16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
ОПРОС – метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном или опосредованном социально-психологическом контакте между респондентом и исследователем. Классификация О.:
• по характеру взаимодействия с респондентом: 1) интервью: - стандартизированное, - полустандартизированное, - предельно нестандартизированное; 2) анкетировании; 3) очный анкетный опрос;
• по способу коммуникации с респондентом: 1) устный: - непосредственный, - телефонный; 2)письменный: - очный, - заочный; 3) интерактивный (голосование – позвонить или нажать на кнопку);
• по форме организации процедуры: 1) индивидуальный опрос; 2) групповой опрос;
• по объему генеральной совокупности, на которую распространяются результаты опроса: 1) монографический опрос (только на одного человека/выдающегося); 2)исследовательский опрос (есть ГС, на которую будут распространяться результаты – репрезентативный/нерепрезентативный); 3) массовый опрос (широкая ГС – все жители РФ, напр.); • по основной теме: 1) событийный, 2) ценностно-ориентационный, 3) мотивационный, 4) бюджет времени (опрос хронометрии), 5) отношение к определенной проблеме, 6) межличностные отношения, 7) статистический опрос;
• по степени обобщенности получаемой информации: 1) экспертный опрос, 2) опрос населения.
О. - распространенный прием в соц.-псих. исследованиях. В соц. психологии метод опроса используется в 60-70% всех исследований.
Критика о. - как можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Среди многочисленных видов о. наибольшее распространение получают в социальной психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп). Главные методологические проблемы - заключаются в конструировании вопросника. Важно: логика построения, предусмотрения того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Самый главный этап в разработке опроса – определение проблемы, целей и задач работы.
Анкетирование обычно проводится с использованием данных наблюдения, которые (наряду с данными, полученными при помощи других исследовательских методов) используются при составлении анкет.
Три направления работы по подготовке заочного анкетирования: 1)работа над формальными/внешними характеристиками анкеты (шрифт, бумага); 2)формально- содержательные характеристики анкеты (формулировка вопросов, создание общей структуры а., последовательность вопросов); 3)содержательные характеристики а. (насколько вопросы соответствуют цели исследования).
1) внешний вид А. - • а. должна привлекать внимание; • учёт условий заполнения а. (в какой ситуации будет заполняться); • пространство листа не должно быть монотонным (достаточно место для ответов, оригинальное, но удобное расположение вопросов и т.д.).
2) формально-содержательные требования к А.:
• Требования к формулировке вопросов: в. должен быть понятен респонденту; в. должен быть однозначным; в. не должен идти в разрез с соц. нормами; в. не должен быть внушающим, наводящим.
Классификация вопросов:
• по форме ответов: - открытый; - закрытый; - шкальные альтернативы (количественные (отмечаем баллы), словесные (выбираем слова – полностью не согласен, согласен, абсолютно согласен и т.д.)); альтернативы–«меню»; - полузакрытые вопросы.
•по содержанию вопросов: - фактологические вопросы (как часто…, и т.д.); - вопросы о психике (в широком смысле); - в. о личности–«паспортичка»; - в. о межличностных отношениях.
• по характеру интерпретации: - прямые; - косвенные.
• по форме вопроса: - личный; - безличный.
• по функциям: - содержательные (основные, для получения основной информации); - функциональные (определен. ф-я, для достижения успеха опроса в целом) – контактные (для налаживания контакта); - вопросы-глушители (отвлечение, перебить монотонность опроса); - вопросы-фильтры (позволяют дробить выборку по опред. критерию); - контрольные вопросы (-проверочные, - вопросы- ловушки, - шкала лжи).
Необходимо использовать РАЗНЫЕ вопросы в одной анкете.
Интервью – это очный устный опрос. Преимущества: 1) есть возможность получения более полной информации (верб. и неверб. Реакции, уточняющие вопросы); 2) выше мотивация и ответственность респондента; 3) есть возможность дополнить информацию. Трудности: 1) связаны с влиянием личности интервьюера на ответы респондента (внешний вид не должен отталкивать, темп речи – средний. Желательно сходство по возрасту, по полу). Усталость интервьюера влияет – необходимо прекратить интервью: при длительности интервью 20-30 мин – не более 10 интервью в день, если 1 час – не более 5, при массовом опросе – много интервьюеров. 2) связаны с ситуацией проведения интервью (где проводится опрос – условия должны быть подходящими, дома интервью проводить нельзя (воспринимает интервьюера как гостя и старается ему угодить), нужно продумать пространственное решение).
