71. Личность как субъект и объект управления.
Личность – объект и субъект управления. Личность – это совокупность индивидуальных, социальных и психологических качеств, характеризующих человека и позволяющих ему активно и сознательно действовать.
Индивидуальность – особые проявления в деятельности.
Личность всегда обладает определенными свойствами:
взаимосвязь и взаимообусловленность личностных качеств
активная деятельность, направленная на познание и приобразование окружающего мира
устойчивость, позволяющая прогнозировать поведение.
Поведение – это стиль деятельности, определяемый эмоциональными и рациональными факторами. Факторы определяются внутренними склонностями, внешней обстановкой, вкусами, взглядами и мотивацией. Черты личности формируются под влиянием: природных свойств и социальных факторов. От знания и понимания этих факторов зависит успех управленческой деятельности.
Любая личность характеризуется в сфере управления:
общими качествами (интеллект, внимание, общительность)
специфическими свойствами (способность к определенному виду деятельности)
подготовленность (знание, умение навыки)
направленность (интересы, стремление, идеал).
складом характера
биологически обусловленными особенностями (темперамент)
психологическими особенностями: диапазон деятельности (насколько широко и глубоко человек овладел деятельностью), стиль работы, динамика психики
психическими состояниями – это стойкие психические явления, присущие человеку на протяжении довольно длительного времени (возбуждение, торможение…)
Эти свойства и состояния нужно точно уметь определять, что помогает прогнозировать поведение человека в экстримальной ситуации.
Направленность личности.
Направленность создает устойчивую ориентацию поведения человека, независимо от конкретной ситуации. 3 основных типа направленности:
на взаимодействие (общение) - человек стремится поддерживать отношения, быть в компании, сотрудничать, участвовать в коллективном принятии решении.
на задачу (деловая направленность) – главное – достижение цели, получение реальных результатов, доказательство своей правоты и значимости).
на себя (личностная направленность) – человек стремится в первую очередь решать собственные задачи и проблемы, добиваться личностного благополучия. Часто перекладывает работу на другого, часто создает видимость работы.
По мимо направленности, еще одна важная характеристика – способности. Способность – это совокупность черт, необходимых для успешного выполнения деятельности.
Способности бывают: общие (ощущать, воспринимать, мыслить);
Частные: простые (решительность, настойчивость, критичность) и сложные ( профессиональные, специальные способности, которые формируются в результате овладение каким-либо видом деятельности).
Способности: теоретические, практические, технические, организационные т.д.
Основа способностей – задатки. Это психологические особенности организма; это природная склонность к определенному виду деятельности. Задатки превращаются в способности под воздействием жизненных условий, под влиянием активности личности.
По форме проявления задатки могут быть: к рекпродуктивной деятельности (усвоение и применение информации) и к творческой деятельности.
По уровню развития способности:
уровень – одаренность – совокупность факторов, обеспечивающих успешную деятельность.
уровень – талантливость – предполагает создание чего-то нового через творчество.
гениальность – высшая степень одаренности, результаты которой имеют общее историческое значение.
Любая деятельность предполагает овладение навыками. Чем больше у человека навыков, тем меньше тратится сил. Наряду с навыками у человека встречаются привычки – автоматические форм поведения, которые из-за частого повторения становятся необходимыми человеку. ( у навыка есть цель)
Общие способности связаны с типом мышления.
Типы мышления: - художественный (яркость образов, фантазии, импульсивность, непоследовательность); - логический (критичность, ясность, последовательность, глубина); - смешанный.
Степень реализации способностей в системе управления зависит: от полученного образования и от природы мышления. Людям, занимающим низшие руководящие должности необходимо обладать конкретно – образным мышлением. Руководителям небольших предприятий, планирующим работу не меньше, чем на год, необходимо обладать конкретно-логическим мышлением (такое мышление появляется только после определенного уровня образования и опыта работы). Для руководителей крупных предприятий, а также их заместителей необходимо наличие абстрактного мышления. Для руководства объединениями крупных предприятий необходимо предвидящее мышление.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.