39. Совместимость и сработанность в малой группе.
Основой межличностных отношений в группе является прежде всего эмоциональная привлекательность членов группы. Характер общения и успешность совместной деятельности во многом определяются уровнем привлекательности партнеров. Чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Вместе с тем сфера человеческих взаимоотношений значительно шире сферы эмоционально привлекательных людей. Удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения. Принято считать, что удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться двумя механизмами: совместимостью партнеров, возникающей на основе межличностной привлекательности, и сработанностью, порождающейся удовлетворенностью результатами совместной деятельности.
Межличностная совместимость – сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей, результат согласования ими поведения, эмоциональных переживаний и взаимопонимания. Совместимость членов группы означает, что данный состав группы возможен для обеспечения выполнения группой ее функций, что члены группы могут взаимодействовать.
Сработанность - это еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Сработанность приводит к согласию - единомыслию, общности точек зрения, доброжелательности в отношениях; и, как правило, не способствует возникновению эмоциональной близости. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, удовлетворенности членов группы своим трудом, а также порождает хороший уровень взаимопонимания.
Шоу выделял два типа межличностной совместимости (под совместимостью понимал сплоченность): потребностную (эффект сложного сочетания ведущих потребностей и целей взаимодействующих людей; большее соотносится с совместимостью) и поведенческую (соответствие поведенческих моделей, реализуемых в значимых групповых ситуациях; соотносится с сработанностью). Обозовы различают структурную (совместимость на уровне темперамента, характера и личностных качеств партнеров; соотносится с совместимостью) и функционально-ролевую (соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия) совместимость. Можно говорить о том, что совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера и сходными личностными ориентациями и целями. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.
Так, можно сказать, что сплоченность группы проявляется в двух сферах: эмоциональной (совместимость) и инструментальной (сработанность).
Сравнительная характеристика совместимости и сработанности по ряду параметров, предложенных Обозовым:
определяющий критерий: для совместимости – удовлетворенность отношениями; для сработанности – успешность деятельности.
по происхождению: Совместимость как особое свойство отношений членов группы формируется в ситуациях неформального контакта в том случае, если общение удовлетворяет важные социальные потребности партнеров (то есть это результат установившихся эмоционально привлекательных отношений). Сработанность формируется в условиях совместной деятельности членов группы как результат общей успешности в работе (то есть это результат успешного взаимодействия).
- по субъективной представленности человеку: совместимость предстает человеку как удовлетворенность отношениями и желание их продолжать; сработанность представлена в сознании человека удовлетворенностью результатами взаимодействия.
- по энергозатратам: формирование совместимых отношений - процесс энергозатратный, поддержание отношений требует постоянных эмоциональных вкладов (такие затраты окупаются эмоц. обменом с партнером); а усилие для организации успешного совместного действия (сработанности) требуется минимальное.
- по адекватности взаимопонимания: взаимопонимание в совместимых парах достигается за счет механизмов эмпатии и идентификации (то есть такие партнеры не столько друг друга знают, сколько понимают и принимают); сработанность возникает благодаря тому, что взаимодействующие члены группы способны объективно оценивать возможности и правильно прогнозировать ближайшие шаги друг друга.
40. Групповая сплоченность. Основные модели групповой сплоченности.
Еще один аспект проблемы развития группы в современной социальной психологии - изучение групповой сплоченности. Сплоченность различными авторами рассматривается в двух аспектах: как процесс (в этом случае целесообразнее говорить о сплочении) и как особое состояние отношений в группе (это состояние может иметь различную степень выраженности - уровень сплоченности). Оба этих аспекта отражены в определении, предложенном Г. М. Андреевой: Сплоченность – процесс формирования особого типа связей в группе, которые позволяют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим законам. Проблема групповой сплоченности имеет солидную традицию ее исследования, которая опирается на понимание группы прежде всего как некоторой системы межличностных отношений, имеющих эмоциональную основу.