Структура интервью.
• 1ый этап - установление контакта: представиться, нельзя подчеркивать реальные цели, обращаться по имени, познакомьтесь, сказать, что исследованию интересен весь спектр мнений, что вопросы легкие, начинать с отвлеченных тем.
• 2ой этап - закрепление контакта и переход к содержательным вопросам: закрепить мотивацию, первые вопросы должны быть простыми (событийными, фактологическими), подчеркнуть, что нам интересны мнения респондента.
• 3ий этап - сбор основной информации: тематические блоки вопросов можно объединять, важно активное слушание, есть опасность потери контакта.
причины потери контакта - отсутствие у респондента информации по данному вопросу (извиниться, сказать, что этого ответа вы не можете знать, не заострять не этом внимание); - респондент не понял вопрос (пояснить); - не хочет отвечать на вопрос (уверить о конфиденциальности).
• 4ый этап - завершение беседы: главная задача – выход из контакта, к концу можно сказать, что уже осталось недолго, можно использовать повторы (мы с вами не полностью ответили на вопрос…), используем паспортичку, предлагаем узнать о результатах через несколько дней, если респондент интересуется, поблагодарить, подарить сувенир, важно, чтобы контакт не стал слишком тесным ( личное знакомство – отрицательный фактор)
БЛИЦ – ОПРОС И БЛИЦ- ИНТЕРВЬЮ
Содержат не более 10-12 вопросов, используется, когда есть четкая гипотеза, также для быстрого зондажа. Можно использовать технику постадийного развертывания опроса (Лазерфельд) – эта техника используется в опросах общественного мнения. 1-й вопрос – фильтр, 2-й – общий (для выявления общей направленности мнения) – это открытый или полузакрытый вопрос, 3-й – уточняющий (для уточнения общей направленности), 4-й – выяснение причин взглядов (открытые, полузакрытые вопросы), 5-й – определение интенсивности мнения.
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
Используется на этапе разработки проблемы, для оценки подготовленности нами продукт количество экспертов чаще всего 3, лучше 7. Главное – компетентность экспертов. Цели исследования должны быть четкими. Чаще встречаются открытые вопросы, используются шкальные. Язык близок к профессиональному. Анализ результатов чаще качественный.
ПОЧТОВЫЙ ОПРОС
дешевле обычного, главные проблемы вызывают анкеты – возврат оплачивается. Факторы, влияющие на возврат: - уведомление об опросе (по TV, в газете, по почте и заранее); - уведомление по телефону увеличивает возврат на 10-20%; - использовать напоминание о возврате – увеличивает на 20%; - вознаграждение – 10%; - личное обращение - возврата больше, чем у безличных.
Беседа - специфичный для психологии метод исследования человеческого поведения, так как в других естественных науках коммуникация между субъектом и объектом исследования невозможна. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Существуют различные виды Б. – представители школы Пиаже, гуманистические психологи, основоположники и последователей "глубинной" психологии и т.д.
Б. включается как дополнительный метод в структуру эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об испытуемом, дает ему инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. Исследователи различают клиническую беседу, составную часть "клинического метода", и целенаправленный опрос "лицом к лицу" - интервью.
Содержание бесед можно протоколировать полностью или выборочно в зависимости от конкретных целей исследования. При составлении полных протоколов бесед удобно пользоваться магнитофоном. Соблюдение всех необходимых условий проведения беседы, включая сбор предварительных сведений об испытуемых, делает этот метод очень эффективным средством психологического исследования. Поэтому желательно, чтобы беседа проводилась с учетом данных, полученных при помощи таких методов, как наблюдение и анкетирование. В этом случае в ее цели может входить проверка предварительных выводов, вытекающих из результатов психологического анализа и полученных при использовании данных методов первичной ориентировки в изучении продуктов деятельности и психологических особенностях испытуемых.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.