logo
соц

71. Личность как субъект и объект управления.

Личность – объект и субъект управления. Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.

Индивидуальность – особые проявления в деятельности.

Личность всегда обладает определенными свойствами:

  1. взаимосвязь и взаимообусловленность личностных качеств

  2. активная деятельность, направленная на познание и приобразование окружающего мира

  3. устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение.

Поведение – это стиль деятельности, определяемый эмоциональными и рациональными факторами. Факторы определяются внутренними склонностями, внешней обстановкой, вкусами, взглядами и мотивацией. Черты личности формируются под влиянием: природных свойств и социальных факторов. От знания и понимания этих факторов зависит успех управленческой деятельности.

Любая личность характеризуется в сфере управления:

  1. общими качествами (интеллект, внимание, общительность)

  2. специфическими свойствами (способность к определенному виду деятельности)

  3. подготовленность (знание, умение навыки)

  4. направленность (интересы, стремление, идеал).

  5. складом характера

  6. биологически обусловленными особенностями (темперамент)

  7. психологическими особенностями: диапазон деятельности (насколько широко и глубоко человек овладел деятельностью), стиль работы, динамика психики

  8. психическими состояниями – это стойкие психические явления, присущие человеку на протяжении довольно длительного времени (возбуждение, торможение…)

Эти свойства и состояния нужно точно уметь определять, что помогает прогнозировать поведение человека в экстримальной ситуации.

Направленность личности.

Направленность создает устойчивую ориентацию поведения человека, независимо от конкретной ситуации. 3 основных типа направленности:

  1. на взаимодействие (общение) - человек стремится поддерживать отношения, быть в компании, сотрудничать, участвовать в коллективном принятии решении.

  2. на задачу (деловая направленность) – главное – достижение цели, получение реальных результатов, доказательство своей правоты и значимости).

  3. на себя (личностная направленность) – человек стремится в первую очередь решать собственные задачи и проблемы, добиваться личностного благополучия. Часто перекладывает работу на другого, часто создает видимость работы.

По мимо направленности, еще одна важная характеристика – способности. Способность – это совокупность черт, необходимых для успешного выполнения деятельности.

Способности бывают: общие (ощущать, воспринимать, мыслить);

Частные: простые (решительность, настойчивость, критичность) и сложные ( профессиональные, специальные способности, которые формируются в результате овладение каким-либо видом деятельности).

Способности: теоретические, практические, технические, организационные т.д.

Основа способностей – задатки. Это психологические особенности организма; это природная склонность к определенному виду деятельности. Задатки превращаются в способности под воздействием жизненных условий, под влиянием активности личности.

По форме проявления задатки могут быть: к рекпродуктивной деятельности (усвоение и применение информации) и к творческой деятельности.

По уровню развития способности:

  1. уровень – одаренность – совокупность факторов, обеспечивающих успешную деятельность.

  2. уровень – талантливость – предполагает создание чего-то нового через творчество.

  3. гениальность – высшая степень одаренности, результаты которой имеют общее историческое значение.

Любая деятельность предполагает овладение навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше тратится сил. Наряду с навыками у человека встречаются привычки – автоматические форм поведения, которые из-за частого повторения становятся необходимыми человеку. ( у навыка есть цель)

Общие способности связаны с типом мышления.

Типы мышления: - художественный (яркость образов, фантазии, импульсивность, непоследовательность); - логический (критичность, ясность, последовательность, глубина); - смешанный.

Степень реализации способностей в системе управления зависит: от полученного образования и от природы мышления. Людям, занимающим низшие руководящие должности необходимо обладать конкретно – образным мышлением. Руководителям небольших предприятий, планирующим работу не меньше, чем на год, необходимо обладать конкретно-логическим мышлением (такое мышление появляется только после определенного уровня образования и опыта работы). Для руководителей крупных предприятий, а также их заместителей необходимо наличие абстрактного мышления. Для руководства объединениями крупных предприятий необходимо предвидящее мышление.