logo
соц

29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).

В процессе О-я должно присутствовать взаи­мопонимание между участниками этого процесса. Разные толкования взаимопонимания: как понимание целей, мотивов, установок парт­нера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие, разделение этих целей, мотивов, установок. В обоих случаях большое значение имеет тот факт, как воспри­нимается партнер по О-ю, т.е. процесс воспри­ятия одним человеком другого выступает как обязательная состав­ная часть О-я - перцептивная стороной О-я.

Термин «соц. пер­цепция» был введен Брунером в 1947 г. в ходе разра­ботки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под соц. перцепцией понималась соц. де­терминация перцептивных процессов. Позже исследователи, в част­ности в соц. психологии, придали понятию несколько иной смысл: соц. перцепция - процесс воспри­ятия так называемых соц. объектов, под к-ми подра­зумевались другие люди, соц. группы, большие соц. общности. Поэтому восприятие че­ловека человеком относится к области соц. пер­цепции, но не исчерпывает ее. В плане восприятия человека человеком целесообразно говорить не вообще о соц. перцепции, а о межличностной перцепции, или межлич­ностном восприятии («познание другого» - более широкое понимание термина обусловлено специ­фическими чертами восприятия другого человека, к которым от­носится восприятие не только физических характеристик объекта, но и поведенческих его характеристик, формирование представле­ния о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и т.д.; в содержание этого понятия включается фор­мирование представления о тех отношениях, которые связывают субъект и объект восприятия).

Другой подход к проблемам восприятия, к-ый также использовался в соц.-псих. исследованиях по межличностной перцепции, связан со школой тран­зактной психологии. Подчеркивается мысль, что активное участие субъекта восприятия в транзакции предполагает учет роли ожиданий, желаний, намерений, прошлого опыта субъекта как специфических детерминант перцептивной ситуации (это важно, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но для установления с ним согласованных действий, особого рода отношений).

Механизмы взаимопонимания в процессе общения. На основе внешней стороны поведения мы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе О-я, т.к. познавая другого, формируется и сам познающий индивид и т.к. от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий. Представление о другом тесно связано с уровнем собственного самосознания. Представление о себе через пред­ставление о другом формируется обязательно при условии, что этот «другой» дан не абстрактно, а в рамках достаточно широкой соц. дея-ти, в которую включено взаимодействие с ним. Индивид «соотносит» себя с другим не вообще, а преломляя это соотнесение в разработке совместных решений. В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько процессов: и эмоц. оценка этого другого, и попытка понять строй его поступков, и основанная на этом стра­тегия изменения его поведения, и построение стратегии своего собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при по­строении стратегии взаимодействия каждому приходится прини­мать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, уста­новки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин «идентификация» (отождествление себя с другим) выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Идентификация тесно связана с явлением – эмпатuей - здесь имеется в виду не ра­циональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Эмпатия - аффективное «понимание». Механизм эмпатии сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком. Если я проявляю к нему эмпатию, я просто при­нимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочув­ственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.

При этом возникает еще один вопрос: как будет партнер по общению, понимать меня. От этого будет зависеть наше взаимодействие. Т.е. про­цесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии (в соц. пси­хологии: рефлексиея - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по О-ю). Традиция исследования рефлексии в соц. психологии достаточно стара. Еще в конце прошлого века Дж. Холмс, описывая ситуацию диадического общения Джона и Генри, утверждал, что в действительности в этой ситуации даны как мини­мум шесть человек: Джон, каков он есть на самом деле; каким он сам видит себя; каким его видит Генри + три «позиции» со стороны Генри. Впоследствии Ньюком и Кули усложнили ситуацию до восьми персон, добавив еще: Джон, ка­ким ему представляется его образ в сознании Генри, и соответственно то же для Генри. В принципе, конечно, можно предполо­жить сколь угодно много таких взаимных отражений, но практи­чески в экспериментальных исследованиях обычно ограничива­ются фиксированием двух ступеней этого процесса.

