская традиция» - «европейская традиция». Подобно тому как в американской соц. Ψ можно услышать немало голосов против существующей традиции, среди европейских коллег можно встретить немало ее последователей. Основной вывод, который делает Тэшфел, заключается не в том, что эксперимент не является адекватным методом в соц. Ψ. Проблема состоит в том, что проведение социально-психологического эксперимента недопустимо в соц. вакууме, причиной чего является неудовлетворительное качество соответствующих теорий.
Поэтому, приступая к изложению своей позитивной программы, Тэшфел сосредотачивает свое внимание на более общих проблемах развития соц. Ψ, главной из которых, по его мнению, должна стать проблема «соц. изменений», причем ее специфический аспект - отношение между человеком и соц. изменением. Нетрудно видеть, что здесь вновь содержится апелляция к социологии. Проблема социальных изменений - одна из центральных проблем социологии ХХ в..
Тэшфел предлагает свое понимание «изменения», более широкое, чем то, которое принято в социологии. Для него «изменение» - фундаментальная характеристика соц. окружения, даваемая не только в терминах преобразования технологических, социальных, политических структур, но и включающая в себя онтогенетический феномен: старение человека изменяет его реакцию на соц. окружение и вынуждает действовать иначе, т.е., иными словами, «изменение» индивида влечет за собой «изменение» соц. окружения, и наоборот: «изменяя себя, индивид изменяет соц. среду; изменяя ее, он изменяется сам». Подчеркивая такой универсальный характер изменения, Тэшфел связывает его с проблемой выбора человеком определенной линии поведения. Эта способность выбирать новую линию поведения является настолько важной характеристикой соц. поведения, что ее никак нельзя сбрасывать со счета в социально-психологических исследованиях. Предсказать соц. поведение можно в условиях стабильности, но в условиях изменения сделать это невозможно.
Вместе с тем современная соц. Ψ занимается предсказаниями, построенными на «ожиданиях», «оценках», забывая о том, что в ситуации изменения индивид оказывается перед совершенно новым выбором и все прежние «ожидания», «оценки» в этот момент рушатся. Именно поэтому предсказания, основанные на общепринятой экспериментальной практике и не выходящие за рамки существующих теорий, ничего не стоят: «нельзя адекватно предсказывать поведение в мифическом неизменяющемся мире». Поэтому до тех пор, пока соц. Ψ не обратится к своему собственному предмету - психологическим аспектам соц. изменений, она не сможет преодолеть присущих ей ограниченностей. Хотя Тэшфел и подчеркивает, что он не знает решений этой проблемы, программа соц. психологии обрисовывается им достаточно точно: она должна заниматься взаимодействием соц. изменений и выбора, т.е. исследовать, какие аспекты соц. изменений раскрываются в восприятии индивида как альтернативы его поведения, какова связь между когнитивными и мотивационными процессами, чем в конечном счете детерминированы выборы тех или иных способов поведения.
Вопрос дальнейшего развития соц. Ψ заключается не в том, опираться ли ей на психологию или на социологию (очевидно, она неизбежно будет существовать как пограничная дисциплина), а в том, на какую систему психологических и социологических взглядов ей следует ориентироваться. Сама по себе апелляция к соц. проблемам еще ничего не дает для ответа на этот вопрос. Пример с идеей «соц. изменений» чрезвычайно показателен: если сама социология при решении какого-то вопроса сползает на позиции психологии, то сколько ни цепляться за спасительное слово «социальный», никаких серьезных перспектив для соц. Ψ на этом пути найти не удается. Другой разговор, если соц. психологии удастся вычленить в современных социологических подходах те идеи, которые действительно плодотворны.
В связи с предложенным пониманием основной проблемы соц. Ψ Тэшфел разрабатывает две новые социально-психологические теории, которые подобно теории соц. изменений С. Московичи являются знаковыми для «европейского» подхода: теорию межгрупповых отношений и теорию социальной идентичности. В данном случае делается серьезная попытка в противовес многочисленным американским примерам предложить социально-психологическую теорию, качественно иного типа, в значительной степени более социально ориентированную. Теорию см. ниже.
«Европейский» вклад в новую парадигму.
Коренное различие американского и европейского подходов, выражающееся в применении разных уровней объяснения соц. феноменов, высказано в работе В. Дуаза.. Таких уровней выделено четыре: 1) анализ лишь «психологических», или «внутриличностных» процессов; 2) рассмотрение «межличностных»,, или «внутриситуативных» процессов; 3) изучение различий в «ситуационных» взаимодействиях и складывающихся на их основе коллективных представлениях; 4) анализ соц. отношений и идеологических воздействий на формирование индивидуальных представлений и поведения. В отличие от американской традиции, преимущественно использующей первые два или в крайнем случае три уровня, для европейского подхода характерен именно четвертый уровень анализа. За специфической терминологией легко увидеть тенденцию европейских исследователей ориентироваться на соц. контекст, т.е. по существу выполнять одно из требований соц. конструкционизма.
В качестве примеров называются: теория соц. представлений С. Московичи, теория соц. идентичности А. Тэшфелаи, наконец, этогеническая теория Р. Харре.