Так, в русле социометричекого подхода сплоченность напрямую связывалась с таким уровнем развития межличностных отношений, когда в них высок процент выборов, основанных на взаимных симпатиях (индекс групповой сплоченности – отношение числа взаимных выборов к общему числу возможных выборов).
Сплоченность как межличностная аттpакция (Супруги Лотт). Сплоченность - «такое групповое свойство, которое является производным от количества и силы взаимных позитивных установок членов группы». Авторы попытались выделить группу переменных, составляющих совокупность причин и следствий симпатии (межличностной аттракции, сплоченности) членов малой группы.
Причины симпатии: частота взаимодействия индивидов, кооперативный характер их взаимодействия, стиль руководства группой (преимущественно демократический), фрустрация и угроза течению группового процесса; статусные и поведенческие (личностные) характеристики членов группы, разнообразные проявления сходства между людьми, успех в выполнении группового задания и т.д.
Последствия симпатии: агрессивное поведение в отношении несимпатичного группе лица, более благоприятная оценка членами группы ситуации межличностного взаимодействия, изменения в оценке других лиц, рост конформного поведения, возможное возрастание продуктивности группы.
Перечисленные факторы и последствия сплоченности носят выраженный эмпирический, а потому во многом случайный характер. Такая трактовка сплоченности является недостаточной для объяснения причин единения социальной группы.
Но подобное понимание сплоченности типично и для более поздних зарубежных работ. Зандер: сплоченность основывается на притягательности группы для тех, кто в ней находится. Трактовка сплоченности как эмоционального феномена межличностных отношений присуща и отечественным исследователям. Но они не пользуются понятием аттракции. Сплоченность описывается ими как социометрический феномен, операционально выражаемый соотношением ингрупповых (в пользу собственной группы) и аутгрупповых (в пользу каких-то внешнихгрупп) социометрических выборов.
Сплоченность как результат мотивации группового членства (Картрайт). В основу этой модели положено представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе (Фестингер). Совокупность этих сил (детерминант сплоченности) представлена следующим набором переменных: - мотивационная основа тяготения субьекта к группе (включает совокупность его потребностей и ценностей); - побудительные свойства группы (отражены в ее целях, программах, характеристиках ее членов, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы субъекта); - ожидания субъекта; - индивидуальный уровень сравнения (усредненная субъективная оценка последствий пребывания человека в разных группах). В этой модели мотивация членства рассматривается в тесной связи с другими переменными, преимущественно относящимися к личностным особенностям их членов.
Помимо названных выше детерминантов сплоченности, есть еще один аспект, который в модели Картрайта отсутствует, но на который указывает ряд авторов - межгрynповой конфликт. Согласно современным представлениям, сам по себе межгрупповой конфликт не так сильно влияет на рост внутригрупповой сплоченности, что противоречит прежним представлениям о тесной позитивной связи между этими переменными. Главным фактором роста внутригрупповой сплоченности в ситуации межгруппового конфликта является характер взаимозависимости между индивидами и группами. Речь идет о восприятии ими своей группы как единого целого, переживании общности «групповой судьбы».
Последствия роста сплоченности: сохранение группового членства, усиление влияния, оказываемого группой на своих членов (более заметными становится конформное поведение), возрастающее участие в жизни группы, рост индивидуальной адаптации к группе и переживание чувства личной безопасности. Эти эффекты групповой сплоченности нашли подтверждение и в более поздних исследованиях.
В дополнение к выделенным Картрайтом последствиям групповой сплоченности относят и продуктивность группы. Кажущееся вполне естественным предположение относительно линейной зависимости между сплоченностью и продуктивностью в действительности опровергается результатами исследований. Согласно им, рост сплоченности группы сам по себе не обязательно увеличивает или снижает ее продуктивность. Как минимум три фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: принятые в группе нормы, мотивация к групповой деятельности, взаимозависимый тип задачи.
В модели Картрайта говорится о том, что причины и последствия сплоченности теснейшим образом связаны между собой, обнаруживая постоянные взаимопереходы, т.е. факторы, увеличивающие сплоченность, ведут к последствиям, в свою очередь ее повышающим, и т.д. Вместе с тем вполне вероятны и более сложные формы зависимости переменных, кoгдa возрастание сплоченности приводит к последствиям, снижающим ее.