Содержание и эффекты межличностного восприятия. Рассмотренные механизмы взаимопо­нимания позволяют перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. « класса исследований в этой об­ласти: 1) изучение содер­жания межличностной перцепции (хар-ки субъекта и объ­екта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождаю­щих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от хар-тик как субъекта, так и объекта восприятия, т.к. они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то хар-к друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В первом слу­чае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди не зна­ют действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита инф-ции, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие хар-ки. Приписывание осуществляется либо на основе сход­ства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образ­цом, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в анало­гичной ситуации (в этом случае может действовать механизм иден­тификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции). Особая отрасль соц. психологии, получившая название каузальной атрибуции, анализирует именно эти процессы (Кел­ли, Джонс, Дэвис, Нисбет, Стрикленд). Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение по­пыток «рядового человека» понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого по­ведения, что и выступает составной частью межличностного вос­приятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучаться способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. Сам фено­мен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефи­цит информации о другом человеке.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от 2 показателей: от степени уникальности или типичности поступка (есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации; уникальное поведение допускает мно­го различных интерпретаций) и от степени его соц. «желатель­ности» или «нежелательности» (соц. желательное поведение со­ответствует соц. и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняется; при нарушении таких норм диапазон возмож­ных объяснений расширяется).

Также характер атрибуций за­висит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. При этом избирается разный тип атрибуции. Келли выделил 3 типа: личностную атрибуцию (когда причина приписы­вается лично совершающему поступок), объектную атрибуцию (ког­да причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина со­вершающегося приписывается обстоятельствам). Наблюдатель чаще использует лич­ностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяс­нить совершающееся обстоятельствами.

На основании многочисленных исследо­ваний атрибутивных процессов был сделан вывод о том, что они составляют основное содержание межличностного восприятия (этот вывод разделяют не все).

Также были получены данные, что процесс этот определяется особенностями субъекта восприятия: одни люди склонны в большей мере в процессе межличностного восприятия фиксировать физические черты, и тогда «сфера» приписывания значительно сокращается, другие воспринимают преимуществен­но психологические хар-ки окружающих, и в этом случае открывается особый «простор» для приписывания. Выявлена так­же зависимость приписываемых хар-к от предшествую­щей оценки объектов восприятия (идея Хайдера: «плохим» людям всегда приписываются плохие поступ­ки, а «хорошим» - хорошие).

Также экспериментальные иссле­дования поставили важный вопрос о роли установки в процессе восприятия человека человеком. Особенно значительна эта роль при формировании пер­вого впечатления о незнакомом человеке. - выявлено в экс­периментах Бодалева (2 группы студен­тов - показана фотография человека. Но пред­варительно 1 группе было сообщено, что человек на фото - преступник, а 2 группе - уче­ный. Надо: составить сло­весный портрет человека. Следовательно, 1 – глаза –злые и т.п., 2- глаза –говорят о глубине мысли…).

Ряд эксперимен­тальных исследований посвящен хар-кам объекта восприятия. От них также в значительной мере зависит успех или неуспех межличностной перцепции. Индивидуальные псих. особенности людей различны, в том числе и в плане большего или меньшего «раскрытия» себя для восприятия другими людьми.

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межлич­ностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую об­ласть исследований, к-ая связана с выделением различных «эф­фектов», возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких «эффекта»: эффект ореола («галоэф­фект»), эффект новизны и первичности, а также эффект, или яв­ление, стереотипизации.

«Эффект ореола»: формирование спе­цифической установки на воспринимаемого через направленное приписывание ему опред. качеств: инф-ция, получае­мая о каком-то человеке, категоризируется определенным обра­зом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль «ореола», мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. Эффект ореола проявляется при формировании первого впе­чатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспри­нимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление спо­собствует преобладанию негативных оценок. Эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную инф-цию об объекте восприятия, а также когда суждения ка­саются моральных качеств.

Эффекты «первичности» и «новизны»: они касаются значимости определенного порядка предъявления инф-ции о человеке для составления представ­ления о нем. «Эффект первич­ности» был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимает­ся незнакомый человек. Напротив, в ситуациях восприятия знако­мого человека действует «эффект новизны», который заключается в том, что последняя, т.е. более новая, инф-ция оказывается наиболее значимой.