Теория социальных представлении С. Московичи. Важно показать ее потенциал как действительно новой парадигмы в соц. Ψ на рубеже столетия. Как известно, социальное представление рассматривается Московичи как специфическая форма познания соц. действительности, помогающая обыденному человеку понять смысл окружающего его мира. Постижение смысла соц. мира возможно лишь при условии коммуникации, поэтому соц. представление не есть продукт индивида, но в создании его принимает участие группа, оно есть «общее видение реальности, присущее данной группе, которое может совпадать или противостоять взглядам, принятым в других группах. Это видение реальности ориентирует действия и взаимосвязи членов данной группы».
Группа фиксирует определенные аспекты воспринимаемого явления, влияет на принятие или отвержение той или иной информации, на частоту использования тех или иных соц. процессов в коммуникативном процессе. Со своей стороны соц. представление оказывает воздействие на варьирование интерпретаций соц. явлений, принимаемых группой, и способствует формированию групповой идентичности. Таким образом обеспечивается включенность соц. факторов в сам познавательный процесс. Если учесть, что возникновение соц. представления обязательно связано с тем, чтобы как-то обозначить, назвать соц. явление, то объект самим фактом называния включается в «идентификационную матрицу», т.е. в существующую концепцию «общества и человеческой природы».
Эта исходная включенность в систему значений, выработанных обществом, также апеллирует к социальной детерминации знания. Для Московичи возникновение соц. представления есть процесс «сведения» нового к тому, что было известно ранее, превращения понятия в образ: то, что было воспринято, становится тем, что понято, новое явление сводится к тому, что «всем известно». Но характер такого «знания» есть элемент массовой культуры: именно она оперирует достаточно банальными, общепринятыми истинами, следовательно, соц. представление, которым пользуется индивид, включено в широкую систему коммуникаций.
Таким образом возникает как бы «двойная» социальная зависимость индивидуального акта познания: с одной стороны, социальное представление порождается группой (т.е. связано своим происхождением с социумом), а с другой - оно включается в систему социальных коммуникаций. Неоднократно повторяемая Московичи мысль состоит в том, что культура создается в общении и через его посредство, а принципы общения отражают общественные отношения. Поэтому в теориях социальной психологии необходим анализ социальной жизни как основы и общения, и проявлений межличностных отношений, и способов формирования знаний. Идея большей «социальности» социальной психологии приобретает здесь весьма существенное подтверждение. Соц. представления фиксируют этот аспект.
Важно отметить и другую черту теории соц. представлений, которая доказывает ее принадлежность к новой парадигме. Идея активности субъекта познания, как известно, разрабатывалась уже в теориях когнитивного соответствия, но там она сводилась только к активности в преобразовании когнитивных структур (приведения их в «соответствие»). В новой постмодернистской парадигме упор делается на такую характеристику активности субъекта, как конструирование социального мира, т.е. построение такого образа мира, в котором люди реально существуют и функционируют. Несмотря на обилие критических замечаний, которые высказываются в адрес этой теории, популярность ее сегодня огромна. Справедливо замечает П. Н. Шихирев: «Однако факт остается фактом: каковы бы ни были недоработки и недостатки концепции, она открыла новые возможности для развития социальной психологии».
Теория соц. идентичности А. Тэшфела рассматривается в качестве второго важнейшего завоевания европейской соц. Ψ конца столетия.
Наряду с некоторыми общими методологическими принципами (акцент на взаимоотношение человека и изменения) Тэшфел предложил концепцию межгрупповых отношений как фокус соц. психологии, демонстрируя этим также «большую социальность» соц. психологии. Базируясь на теории межгрупповых отношений, Тэшфел разработал теорию соц. идентичности, которую и рассматривают часто также в качестве варианта новой парадигмы.
Теория соц. идентичности бросила вызов американской концепции десоциализированного индивида. По мнению Тэшфела, осознание человеком его места в соц. мире обусловлено прежде всего отнесением себя к определенной соц. группе; причем осознание группового членства реализуется посредством ряда сложных шагов: соц. категоризации (осмысление соц. окружения как состоящего из различных групп), соц. идентификации (сделанный на основе сравнения выбор группы, в которую «помещает» себя индивид), наконец, собственно соц. идентичности (полного осознания своей принадлежности выбранной группе).
Из признания важности для индивида осознать свою сопричастность группе следует несколько существенных выводов: 1) люди всегда стремятся сохранить позитивную идентичность, ибо это способствует восприятию мира как более стабильного; 2) при формировании позитивной идентичности люди осуществляют постоянный процесс сравнения своей группы с другими, что расширяет представления о мире; 3) в свою очередь сравнение предполагает более внимательную оценку свойств различных групп и тем самым способствует более дифференцированному анализу соц. структуры; 4) при негативной оценке группы принадлежности индивид ищет возможность покинуть данную группу и «примкнуть» к новой, т.е. стимулируется определенная поведенческая активность.