Хотя многие моменты этой модели подвергаются критике, но в ней содержится несколько полезных для построения будущих исследовательских подходов идей: - обращение к мотивационной основе поведения индивидов, т.е. фактически учет субъективного фактора при рассмотрении группового феномена; - указание на разнохарактерную природу детерминации групповой сплоченности; - подчеркивание взаимосвязи некоторых важных компонентов модели, необходимое для уяснения конкретной роли феномена сплоченности в групповом процессе.
Иная программа исследования сплоченности связана с работами Ньюкома. Он вводит особое понятие «согласие», при помощи которого интерпретирует сплоченность. Он выдвигает новую идею о необходимости возникновения сходных ориентаций членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Продуктивность этой идеи оказалась девальвированной. Развитие сходных ориентаций, то есть достижение согласия, мыслилось как снятие напряжения в поле действия индивидов (теория поля), причем это осуществлялось на основе определенных эмоциональных реакциях индивидов. Мысль об эмоциональной основе сплоченности оказалась основополагающей и в этом варианте.
Сплоченность как ценностно-ориентационное единство членов группы. В предыдущих моделях основной акцент делается на эмоциональной природе феномена. До некоторой степени антитезой этим подходам являются развиваемые Петровским и сторонниками стратометрической концепции групповой активности представления о сплоченности как ЦОЕ ее членов.
Следует заметить, что сама по себе идея рассмотрения сходства, или единства, ряда личностных особенностей членов группы в контексте проблемы сплоченности не нова (Картрайт, Фестингер, Ньюком). Но анализ подобного рода сходства замыкается на переменных эмоционального типа.
В ином аспекте рассматривается интересующий нас вопрос в рамках стратометричеёкой концепции коллектива А. В. Петровского. «Сплоченность как ЦОЕ - это характеристика системы внутригрупповых связей, показывающая степень совпадения оценок, установок и позиций группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом». Причем, ЦОЕ группы как показатель ее сплочения отнюдь не предполагает совпадения оценок и позиций членов группы во всех отношениях, нивелировку личности в группе; ЦОЕ – это, прежде всего, сближение оценок в нравственной и деловой сферах, в подходе к целям и задачам совместной деятельности.
В рамках этого подхода Донцовым выделена одна из высших форм ЦОЕ - предметно-ценностное единство, в котором отражено совпадение ценностных ориентаций членов группы, касающихся предмета совместной групповой деятельности, и эмпирически показана правомерность подобного понимания сплоченности.
Трактовка сплоченности как ЦОЕ практически исключает из анализа этого феномена эмоциональную составляющую. Точнее эта составляющая принимается во внимание, но, как подчеркивают сторонники обсуждаемого подхода [Андреева, Донцов], лишь применительно к поверхностному слою внутригрупповых отношений (третий уровень групповой структуры в концептуальной схеме Петровского). Система страт, групповые структуры могут одновременно быть рассмотрены как уровни развития группы, и в частности, уровни развития групповой сплоченности.
Конечно, сплоченность инструментального типа (предметно-ценностное единство группы) является доминирующей для групп, ориентированных преимущественно на решение задач профессионального (инструментального) характера. Но это вовсе не означает, что эмоциональная сфера жизнедеятельности группы и соответствующая ей сплоченность эмоционального типа не являются заслуживающими внимания «моментами» групповой жизни. Вряд ли правомерно считать эмоциональное единение членов группы всего лишь отражением их поверхностных контактов. Кричевский и Дубовская предлагают ввести понятие «эмоционально-ценностное единство», отражающее степень эмоционального единения членов группы, основывающегося на сходстве их ценностных систем.
