logo
соц

5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.

Начало ХХ в. (особенно время после первой мировой войны) считается началом превра­щения соц. Ψ в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе Мёде и в США Олпортом, где были сформулированы требования превращения соц. Ψ в эксперимен­тальную дисциплину.

Начиная с 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в соц. психоло­гии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Нельзя сказать, что в период 30-х годов (наибольший бум эксперимен­тальных исследований) теоретические исследовании вообще ис­чезли. Они были непопулярны, малочисленны, но продолжали существовать. Сейчас интерес к ним возрастает. Они концентрируются вокруг 4 направлений: бихевиориз­ма, психоанализа, когнитивных теорий и интер­акционизма (3 направления – соц.-псих. варианты основных течений пси­хологической мысли, а интеракцио­низм - представляет социологический источник).

Бихевиоризм зародился в начале ХХ в. Основоположник – америк. ученый Уотсон: осн. задача бихевиоризма - накопление наблюдений с таким расчетом, чтобы можно было сказать заранее, какой будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Основная схема бихевиоризма S – R (каждой ситуации соответствует опред. поведение). Не делалось качественных различий между человеком и животными (психологическая наука превратилась в «психологию без психики»).

В Макдугал критиковал бихевиоризм – 1924 г. – в психологическом обществе (Вашингтона) Диспут – «Битва за бихевиоризм» (Уотсон – Макдугал). Победил последний.

Постепенно идеи бихевиоризма стали переноситься в соц. психологию – Оллпорт. Он ввёл понятие соц. стимул. Выделил 2 формы соц. поведения: линейное поведение (пр. приказ в армии), и круговое поведение.

В 30-40 гг. появился необихевиоризм – S – N – S. Есть какая-то промежуточная переменная, внутренние переменные, которые могут повлиять на реакцию.

Основной проблемой бихевиористской ориентации традици­онно является научение. Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого поведения. Пред­ложено общее описание хода научения и сформулирован ряд законов, относящихся к переменным ситуации на­учения. Научение представляют как установление или изменение ассоци­ации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.

2 тип на­учения: научением типа S и научением типа R – соответственно двум вычлененным схемам научающего эксперимента. Схема классического обусловливания заимствована бихеви­ористами у Павлова: экспериментатор воздей­ствует на организм условным раздражителем и подкрепляет его безусловным, т.е. безусловный стимул используется для вызывания безусловной ре­акции в присутствии поначалу нейтрального стимула; после ряда повторений реакция ассоциируется с этим новым стимулом. Про­дукт научения по такой схеме: респондентное пове­дение (отвечающее на опред. стимул). Подача подкрепления связана со стимулом (-обозначение как «научение типа S»).

Схема оперантного, или инструментального, обусловливания разработана Скиннером. Суть научения: вместо предложения стимула, вызываю­щего определенную реакцию, экспериментатор ждет случайного появления реакции в интересующем его направлении, ее проявление подкрепляется. Продукт научения: оперантное поведение. Подкрепляется уже не стимул, а реакция организ­ма («научение типа R»). Схема оперантного обусловливания занимает ведущее место в исследованиях необи­хевиористов в области соц. психологии.

Общность и различия между представителями современного бихевиоризма наиболее полно проявляются в категориальном ап­парате. Существует единый набор используемых категорий, объе­диняющий сторонников данной ориентации. В то же время именно в их интерпретации наиболее рельефно выступают различия меж­ду отдельными авторами. В первую очередь это различия между сто­ронниками скиннеровского подхода и представителями умерен­ного крыла, которые находят свое проявление и в области соци­ально- психологических исследований.

Понятия «стимул», «реакция» являются базовыми для данного направления в целом. Сторонники скиннеровского подхода опре­деляют стимул как физическое, или материальное, событие, ко­торое должно быть наблюдаемым и манипулируемым. Сторонники медиаторного подхода уделяют основное внима­ние разделению стимулов и реакций на внутренние и внешние. Схему S-R они заменяют схемой S-r-s-R. Внутренние, импли­цитные r и s выступают как медиаторы (посредники). Весьма важным в этом словаре является понятие дискримина­тивного, или дифференцирующего, стимула. Это стимул, не вы­зывающий прямо условной реакции, но как бы сигнализирующий организму о ней. Лишь при наличии в экспериментальной ситуа­ции этого стимула происходит оперантная реакция.

