Обработка результатов
3 этапа:
табличный,
графический,
индексно-логический.
табличный этап:
составление социоматрицы – это таблицы, в которых:
-
№
Кто выбирает
1
2
3
4
в+ в-
…
1
2
3
4
5
6(фамилии участников группы)
Номера членов группы
сумма полученных выборов в+ (в+ К)
Если не ранжировали, то ставим +/- «-» отвержение, если выбрали 2-ым, то 1-ому отрицательному даем –3 и далее. Самый значимый +3, самый незначимый –3.
Обводим в кружок взаимные выборы.
графический этап: на основе матрицы строится графическое изображение связей симпатий и антипатий – социограмма. Связи симпатии обозначают непрерывной линией с указанием направления от одного к другому лицу, а связи антипатии – прерывистой.
индексно-логический.
Матрица позволяет оценить степень сплоченности группы по соотношению положительных и отрицательных выборов.
Индекс сплоченности группы: I = ДОПИСАТЬ ОТ РУКИ.
Матрица дает возможность определить социометрический статус каждого члена группы от наиболее до наименее авторитетного: S = ДОПИСАТЬ ОТ РУКИ.
18. Эксперимент в социальной психологии.
Эксперимент - это организованное исследователем взаимодействие между исследуемым или группой исследуемых в экспериментальной ситуации с целью установления закономерностей этого взаимодействия и переменных, от которого оно зависит.
Особенности: - организуется исследователем; - специально задается экспериментальная ситуация
должна быть возможность менять условия, переменные , т.к. это исследование причинно – следственных связей; - более точная регистрация данных в эксперименте; - эксперимент вытекает из определенной теории и служит для ее проверки; - эксперимент сочетается чаще всего с наблюдением, опросом, а анализом продуктов деятельности;
Основные виды эксперимента:
• по условиям проведения: - полевой (естественная обстановка); - лабораторный (более чистый, но проблемы репрезентативности и валидности); - аппаратурный (подвид лабораторного).
• по задачам: - констатирующий (констатирует уровень развития, например, группы); - формирующий (чаще в пед. психологии, возрастной психологии).
Проблемы эксперимента: - воздействие личности экспериментатора на результаты (лучше эксперимент проводить не исследователю, а подготовленному человеку); - должна быть четко проработанная инструкция; - сделать так, чтобы участникам эксперимента цели были непонятны, зашумлены; - результаты должны быть воспроизводимыми; - проблема создания экспериментального плана, где основная задача – контроль угрозы внутренней валидности нашего эксперимента (убежденность в том, что полученные эффекты вызваны именно нашим воздействием, а не посторонними факторами); - внешняя валидность – насколько полученные закономерности могут быть применимы к широкому классу явлений.
Экспериментальные схемы (экспериментальные планы):
R- xO1 (если О1 и О2 разные, то вероятно, повлиял х)
R – O2
R – O1 x O2 (проверяем воспроизводимость эффекта на двух группах)
R – O3 x O4
«План Соломона» (эффект воспроизведен, если О2>О1, О3>О4 О5>О6
R – O1 x O2 контролируется и фон)
R – O3 – O4
R - --- x O5
R - ------ O6
Как решается проблема уравнивания группы?
• точечное уравнивание (1 член экспертной группы – в другой группе должен быть такой же человек по всем важным параметрам);
• частотное уравнивание (%ная характеристика группы – совпадает с другой группой);
• выравнивание по квоте (составляются квоты: -% мальчиков - % из них 15 лет - % из них отличники);
• случайно-механическое выравнивание (из большого количества людей – на заводе – выбрали 20 и 20 человек – случайно).
Методы моделирования применяются, когда использование других методов затруднено.
Моделирование – исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных (физических) или идеальных, прежде всего математических моделей. Под «моделью» при этом понимается система объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала. Особенностью является то, что, с одной стороны, они опираются на определенную информацию о том или ином психическом явлении, а, с другой стороны, при их использовании, как правило, не требуется участия испытуемых или учета реальной ситуации.
Модели могут быть техническими, логическими, математическими, кибернетическими и т.д. В математическом моделировании используют математическое выражение или формулу, в которой отражена взаимосвязь переменных и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемых явлениях. Техническое моделирование предполагает создание прибора или устройства, по своему действию напоминающего то. Что подлежит изучению. Кибернетическое моделирование основано на использовании для решения психологических задач понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано на идеях и символике, применяемой в математической логике.
Формирующие методы
Принципиально новая исследовательская цель (изменения наличного предмета исследования, задачи формирования) требует применения особых, формирующих методов.
К формирующим исследовательским методам в психологии относятся различные разновидности так называемого социального эксперимента, объектом которого выступает определенная группа людей: - преобразующий эксперимент; - психолого-педагогический эксперимент; - формирующий эксперимент; - экспериментально-генетический метод; - метод поэтапного формирования и т.п.
Основной и главной чертой всех этих методов является активное моделирование особенностей тех или иных эмпирических форм психики, воспроизведение в особых условиях, что позволяет раскрыть их сущность.
Формирующий эксперимент часто используется в целях сопоставления влияния различных обучающих программ на психическое развитие испытуемых
Формирующий эксперимент - это: - массовый эксперимент, т.е. статистически значимый (это значит, что его ареалом является минимум - школа, педагогический коллектив); - длительный, пролонгированный эксперимент; - эксперимент не ради эксперимента, а ради реализации той или иной общетеоретической концепции в определенной области психологии (возрастной, детской, педагогической и других отраслях); - эксперимент комплексный, требующий совместных усилий психологов-теоретиков, психологов-практиков, психологов-исследователей, дидактиков, методистов и др.
И поэтому это есть эксперимент, протекающий в особых учреждениях, где все это можно организовать.
Таким образом, формирующий эксперимент является существенной перестройкой психолого-педагогической практики (как совместной деятельности исследователя и испытуемого) и, в первую очередь, перестройкой ее содержания и методов, приводящей к существенным видоизменениям хода психического развития и характерологических особенностей испытуемых. Именно в силу этих своих характеристик данный тип исследовательских методов различных отраслей психологии выявляет резервы психического развития и одновременно конструирует, создает новые психологические особенности испытуемых. Поэтому формирующие и обучающие эксперименты входят в особую категорию методов психологического исследования и воздействия. Они позволяют направленно формировать особенности таких психических процессов, как восприятие, внимание, память, мышление.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.