Обилие различных подходов к исследованию сплоченности позволяет сделать вывод, что феномен сам по себе крайне важен, но еще не вполне исследован. Во всяком случае можно сделать вывод, что сплоченность – это многомерное и многофакторное явление. Литературные данные указывают на сложную природу сплоченности, обусловленную сопряженностью многих детерминирующих факторов: межгрупповых, групповых, личностных. В свою очередь последствия сплоченности ощутимо сказываются на различных сторонах жизни группы: от личной адаптации ее членов до общей продуктивности группы.
41. Феноменологический и прагматический аспекты принятия группового решения.
Роль дискуссии изучал сначала К. Левин (показал ее важность). Домохозяйки в США после 2-ой мировой войны: в одних группах читались лекции, в других проводились дискуссии; в первом случае – изменили мнение 3%, а во втором – 32%. Групповая дискуссия помогает увидеть разные стороны проблемы и уменьшить сопротивление новой информации.
Принятие единого решения по определенным важным для группы вопросам - актуальная и сложная проблема для любой реальной малой группы. Группа не может существовать как целое, не вырабатывая общих подходов и мнений по различным вопросам. К тому же необходимо не только найти такое общее решение, но и добиться его высокой эффективности. Групповое мнение - это не результат группового компромисса, это наиболее оптимальное для всей группы и каждого ее члена решение жизненно важной задачи.
Процесс принятия групповых решений традиционно рассматривается в социальной психологии с двух разных точек зрения, условно их можно обозначить как феноменологическую и прагматическую. Феноменологический аспект - это изучение живого процесса принятия решений в реальных социальных группах (Как он осуществляется? Что происходит с индивидуальными точками зрения? Какова эффективность групповых решений?). В рамках этого подхода изучены различные эффекты групповых обсуждений, соотношение индивидуальных и групповых выборов с точки зрения их эффективности. Прагматический аспект связан с поиском ответа на практически важный вопрос: как эффективно организовать процесс обсуждения и принятия групповых решений? В рамках этого аспекта разрабатываются различные технологии принятия групповых решений, стратегии целенаправленного управления этими процессами.
Феноменологический аспект традиционно ассоциируется в социальной психологии с такими эмпирически выявленными явлениями как групповая поляризация, сдвиг к риску, феномен огруппления мышления.
Феномен групповой поляризации: процессе дискуссии, направленной на выработку значимого для группы решения, происходит своеобразная экстремизация групповых мнений: они начинают тяготеть к определенному выбору, крайним значениям шкалы предпочтений. Количество средних решений существенно сокращается (Московиси, Прюитт). Важно, что данный эффект не связан с самой процедурой группового обсуждения, а представляет собой собственно групповой феномен, явление, вытекающее из особенностей групповой динамики.
Частным случаем групповой поляризации является феномен сдвига к риску. Стоунер: групповое решение оказывается более рискованным по сравнению со средним индивидуальных решений, принятых до проведения группового обсуждения. Этот феномен лишний раз показывает нам, что не стоит упрощенно и строго по устоявшимся схемам подходить к анализу групповой жизни; групповые явления значительно богаче эффектов конформности и социальной фассилитации. Есть несколько гипотез, объясняющих происхождение феномена сдвига к риску: - групповое обсуждение проблемы порождает у членов группы ощущение общей ответственности (и, следовательно, личной безответственности), что способствует принятию более «сильных», предельных решений; - основной «виновника» экстремальных решений – лидер, он, будучи изначально более склонным к рискованным решениям, в процессе обсуждения убеждает в своей правоте остальных; - гипотеза риска как ценности (готовность рисковать повышает статус человека в группе).
Исследования показывают, что в ряде ситуаций (например, связанных с угрозой здоровью и жизни участников) наблюдается обратный эффект: сдвиг группового решения к осторожности. Во многих ситуациях последствием обсуждения является именно поляризация мнений, а не направленный сдвиг в сторону рискованного решения.
В 70-е гг. Дженисом был описан феномен - «огруппленuе мышления». В высоко сплоченных группах, групповое решение может оказаться менее эффективным, чем индивидуальное. Симптомы огруппления мышления: - «иллюзия неуязвимости» (группа не может ошибаться); - стремление давать рациональные объяснения и отклонять любые возражения; - безусловная вера в исповедуемые группой принципы; - стереотипный взгляд на соперника; - сильная самоцензура членов группы; - наличие «самозванных» охранителей группового духа.