Другим важным термином в словаре бихевиоризма является термин драйв - побуждение. В скиннеровском подходе драйв определяется совокупностью операций, используемых для его ус­тановления. Здесь мы имеем как раз один из ярких примеров про­явления операционализма. Драйв - это не реакция, не стимул, ни в коем случае не психологическое состояние, а просто термин для выражения отношения между некоторыми предшествующими опе­рациями экспериментатора и силой ответа организма в результате. По мнению сторонников медиаторного подхода, драйв - это не­кая сила внутри организма (но не потребность), которая, достигая оптимума, активизирует поведение в направлении подкрепления и, следовательно, редукции драйва, иначе говоря, это импульс к действию. Таким образом, для представителей медиаторного под­хода характеренакцент на энергизирующей и, можно сказать, директивной функциях драйва.

Важной парой категорий выступают категории генерализации (обобщения) и дискриминации (различения). Если определять крат­ко сущность принципа генерализации, то это тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с дру­гим, новым, но похожим стимулом. Чем более подобны стимулы, тем успешнее генерализация. Это весьма важное объяснительное понятие в теории научения: генерализация оказывается основой объяснения, в частности быстрого овладения языком у ребенка. В социально-психологическом контексте для бихевиоризма встает сложный вопрос о генерализации двух или более стимулов, кото­рые не имеют общих стимульных свойств. Например, внешние физические свойства слов могут быть различны, но их характери­зует эквивалентность значений.

Следующим важным понятием в бихевиористской традиции является понятие подкрепления. Определения подкрепления в скин­неровском подходе по сути представляют тавтологию. Позитивные подкрепления определяются как стимулы, которые, будучи пред­ставленными, усиливают реакции; негативные подкрепления ­ это стимулы, которые усиливают реакции, будучи устраненными. Определения сторонников медиаторного подхода несколько шире. С их точки зрения, подкрепление приводит к наблюдаемым изме­нениям во внешних реакциях. Формы подкреплений могут варьировать от пищи и воды до элементов социального взаимодействия (например, одобрение сло­вом). Последнее особенно характерно для представителей медиа­торного подхода. Подкрепление эффективно постольку, посколь­ку оно сокращает уровень напряжения, создаваемого действием первичных и вторичных драйвов.

Приведенными понятиями, конечно, не исчерпывается весь набор понятий, характерный для бихевиоризма, однако они по­зволяют представить не только суть данного подхода, но и основные направления его социально-психологического приложения. Именно посредством этих относительно немногих концептов пред­ставители бихевиоризма пытаются описать приобретение и моди­фикацию всех возможных типов поведения. Вместо того чтобы ис­кать причины поведения в обращении к эмпирически ненаблюда­емым конструктам (например, в психоанализе это эго, суперэго), бихевиористы всецело усматривают их в истории подкреплений индивида и в его наличном окружении.

Бихевиоризм в социальной психологии использует сейчас те варианты этого общепсихологического течения, которые связаны с необихевиоризмом. Как известно, в нем выделяются два направле­ния, отождествляемые с именами К. Халла (введение идеи промежуточных переменных) и Б. Скиннера (сохранение наиболее ортодоксальных форм классического бихевиоризма). В рамках под­хода Халла в социальной психологии разработан ряд теорий, прежде всего теория фрустрации - агрессии Н. Миллера и Д. Долларда. кроме того, в рамках этого же подхода разрабатываются много­численные модели диадического взаимодействия, например, в ра­ботах Дж. Тибо и Г. Келли. Характерным для работ этого рода является использование, в частности, аппарата математической теории игр. Особняком стоят в социально-психологическом нео­бихевиоризме идеи так называемого социального обмена, разви­ваемые в работах Д. Хоманса. Весь арсенал бихевиористских идей присутствует во всех названных теориях, причем центральной идеей является идея подкрепления (в вариантах классического или опе­рантного обусловливания). Необихевиоризм и в социальной пси­хологии претендует на создание стандарта подлинно научного ис­следования, с хорошо развитым лабораторным экспериментом, техникой измерения. Основной методологический упрек, кото­рый обычно делается бихевиоризму и который состоит в том, что большинство работ выполнено на животных, социальные психо­логи этого направления пытаются преодолеть (А. Бандура, на­пример, выполнил большинство исследований, в которых испытуемыми были люд»).