Все это еще раз делает акцент на социальной детерминации поведения. Тэшфел, в частности, подчеркивает зависимость характера соц. идентичности от типа общества: в обществах со строгой стратификацией привязанность индивида к группе особенно сильна, поскольку вне группы человек вообще мало что может осуществить, в демократических обществах эта привязанность проявляется в меньшей степени. Но при всех обстоятельствах человек воспринимает мир через принадлежность определенной группе. Экспериментальным подтверждением этого тезиса служит выявленная Тэшфелом «минимальная групповая парадигма»: для индивида достаточно минимального ощущения себя членом группы, чтобы немедленно идентифицировать себя с нею.
Обозначение лишь некоторых положений теории соц. идентичности убедительно доказывает наличие принципиально нового подхода в конструировании социально-психологических теорий по сравнению с многочисленными традиционными теориями «среднего ранга»: ранг, уровень обобщения здесь является более высоким, поскольку изначально связывает построение образа Я с социумом. Это дает основания считать теорию соц. идентичности попыткой «обновления традиционной соц. психологии».
Этогеническая теория Р. Харре еще более определенно рассматривается как европейская версия постмодернизма в соц. Ψ. Вообще концепция Р. Харре претендует на построение общей теории соц. Ψ и включает в себя целый комплекс относительно самостоятельных идей (модели человека и общества, типология «сценариев» и «эпизодов» и др.).
При обосновании своих идей Харре использует инструментарий психосемантики: человеческое поведение предстает как определенный текст, и поэтому лингвистический анализ является предварительным условием всякого социально-психологического исследования. Это обусловлено тем, что соц. поведение регламентировано некоторыми нормами, а нормы всегда выражены при помощи языка. Коммуникация как обязательное условие взаимодействия людей есть ключевой пункт объяснения соц. жизни. Исходным понятием и является понятие дискурс, рассматриваемый как важнейшая составляющая коммуникативного процесса Дискурс - это рассуждение по поводу какой-либо проблемы, обсуждение ее, все формы «разговора», работы с «текстом»; это говорение, слушание, беседа, т.е. «центральная человеческая активность, которой люди уделяют наибольшую часть своего времени».
В ходе дискурса его участники обсуждают содержание категорий, при помощи которых обозначены предметы и явления соц. мира. Чтобы различные группы и отдельные индивиды могли совершать совместные действия, они должны понимать, о чем идет речь, т.е. разрабатывать единые системы значений. Разговор и обсуждение должны обеспечить такую трактовку категории, при которой только и возможно действие. Это происходит потому, что в ходе обсуждения категория предстает как реальный элемент соц. жизни: она наполняется содержанием на основе пополнения ее характеристиками, приводимыми разными участниками дискурса. В таком случае категория конструирует мир, одновременно уточняя его образ и направляя некоторое действие внутри этого мира. Таким своеобразным путем идея конструкционизма вводится в теорию Р. Харре.
На основании сформулированных основных принципов Харре исследует некоторые специальные проблемы соц. Ψ. Так, он подвергает критике традиционный подход к одной из наиболее разработанных и популярных проблем - «Я-концепции». Различные существующие способы описания образа-Я, будь то шкалы Айзенка и Кеттела или же методы гуманистической психологии (делаются ссылки на Роджерса и Маслоу), представляются Харре асоциальными, «психологизирующими» сущность проблемы. Харре предлагает переключить внимание с «поиска Я как сущности» на «методы конструирования Я», что концентрирует внимание не столько на «заданности Я», сколько на «творении Я». Этим «Я-концепция» извлекается из головы индивида и переносится в сферу соц. дискурса.
Краткий экскурс в теорию Харре убедительно показывает значение его вклада в разработку не только непосредственно идей конструкционизма, но и вообще в поиски новой постмодернистской парадигмы соц. Ψ. Таким образом, это движение можно рассматривать как совместный продукт амер. и европейской традиций, демонстрирующих их известную интеграцию на рубеже столетия.
Из лекций:
Теория социальных представлений (С. Московиси, Франция). Прародитель теории Э. Дюргейм – идея о коллективных представлениях. Москвиси считает, что соц. качества детерминированы. Структура общества связана с производственными отношениями. Основная единица для анализа соц. реальности- соц. представления. Соц. представления – сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностных коммуникаций. Осн. проблема – влияние группы, группового общения на индивидуальные представления. Индивид смотрит на общество именно глазами группы. Эксперименты Москвиси связаны с влиянием группы на индивида. Известный эксперимент: 2 группы: 1- оценить отношение к президенту Франции Деголю, 2 – оценить отношение к американцам (в первой группе – сдвиг в положительную сторону, во второй – в отрицательную) – сдвиг в сторону общественного мнения.
Теория соц. идентичности Г. Тешфела. Соц. идентичность человека – это та часть его «Я»- концепции», которая возникает из осознания своего членства в соц. группах вместе с ценностным и эмоциональным значением, придаваемым этому членству. Проблема соц. идентичности связана с проблемой групповых отношений. Групповое всегда первично по отношению к индивидуальному. Обнаружил явление – минимальная групповая парадигма - отнесение себя к какой-либо группе (даже при min-ом отношении к группе, человек начинает смотреть на мир глазами этой группы). Внутригрупповой фаворитизм - предпочтение членов своей группы. Межгрупповая дискриминация - менее предпочтительное отношение к др. группе
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.