В более широком плане все эти эффекты можно рассмотреть как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека человеком, а именно процесса стереотиnизации. Термин «соц. стереотип» введен Липпманом в 1922 г., в этом термине содержался негативный оттенок, свя­занный с ложностью и неточностью представлений, которыми оперирует пропаганда. В более же широком смысле слова стерео­тип - это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Стереотипы в О-и, возни­кающие, в частности, при познании людьми друг друга, имеют и специфическое происхождение, и специфический смысл. Как пра­вило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной инф-ции. Часто стереотип возникает от­носительно групповой принадлежности человека, например при­надлежности его к какой-то профессии.

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга мо­жет привести к двум различным следствиям: - к опред. упрощению процесса познания другого человека; - к возникновению предубеждения. Если сужде­ние строится на основе прошлого ограниченного опыта, а опыт этот был негативным, всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью. Осо­бенно распространенными являются этнические стереотипы (на основе инф-ции об отдельных представи­телях этнических групп строятся предвзятые выводы относительно всей группы).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что чрезвычайно сложная природа процесса межличностной перцепции заставляет с особой тщательностью исследовать проблему точности воспри­ятия человека человеком. Что вообще означает «точность» восприятия соц. объектов? При восприятии физи­ческих объектов мы можем проверить точность восприятия, сопо­ставив его результаты с объективной фиксацией качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъ­ектом, не с чем сопоставить, т.к. отсутствуют методики пря­мой регистрации многочисленных качеств личности другого чело­века. Конечно, определенную помощь могут в данном случае ока­зать различные личностные тесты, но, не существует тестов для выявления и измерения всех характеристик человека + тестам присущи те или иные ограничения. Осн. трудность - отсут­ствие возможности проверить точность восприятия другого чело­века путем прямого сопоставления с данными объективных мето­дик - заставляет искать иные подходы к самому пониманию про­блемы и путям ее решения.

Один из таких путей - осмысление всей совокупности «по­мех», стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «по­мехам» могут быть отнесены все рассмотренные механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе. Однако знание этих механизмов может лишь указать на факт такой неточности, но не помогает в определении меры ее.

Важным фактором повышения точ­ности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Довольно давно в соц. психологии родилась заманчи­вая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Для обучения искусству общения в целом используется социально-пси­хологический тренинг, а его специальные при­емы ориентированы на повышение перцептивной компетентнос­ти, т.е. точности восприятия. Приемы: фиксирование внимания человека на факте чрезвычайной распространенности различных «ходячих представлений» относительно связи физических харак­теристик человека и его психологических особенностей. Само при­влечение внимания к этим обстоятельствам имеет очень большое значение, поскольку обычно мало кто отдает себе отчет в том, насколько эти факторы осложняют процесс межличностного вос­приятия. Другой прием (в видеотренинге): научить видеть себя со стороны, сопоставив представления о себе с тем, как тебя воспринимают другие. Осо­бое значение при этом имеет набор понятий, категорий, при по­мощи которых даются самим субъектом и другими людьми его описания. Это сближение собственных и чужих представлений о себе также в определенной степени служит повышению точности восприятия.

Межличностная аттракция. Особый круг проблем межличностно­го восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфи­ческих эмоц. регуляторов. Люди не просто воспринима­ют друг друга, но формируют друг по отношению к другу опред. отношения. На основе сделанных оценок рождается раз­нообразная гамма чувств - от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связан­ных с выявлением механизмов образования различных эмоц. отношений к воспринимаемому человеку - исследования аттракции. Аттракция - это и процесс формирования привлекательности ка­кого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процес­са, т.е. некоторое качество отношения. Встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, и - какова роль этого явления в структуре О-я в целом, в развитии его как опред. системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаи­модействие, и установление взаимопонимания.

Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана пре­имущественно с межличностными отношениями, реализуемыми в О-и. Исследование аттракции в соц. психологии - сравни­тельно новая область. Аттракцию можно рассматривать как особый вид соц. установки на другого человека, в которой преобладает эмоц. компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оцен­кам. Эмпирические исследова­ния главным образом и посвящены выяснению тех факторов, ко­торые приводят к появлению полож. эмоц. от­ношений между людьми. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь. В отечественной соц. психологии ис­следования аттракции немногочисленны.