57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
Питирим Сорокин: на 4 года приходится 1 год с конфликтами (войны, бунты и т.д.). Среди межгрупповых конфликтов выделяют 3 вида:
- политические (борьба за власть),
- социально-экономические (преследуются экономические цели),
- этнические (по поводу прав и интересов различных этнических общностей).
По целям конфликты, которые ставят перед собой стороны, вовлеченные в конфликт:
- социально-экономические,
- культурно-языковые (цели затрагивают проблемы сохранения культурных особенностей языка),
- политические (за политические права),
- территориальные (перемена границ и т.д.).
во всех этих конфликтах выделяют стадии:
1) возникновение объективной конфликтной ситуации,
2) стадия осознания и эмоционального вызревания К (окончательно выдвигаются цели),
3) конфликтное взаимодействие (наиболее острая стадия. К имеют тенденцию к расширению на этой стадии и могут переходить к действиям насильственного характера),
4) разрешение и урегулирование ситуации.
Этнический К – любая конкуренция между этническими группами. От реального противоборства до социальной конкуренции.
Социальные причины Межэтнических К – в зависимости от них МК рассматривают как продукт универсальных характеристик. Несколько групп теорий, в которых изучается К-т. Макдугалл «Гидравлическая модель» - появление агрессивности приписал инстинкту драчливости. К этой же модели относят концепцию Фрейда: враждебность неизбежна. Любой К интересов должен решаться посредством насилия. Лоренц: агрессивное поведение людей в К является следствием биологически заданной агрессии. Появились другие теории: гипотеза фрустрации агрессии Мюллера. Берковец предложил использовать эту теорию для расовых К в США. Множество исследований подтвердили, что фрустрация и агрессия тесно связаны. Концепция «авторитарной личности». Проект Адорно, Френкель-Брунсвик, Левинсон и Санфорд после 2-ой МВ в США на выявление индивидов, восприимчивых к антисемитской идеологии. По Фрейду отношение к этническим группам закладывается с детства. Был описан на основе этих исследований новый тип «авторитарная личность»: слепое следование авторитетам, неприятие чужих групп, стереотипность мышления, агрессивность, цинизм, подверженность суевериям, сексуальное ханжество, злобное отношение к окружающим. Социальные условия могут способствовать тому, что авторитарная личность становится основной в какой-либо общности (Германия после 1-ой МВ). Теория реального К исходит из того, что межгрупповой К появляется из-за несовместимости групповых интересов и одна из групп занимает главенствующее положение. Шериф – были проведены эксперименты, попытались воссоздать ситуацию К интересов (борьба за призы) – быстро перерастала в агрессивность. Теория не является совершенной. Он не рассматривает случаи ложных МК. К-погромы или К-бунты, когда реальные К и интересы между группами отсутствуют. Теория социальной идентичности. В основе лежит представление о том, что несовместимые групповые цели не обязательно могут вызвать межгрупповую конкуренцию и враждебность. Достаточное условие – социальная идентичность. Социальная категоризация – достаточное условие для межгрупповой дискриминации и агрессия по отношению к чужой группе неизбежна. Члены группового большинства демонстрируют большую тенденцию к социальной конкуренции.
Как протекают МК: в ходе К возрастает значение социальной категоризации. Последствия социальной категоризации:
Члены одной группы воспринимаются более похожими друг на друга, чем на самом деле = деиндивидуализация – облегчает возникновение агрессивных действий по отношению к др. группам. Общая одежда (одинаковая) увеличивает деиндивидуализацию.
Члены двух разных групп воспринимаются как более отличающиеся друг от друга, чем это на самом деле есть. В ходе МК часто происходит противопоставление этнических ценностей.
Иллюзорная корреляция – два класса явлений воспринимаются как тесно связанные между собой, хотя на самом деле эта связь может даже отсутствовать. Механизм социальной каузальной атрибуции. Отличаются большим разнообразием концепций заговоров. Обвиняют в
концепции заговоров возникают в ситуации нестабильности,
подчеркивается групповой характер заговора,
члены этнических меньшинств выступают в роли заговорщиков.
Страх перед группой меньшинства. Почему к ним возникает ненависть? Москович: любое меньшинство нарушает запреты, своим стилем жизни они бросают вызов большинству. Ненависть к меньшинству возникает из чувства зависти и в итоге права группы меньшинства не учитываются.
Как можно урегулировать МК. Создаются различные службы, разрабатывающие программы по урегулированию К. 3 осн. стратегии разрешения этнических К:
применение правовых стратегий,
переговоры (психолог вносит предложения),
информационный путь (взаимный обмен информацией).
Лоренц ввел понятие «переориентированная агрессия» = например, заняться спортом. Лучшее знакомство с членами разных этнических групп может способствовать снижению агрессивности. Адорно: общество должно влиять на тип отношений между родителями и детьми. Шериф: стратегия трансформации враждебных отношений. Надгрупповые цели (общие). В экспериментах не удалось полностью убрать конфликты.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.