Искусство убеждать в управлении персоналом.
Демократизация управленческих процессов приводит к тому, что руководителям и подчиненным приходится постоянно обмениваться информацией, совместно искать и обсуждать пути решения проблем, консультироваться друг с другом, спорить, убеждать. Таким образом, их общение в большей степени происходит в форме диалога.
Два основных вида управленческого диалога:
1.прямой – партнеры излагают позиции, уточняя путем постановки дополнительных вопросов.
2.дискуссия - сопровождается спорами, критикой взглядов, стремлением прояснить ситуацию…
(не следует настаивать на своих доводах, лучше использовать общепринятые мнения, важен темперамент, не демонстрировать превосходство, последует отпор, убедительная аргументация: сильная - точно установленные факты и суждения на их основе, документы, экспериментально проверенные выводы, заключения экспертов…, слабые – умозаключения, основанные на разрозненных фактах, не имеющих связующего звена, алогизмы, ссылки на авторитеты, личные доводы…, несостоятельные – подтасованные факты, сомнительные источники...).
Условия успешного диалога: установление психологического контакта ( уважительность, вежливость, открытость, дружелюбие, комплименты, признание правоты, снисходительность к незначительным промахам, избежание подтекста, нельзя пользоваться непонятными словами, но и не упрощать, не искажать информацию, не повторяться, наглядно демонстрировать, умеренная речь, уверенность, твердость и правильная расстановка пауз, успешность зависит от темперамента и личности, культуры, интеллекта, использовать сходство позиций, умение слушать и понимать сказанное)
Не малую роль в успехе беседы играет умение слушать и понимать сказанное. Виды слушания:
рефлексивное – поддержка, одобрение, стимулирует продолжение разговора. Приемы: перефразирование, отражение чувств, резюмирование, постановка дополнительных вопросов (зеркальные, риторические, информационные открытые и закрытые).
нерефлексивное – пассивность и молчаливая доброжелательность, уместная если собеседник не может собраться с мыслями, если у него ниже должность или статус.
Тактика и техника убеждения.
Легче убеждать людей, наделенных эмоциональностью, яркой фантазией, ориентированных во вне, входящих в различные неформальные организации и т.д.
Надо понять какого человека мы убеждаем. Не завышать и не занижать оценку собеседника. Установить психологический контакт.
Формы убеждения: Наиболее жесткие формы убеждения являются запрещение действий, основанное на возможности принуждения; и категорическое требование, предполагающее, что другая сторона одумается. Если диалог происходит между начальником и подчиненным, запрещение и требование могут выражаться официально в форме приказов.
Советы, наставления, намеки, предполагающие возможность применения санкций, но менее строгих, используется при положительных отношениях сторон. Намек - косвенный способ убеждения, адресованный эмоциям и часто облекается в ироническую, шутливую форму.
Разъяснение: инструктивное (помогающий человеку запомнить порядок выполнения действий) и рассуждающие (партнеру предлагается одновременно с говорящим осмыслить предлагаемые доводы и контрдоводы).
Теоретическое доказательство того или иного довода с помощью общепринятых аргументов, наглядной демонстрации его преимуществ и недостатков. Все это сопровождается комплиментами, похвалой или критикой. Последняя эффективна только в том случае, если люди готовы ее воспринимать, осознать изменить свое поведение в лучшую сторону. Критика бывает вертикальная (со стороны руководства) и горизонтальная (со стороны коллег).
Методы убеждения могут быть: позитивными и негативными.
Позитивными (открытыми):
Фундаментальный метод - собеседника без комментариев знакомят с фактами и цифровыми данными, опровергающими его позицию и доказывающими правоту говорящего. Метод сравнения - используется в тех случаях, когда необходимо критически рассмотреть позицию партнера и показать ее шаткость, основан на ее недостатке и показе возможных негативных последствий для всех. Метод двустороння аргументация (т.е. и о сильных и о слабых сторонах его позиции). Метод замедленного темпа (обстоятельное обсуждение наиболее слабых мест в позиции партнера, чтобы он сам понял необходимость ее изменения.) Метод извлечение выводов (путем тщательно продуманных вопросов, задаваемых в определенной последовательности для уточнения позиции собеседника, отвечая на которые он постепенно приходит к пониманию ошибочности своих взглядов). Метод Сократа- метод положительных ответов.
На акцентирование слабых мест и несообразностей в позиции партнера направлен метод противоречий, который иногда усиливается видимым согласием с ее исходными предпосылками, призванным усыпить бдительность (метод видимой поддержки). За этим следует неожиданная разгромная критика (метод взрыва), опрокидывающая все доводы разом, приводящая противоположную сторону в растерянность и заставляющая менять свои взгляды. Метод «да- но…» - последовательное опровержение доводов, основанное на видимом принятии исходных предпосылок. Метод бумеранга – состоит в опровержении позиции собеседника с помощью его же собственных доводов в сопровождении известной доли иронии. Метод кусков (если суждения содержат как положительны, так и неправильные стороны)
Негативными ( спекулятивными): метод монополизации права на истину, метод использования авторитетов, метод изоляции отдельных положений, метод изменения направления дискуссии, метод вытеснения, затягивание беседы, вопрос – капкан, метод дискредитации личности партнера.
Поскольку объективные интересы участников управленческого процесса, их взгляды на различные проблемы неодинаковы, в деловом общении межу ними неминуемо возникают споры. Спор состоит из совокупности различного рода критических замечаний, выпадов, приемов, связанных с их эффективным отражением или нейтрализацией. Нужно выделить объективные замечания, связанные с необходимостью развеять сомнения, уточнить существо дела, выразить несогласие с чем-то или кем-то. Субъективные замечания связываются в основном с тем, что многие люди считают себя и свои проблемы уникальными и требуют повышенного внимания со стороны окружающих, привлекая его пустыми, малозначными вопросами. Иногда замечания возникают в связи с нехваткой информации из-за его поверхностного изложения.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.