Однако сама стратегия исследования несет на себе черты прин­ципиальной позиции бихевиоризма (в частности, почти исключа­ется анализ групповых процессов, а сами группы в лучшем случае рассматриваются как диады). Поэтому именно в рамках этого те­чения меньше всего улавливается «социальный контекст», и соци­альная психология имеет наименее «социальный» вид.

( + Вопрос №6).

Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц. психологии, как бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-психологических теорий. Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, ра­боты Э. Фромма и Дж. Салливана. Вместе с тем существует и дру­гой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту соц. психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца. В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диа­дического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т -групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействие людей друг на друга.

В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: скорее всего они пред­ставляют собой так называемый рассеянный психоанализ, т.е. со­держат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером этого является работа под руководст­вом Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослогоопытом детства для выявления психологических предпосылок по­явления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно ново­му психологическому течению гуманистической психологии (А. Мас­лоу, К. Роджерс), которая в значительной степени опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику. В настоящее время гу­манистическая психология претендует на одно из ведущих мест по своей популярности.

Более подробно вопрос №7.

Когнитивизм ведет свое начало от гештальтпсихологии и тео­рии поля К. Левина. Из трех теоретических направлений социальной психологии, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Ши­рокий спектр концепций, относимых обычно к этой ориентации, объединяет, тем не менее, известная общность теоретических ис­точников и единство концептуального аппарата, посредством ко­торого описывается тоже достаточно прочно привязанный к ког­нитивизму круг социально-психологических феноменов.

Идеи гештальт-психологии (geschtalten – целостность, структура, как форма, так и содержание): идея изоморфизма – подобие психологических процессов мозговым, подобие перцептивных процессов реальной социальной ситуации; идея перецентрации ( или перегруппировки) гештальта в проблемной ситуации; идея прегнантности (хорошая фигура) – стремление к восприятию «хорошей фигуры»; принцип ассимиляции и контраст в восприятии. Наивная интроспекция (феноменальный метод) – как видит обычный человек.

Теория поля К.Левина: предложил перенести идеи из физики в психологию; подобно тому как в физике существуют положительно и отрицательно заряженные поля, так и в психологии – и люди, и предметы, слова – обладают зарядом и создают годологическое пространство. Предложил формулу поведения: В= f (P,E), где В – поведение, Р – личность, Е – окр. среда.

В когнитивной ориентации используются 2 осн. понятия: когнитивная структура – любая форма взаимодействия между когнитивными элементами; когниция (когнитивные элементы) – это всё то, что не является эмоцией, любое знание, убеждение, установка.

Осн. проблемы, рассматриваемые в когнитивной ориентации: 1.проблема формирования соц. установок, 2. проблема соц. перцепции, 3. аттракция, проблемы возникновения аттракции, т.е. симпатии.

(В самом общем виде сущность когнитивистского подхода мо­жет быть охарактеризована как стремление объяснить соц. поведение при помощи описания преимущественно познаватель­ных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психи­ческой деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Общая линия связи между этим процессом и социальным поведе­нием прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в ре­зультате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами социального пове­дения).

Исходным принципом здесь является рас­смотрение социального поведения с точки зрения познаватель­ных, когнитивных процессов индивида. Бурное развитие когни­тивистской ориентации в социальной психологии связано с об­щим ростом «когнитивных» идей в психологии, в частности со становлением особой отрасли психологического знания, так назы­ваемой «когнитивной психологии». Особое место в когнитивистской социальной психологии имеют так на­зываемые теории когнитивного соответствия, исходящие из поло­жения о том, что главным мотивирующим фактором поведения индивида является потребность в установлении соответствия, сба­лансированности его когнитивной структуры. К этим теориям от­носятся: теория сбалансированных структур Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов т. Ньюкома, теория когнитивного диссо­нанса Л. Фестингера и теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Тан­ненбаума. Кроме того, в общем ключе когнитивизма работают та­кие известные американские исследователи, как Д. Креч, Р. Крач­филд и С. Аш. (Более подробно вопрос №8 и 9)

Во всех этих теориях сделана попытка объяснить социальное поведение личности. Однако специфика основной объяснитель­ной модели - идея о том, что все поступки и действия соверша­ются ради построения связанной, непротиворечивой картины мира в сознании человека, - делает эту модель крайне уязвимой. Аб­страктное «соответствие», достичь которого стремится индивид, никак не связано с противоречиями реального мира.

