19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
В рамках гуманистической социологии и психологии существует идея о том, что главное – это понимание смыслов человеческих действий, поступков. Поэтому преимущественно использование мягких методов исследования. Это работа с конкретным, частным объектов. В количественных методах преобладает дедукция, а качественных – индукция. Качественные – более экономичны, но предъявляют больше требований к личности исследователя, который становится инструментом. Возможно использование количественных и качественных методов во взаимодополнении.
Качественные методы – это методы научные и есть определенные требования и логика применения этих методов.
Семенова привела классификацию:
1) Тактики качественного исследования:
• Исследования отдельной общности или случая – кэйс-стади (case-study). Когда нужно исследовать уникальную общность во всей совокупности ее взаимосвязей. Используется для изучения определенных замкнутых общностей – для анализа бригад, коллективов, клинических практик. В течение длительного времени исследователь находится во взаимодействии с объектом исследования. Чаще всего результат – это прикладные советы, которые могут касаться разрешения конфликтных стадий или улучшения функционирования.
• Этнографическое исследование – пришло из культурной антропологии. Задача – описание и анализ каждодневной практики определенной общности с точки зрения ее культуры – нормы, традиции, ценности, мифы и т.п. Результат – описание. Основная проблема – внедрение в общность. Через посредника нужно выйти на ключевые фигуры.
• Историческое исследование – устная история – изучение субъективного опыта переживания исторических событий. Пр., становление производственного общества, война и т.д. При этом необходимо помнить, что мы работаем с воспоминаниями и переживаниями – учет искренности и качеств личности. Можно соотносить с реальными фактами.
• История жизни – биографический метод изучения индивидуального пути и жизненного опыта на разных этапах жизни. Важна вся биография. Объект – выдающийся, уникальный или среднестатистический человек. Важно начинать с хронологических моментов и постепенно наращивать этот аспект историями.
• История семьи – семья как стабильная малая группа в контексте психологических, социальных жизненных изменений. Беседы с разными членами семьи, выделение главного, создание генеалогического графа, который показывает членов во всем многообразии родственных отношений.
• Восхождение к теории – тактика анализа данных, ориентированных на построение теории случая. Из данного случая мы переходим к построению теории случая.
2) Методы:
• Наблюдение – полевое, неструктурированное или полуструктурированное с детальной регистрацией событий в дневнике наблюдения (в case-study и этнографических исследованиях).
• Интервью – чаще используется полу- или неструктурированное интервью. Очень длительны (минимум 1,5 – 2 часа в течение нескольких дней). Расшифровка – 100-200 печатных страниц. Выделяют: 1)предельно неструктурированное (нарративное) – повествование человека о своей жизни. Он говорит, а мы молчим. 2) полуструктурированное – биографическое интервью. 3) лейтмотивное интервью – отслеживаем блок вопросов по поводу одного аспекта жизнедеятельности на протяжении всей жизни. 4) фокусированное интервью – выделяем ситуации и глубоко и них беседуем. 5) диалоговое интервью или свободная беседа – исследователь более полно выражает свою точку зрения.
• Анализ личных документов (документов жизни) – наиболее распространенные – анализ дневников (реальных или по заданию исследователя), писем, фото, видео, все неодушевленные предметы.
Метод фокус-группы.
Фокусировка на какой-то проблеме – групповое интервью.
Первое подобное исследование – фокусированное интервью с группировками во второй мировой войне. В 1941 году Лазерефельд и Мертон – эффективная работа радио. 1943 – по эффективности пропаганды. Первое теоретическое описание 1946 – в книге Мертона, Кендалл и Фиске «Фокусированное интервью». У нас метод используется с конца 80-х – начала 90-х.
В основе механизм групповой дискуссии. Фазы:
ориентация в проблеме;
высказывания мнений;
принятие решений; (в фокус-группах, последнего этапа – нет!!!)
В фокус-группе первые две стадии не требуют единства мнений. Главное – выявить весь спектр мнений. Дискуссию проводит модератор (ведущий) – подготовленный и компетентный социальный психолог и человек, разбирающийся в проблеме. Основные этапы – программа, цели и задачи, гипотез нет. В организации принимают участие: сам исследователь, модератор, ассистенты, стенографисты, технический персонал. Важно написание гайда (плана). Вопросы должны быть четкими, нетравмирующими. Гайд – по 3-5 страниц по 5-7 блоков, по ~15 вопросов в каждом. Набор (рекрутирование) участников зависит от проблемы. Испытуемые должны быть компетентными. Не рекомендуется реклама по СМИ. Стараются не приглашать людей, имеющих отношение к работе с группами и знакомых друг с другом людей. Важна гомогенность состава по значимым признакам – пол, возраст, образование, социальный статус, политические признаки. Важно, чтоб модератор не выпадал из этих групп. Важно также заранее оговорить время, место, вознаграждение, продолжительность.
Нужна комната средних размеров. Желателен овальный стол.
Оптимальное число участников – 6-8 людей. Если меньше человек – более глубокий анализ. По одной теме проводят 4-5 групп. 1 – пилотажная и 3-4 основных.
Проведение – поели-попили, вступительное слово модератора, знакомство, основные вопросы.
Посадка: наиболее активных сажают к себе ближе, наименее активных стимулируют взглядом. Сверхзадача – чтобы высказались все.
Часто используется просмотр и прослушивание видео- и аудиоматериалов. В конце подводится итог. Далее расшифровывается и распечатывается стенограмма и составляется отчет.
Главная особенность – быстрота и экономичность. Но есть претензии к методу ввиду репрезентативности выборок.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.