Прагматический аспект принятия групповых решений связан с разработкой технологий принятия группой эффективных решений. Групповое решение во многих случаях обладает преимуществом перед индивидуальным решением как в плане своей продуктивности для группы, так и в отношении перспектив исполнения принятого решения каждым членом группы. Важно эти преимущества реализовать.
Базовые технологии принятия групповых решений, которые и сейчас используются в социальной практике. Робер и Тильман называют пять технологий, первые три из них - основные: 1. Групповое интервью; 2. Мозговой штурм; 3. Групповая дискуссия; 4. Обсуждение отдельного случая; 5. Выступление-дискуссия (4,5 для решения дискуссионных задач).
Способ принятия группового решения зависит от особенностей групповой задачи. Типология групповых задач (Хакмен и Моррис): проблемные, продуционные и дискуссионные. Для проблемных задач (обсуждение или решение конкретной проблемы) характерна ориентация на действие, на достижение результата (способ решения – групповое интервью). При решении продуционных задач (генерирование новых идей) важен высокий уровень оригинальности идей (способ решения – мозговой штурм). При решении дискуссионных задач (выработка общего решения) важна высокая включенность членов группы в процесс (способ решения – групповая дискуссия).
Групповое интервью - средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации. Для эффективного проведения группового интервью нужно: - четко обозначить тему и цели группового обсуждения, - обеспечить комфортную для участников обстановку. Сначала интервью носит строго фактический и объективный характер; интервьюеры воздерживаются от оценки собираемых фактов. Вторая половина интервью носит оценочный характер.
Мозговой штурм - средство для свободного поиска новых решений проблемы (или решений новой проблемы). Основная задача - продуцирование идей. Важно обеспечить свободу высказываний участников, атмосферу доброжелательного поиска, некритичности и высокой заинтересованности членов группы. Различают 3 фазы мозгового штурма: 1) ведущий сообщает метод и правила игры, четко и ясно излагает вопрос, требующий решения. Группа делится на участников и наблюдателей, чья задача - фиксировать все идеи; 2) творческая часть процесса. Задача участников – дать как можно больше идей; итогом второй фазы должен стать полный список предложенных идей; 3) обсуждение идей (оценивается реальность идеи, соответствие задаче…).
Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, позволяющий не только выявить весь спектр мнений и возможные пути решения, но и найти общее групповое решение проблемы. Это сложный и многосторонний процесс, требующий профессиональных навыков и от ведущего, и от самих участников. Ведущий должен: - не допускать отклонения от темы, - по ходу работы подводить частичные итоги; - поддерживать доброжелательную атмосферу; - выслушивать каждого, активизировать пассивных, отмечать вклад каждого и т.д.
3 основных фазы дискуссии: ориентировка (определение целей и темы дискуссии, сбор информации по проблеме), оценка (упорядочивание, обоснование и оценка информации), завершение (подведение итогов).
42. Лидерство и руководство в малой группе.
Лидерство и руководство относятся к числу наиболее ярких и значительных явлений групповой жизни (это 2 основные формы власти в группе).
Первые исследования феномена лидерства относятся в началу ХХ в. (Бине, Термен). В первой половине столетия определенный интерес был проявлен к проблеме черт и качеств лидера. Так, Андреева приводит исследование Бэрда, который сам составил некоторый список лидерских качеств (из 79 пунктов) и провел сравнительный анализ списков, сделанных до него другими исследователями. Важной вехой в развитии темы лидерства в науке стали исследования стиля лидерства, выполненные в конце 30-х начале 40-х гг. ХХ в. Левином. Свои знаменитые типы лидерства - авторитарный, демократический, попустительский - Левин экспериментально обнаружил, изучая стиль поведения взрослых руководителей групп, куда входили дети 11-12 лет. Устойчивый интерес к исследованиям феномена лидерства сформировался в 50-е гг. ХХ в. и сохраняется по сей день.