Вместе с тем когнитивистская ориентация в настоящее время получает все более широкое распространение. Это объясняется тем, что в отличие от бихевиористски ориентированной социальной психологии она подчеркивает с особой силой роль и значение «мен­талистских» образований в объяснении социального поведения человека. Эта позиция не проводится достаточно последовательно, поэтому сам когнитивистский подход попадает в сложный круг противоречий, поскольку подлинно человеческие проблемы как проблемы общественного активно действующего человека здесь не поставлены. Однако внимание к проблемам рационального поведения человека, роли знания для объяснения окружающего мира делают когнитивистскую ориентацию также чрезвычайно популярной и богатой на исследования фундаментальных проблем социальной психологии.

Интеракционизм как единственная социологическая по проис­хождению теоретическая ориентация имеет своим источником тео­рию символического интеракционизма Г. Мида. Однако в совре­менной социальной психологии интеракционизм включает не толь­ко развитие идей Мида (что осуществляется в двух школах: чикаг­ской - Г. Блумером и айовской - М. Куном), но и ряд других теорий, объединенных под этим же именем, а именно теорию ро­лей (Т. Сарбин) и теорию референтных групп (Г. Хаймен, Р. Мер­тон). В русле интеракционизма развиваются и идеи так называе­мой социальной драматургии Э. Гофмана. Название интеракционистской ориентации происходит от по­нятия «интеракция», которое здесь обозначает не любое, а лишь «социальное взаимодействие», т.е. взаимодействие людей в обще­нии, в группе, в обществе. Это понятие является для данной ори­ентации ключевым, поскольку оно охватывает ее основную пробле­матику. Однако констата­цией «взаимодействия» и ограничивается анализ социальных де­терминант поведения. Широкий спектр подлинно социальных причин оказывается исключенным из анализа: индивид и здесь по существу не включен в систему общественных отношений, в соц. структуру общества. Поэтому большая «социологичность» интеракционистской ориентации оказывается в значительной степени внешней, коренные методологические проблемы включения «социального контекста» в исследования остаются нерешенными и здесь.

Понятийный аппарат и проблематика интеракционистской ори­ентации взяты в основном из социально-психологических концепций Дж. Мида. Отправным пунктом анализа здесь является не отдельный индивид, как в других теоретических ориентациях социальной психологии, а социальный процесс, понимаемый как процесс ин­теракции индивидов в группе, обществе.

Подход к понятию «интеракция» отличается от подходов к акту взаимодействия в других теоретических схемах. Что касается пред­ставителей интеракционистской ориентации, то их в первую оче­редь интересует сам процесс социального взаимодействия, анализ которого необходим, с их точки зрения, для понимания социаль­ного поведения человека. Они пытаются выяснить, какими специ­фическими для человека средствами осуществляется и регулирует­ся процесс социальной интеракции. Отсюда большой интерес к проблеме коммуникации при помощи символов, языка, к интер­претации ситуации, к проблемам структуры личности, ролевого поведения и референтной группы как источнику формирования норм социального взаимодействия и социальных установок.

Данное перечисление показывает, что интеракционистская ориентация охватывает широкий круг весьма сложных проблем.

В ней можно выделить несколько направлений, школ и течений. Эти направления отличаются не столько спецификой своего подхода, но главным образом той проблематикой, которой в них уделяется ос­новное внимание. Можно выделить следующие направления:

1. Символический интеракционизм.

2. Ролевые теории.

3. Теории референтной группы.

(более подробно см. вопрос №10)

Хотя выделенные здесь четыре основные теоретические ориентации и имеют различные источники, границы между ними не являются слишком жесткими. Сегодня особенно характерным для американской социальной психологии является теоретический эклектизм, который особенно очевиден в практике эксперимен­тальных исследований, когда зачастую в одном и том же исследовании переплетаются различные теоретические ориентации.