29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
В процессе О-я должно присутствовать взаимопонимание между участниками этого процесса. Разные толкования взаимопонимания: как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. В обоих случаях большое значение имеет тот факт, как воспринимается партнер по О-ю, т.е. процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть О-я - перцептивная стороной О-я.
Термин «соц. перцепция» был введен Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под соц. перцепцией понималась соц. детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в частности в соц. психологии, придали понятию несколько иной смысл: соц. перцепция - процесс восприятия так называемых соц. объектов, под к-ми подразумевались другие люди, соц. группы, большие соц. общности. Поэтому восприятие человека человеком относится к области соц. перцепции, но не исчерпывает ее. В плане восприятия человека человеком целесообразно говорить не вообще о соц. перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии («познание другого» - более широкое понимание термина обусловлено специфическими чертами восприятия другого человека, к которым относится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.; в содержание этого понятия включается формирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия).
Другой подход к проблемам восприятия, к-ый также использовался в соц.-псих. исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой транзактной психологии. Подчеркивается мысль, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации (это важно, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений).
Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе О-я, т.к. познавая другого, формируется и сам познающий индивид и т.к. от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом тесно связано с уровнем собственного самосознания. Представление о себе через представление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой соц. дея-ти, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоц. оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стратегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.
Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.
Термин «идентификация» (отождествление себя с другим) выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация тесно связана с явлением – эмпатuей - здесь имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - аффективное «понимание». Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.
При этом возникает еще один вопрос: как будет партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Т.е. процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (в соц. психологии: рефлексиея - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по О-ю). Традиция исследования рефлексии в соц. психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как минимум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; каким он сам видит себя; каким его видит Генри + три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Ньюком и Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, каким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предположить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практически в экспериментальных исследованиях обычно ограничиваются фиксированием двух ступеней этого процесса.
Содержание и эффекты межличностного восприятия. Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. « класса исследований в этой области: 1) изучение содержания межличностной перцепции (хар-ки субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).
Содержание межличностного восприятия зависит от хар-тик как субъекта, так и объекта восприятия, т.к. они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то хар-к друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита инф-ции, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие хар-ки. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль соц. психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Келли, Джонс, Дэвис, Нисбет, Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого поведения, что и выступает составной частью межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от 2 показателей: от степени уникальности или типичности поступка (есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации; уникальное поведение допускает много различных интерпретаций) и от степени его соц. «желательности» или «нежелательности» (соц. желательное поведение соответствует соц. и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняется; при нарушении таких норм диапазон возможных объяснений расширяется).
Также характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. При этом избирается разный тип атрибуции. Келли выделил 3 типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам). Наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами.
На основании многочисленных исследований атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия (этот вывод разделяют не все).
Также были получены данные, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимущественно психологические хар-ки окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания. Выявлена также зависимость приписываемых хар-к от предшествующей оценки объектов восприятия (идея Хайдера: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступки, а «хорошим» - хорошие).
Также экспериментальные исследования поставили важный вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. - выявлено в экспериментах Бодалева (2 группы студентов - показана фотография человека. Но предварительно 1 группе было сообщено, что человек на фото - преступник, а 2 группе - ученый. Надо: составить словесный портрет человека. Следовательно, 1 – глаза –злые и т.п., 2- глаза –говорят о глубине мысли…).
Ряд экспериментальных исследований посвящен хар-кам объекта восприятия. От них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные псих. особенности людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми.
Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, к-ая связана с выделением различных «эффектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэффект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.
«Эффект ореола»: формирование специфической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему опред. качеств: инф-ция, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную инф-цию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств.
Эффекты «первичности» и «новизны»: они касаются значимости определенного порядка предъявления инф-ции о человеке для составления представления о нем. «Эффект первичности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимается незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, инф-ция оказывается наиболее значимой.
В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотиnизации. Термин «соц. стереотип» введен Липпманом в 1922 г., в этом термине содержался негативный оттенок, связанный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стереотип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в О-и, возникающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной инф-ции. Часто стереотип возникает относительно групповой принадлежности человека, например принадлежности его к какой-то профессии.
Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к двум различным следствиям: - к опред. упрощению процесса познания другого человека; - к возникновению предубеждения. Если суждение строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Особенно распространенными являются этнические стереотипы (на основе инф-ции об отдельных представителях этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы).
Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности восприятия человека человеком. Что вообще означает «точность» восприятия соц. объектов? При восприятии физических объектов мы можем проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, т.к. отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Конечно, определенную помощь могут в данном случае оказать различные личностные тесты, но, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека + тестам присущи те или иные ограничения. Осн. трудность - отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик - заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям ее решения.
Один из таких путей - осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «помехам» могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Однако знание этих механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.
Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.
Довольно давно в соц. психологии родилась заманчивая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Для обучения искусству общения в целом используется социально-психологический тренинг, а его специальные приемы ориентированы на повышение перцептивной компетентности, т.е. точности восприятия. Приемы: фиксирование внимания человека на факте чрезвычайной распространенности различных «ходячих представлений» относительно связи физических характеристик человека и его психологических особенностей. Само привлечение внимания к этим обстоятельствам имеет очень большое значение, поскольку обычно мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факторы осложняют процесс межличностного восприятия. Другой прием (в видеотренинге): научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Особое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при помощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.
Межличностная аттракция. Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоц. регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу опред. отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоц. отношений к воспринимаемому человеку - исследования аттракции. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, и - какова роль этого явления в структуре О-я в целом, в развитии его как опред. системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.
Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с межличностными отношениями, реализуемыми в О-и. Исследование аттракции в соц. психологии - сравнительно новая область. Аттракцию можно рассматривать как особый вид соц. установки на другого человека, в которой преобладает эмоц. компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению полож. эмоц. отношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. В отечественной соц. психологии исследования аттракции немногочисленны.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.