В зарубежной социальной психологии термин «лидерство» длительное время выполнял роль универсального термина. С его помощью обозначались самые различные виды и процессы влияния в группе: как влияния, основанного на официальных функциях и полномочиях, так и влияния, проистекающего из особенностей конкретного человека. В итоге в конце 70-80 гг. ряд известных исследователей констатировали парадоксальную ситуацию в области научного исследования феномена лидерства: это наиболее изученный и наименее понятный конструкт в социальной психологии. В зарубежной психологии: в случае так называемого назначенного (формального, официального) лидерства речь идет о руководстве, а в случае так называемого внезапнопоявляющегося (т.е. возникающего неофициально, неформально, заранее никем и ничем не предписанного) лидерства - о собственно лидерстве.
Что же касается трактовки обсуждаемых феноменов, сложившейся в отечественной традиции их изучения (Андреева, Кричевский, Парыгин) то она, к счастью, оказалась свободной от терминологической двусмысленности, четко закрепив за каждым из них специфически предметное содержание.
Так, лидерство -преимущественно психологический по своей природе феномен, спонтанно возникающий и развертывающийся в системе неформальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства составляет процесс межличностного влияния, разворачивающийся между лидером и последователями, в котором инициирующей стороной выступает лидер. Последствия влияния в лидерстве (равно, впрочем, как и в руководстве) отражены в изменениях поведения, отдельных личностных черт, установок, мотивации и т.п. членов группы. Конечная цель влияния в лидерстве - ориентация людей неформальными (психологическими) средствами на решение стоящих перед группой задач. Лидерство – скорее убеждение, нежели принуждение, господство. Принимает цели группы как свои собственные – его слушает группа.
Руководство рассматривается как преимущественно социальный по своей природе феномен, регламентированно функционирующий в системе формальных (официальных, служебных) отношений людей с целью упорядочения, организации этих отношений, управления ими для решения групповых задач. Основу руководства составляют полномочия власти, обусловливающие субординационность строения феномена, в простейшем виде выражаемую отношением «руководитель - подчиненный». Психологически власть руководителя осуществляется посредством влияния, реализуемого им как по каналам формальных (официальных) отношений с опорой на закрепленные за этой ролью должностные полномочия, так и неформально (неофициально). Вместе с тем влияние в руководстве не является однонаправленным: оно способно исходить и от подчиненных к руководителю, побуждая его в отдельных случаях к значительной коррекции своих действий.
Парыгин предложил критерии для различения лидерства и руководства:
лидер – регуляция межличностных отношений, руководитель – официальные отношения.
лидер – в условиях микросферы (микросреды в данной группе); руководитель – проявление в макросреде.
лидер возникает стихийно. Руководитель назначается или избирается: контроль у высших инстанций.
лидерство менее стабильно, чем руководство, зависит от настроения группы.
руководство имеет более определенную систему различных санкций.
процесс принятия решения руководителем более сложен и опосредован разными обстоятельствами, не только внутригрупповыми. Принятие решения лидером более непосредственно.
сфера деятельности лидера – малая группа. Сфера деятельности руководителя – представители малой группы в более широкой социальной системе.
Общее: - оба феномена сходны функционально и представляют собой по сути две стороны единого процесса управления людьми; - они тождественны в своем элементарном управленческом выражении: лидерство описывается «вертикальным» отношением «лидер - последователь», руководство – аналогичным отношением «руководитель - подчиненный»; - для обоих феноменов характерна, хотя и в разной степени, реализация влияния в системе неформальных (собственно психологических) отношений. Будучи воплощением влияния, власти во взаимоотношениях людей, они во многом, хотя и на разных уровнях управления групповым процессом (лидерство преимущественно на психологическом, руководство - на социальном), обусловливают координацию индивидуальных усилий, организуют их в единый коллективный процесс, направляют на достижение стоящих перед группой целей.
Между этими феноменами возможны взаимопереходы.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.