logo
соц

87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.

Супружеские отношения

Проблему любви изучали психоаналитики, но также и представители других направлений.

Прослеживается два сценария влияния любви на человека: - пессимистический (человек становится зависимым от объекта любви, растет тревожность, создаются препятствия для самореализации и личностного роста); - оптимистический (личностный рост – возможен). Воплощение того или иного сценария зависит от личности человека. Любовь рассматривается как стеническая (стимулирует) или астеническая.

Считается, что в основе любви лежат те чувства, которые ребенок испытывал в своей родительской семье. Отношение к отцу и к матери – безоценочная любовь, зависит от компонентов любви: Мать – безусловная любовь, есть способность к открытости, интимности, возможность близких отношений без страха в них раствориться. Отец – условная, ее надо добиваться, если ее не хватает (недодача). Если нет любви между матерью и отцом: нет примера близких отношений, формирование тревожности по отношению к любви.

По Маслоу любовь базируется на потребности в безопасности (аффемативная потребность).

Генез любви в онтогенезе.

Стадии: 1)Материнская (в форме привязанности, симбиозной связи) со стороны ребенка. 2)Стадия дифференциации – межличностные отношения на основе норм, правил, отношение зависит от поведения, часто эмоциональные отношения строятся на основе идентификации. 3)Стадия автономизации и индивидуализации – ребенок уже осознает себя как отдельную личность со своими особенностями и т.п. Отношения строятся произвольно, осознанно.

Существует мнение, что ранняя любовь часто неосознанная, полностью идет на эмоциональном уровне, т.е. с регрессией на 1-ом этапе – это проигрывание своих отношений с матерью.

Выделяют 2 начала в любви: - Сексуальное – уровень чувствительности, т.е. врожденная потребность, она постоянна, меняется объект; – уровень нежности.

Теория любви Фромма «Это искусство, которым нужно овладеть».

Они находятся в некотором противоречии, и оно снимается только на осознанной части любви: - эротическая любовь (между мужчиной и женщиной); - братская любовь (2ух людей, лишенная эротики, основанная на сотрудничестве, уважении); - материнская/родительская любовь (отличается односторонней направленностью; в идеале ребенок передает своим детям то, что получили от родителей); - любовь к себе (без способности любить себя невозможно строить зрелые отношения с другими людьми); - любовь к Богу.

Два модуса любви: - любовь как обладание (семейные отношения рассматриваются как торговля, ведется подсчет – что дали, что получили); - любовь как бытие (творческая. Активная любовь, строятся межличностные отношения: «Я» - «Ты» - отношения на уровне индивидуальности. Такая любовь дает возможности для личностного роста. Основные характеристики: сохранения целостности, автономности, ощущение сплоченности (чувство «мы»), человек самореализуется, отдавая что-то другому).

Любовь включает несколько компонентов: забота (способность отдавать, не соразмеряя с тем, что получаешь), ответственность (ответственность за свои поступки перед другим человеком), уважение (признание за другим человеком права на собственный выбор), знание (знание индивидуальных особенностей партнера, умение их учитывать).

Искажение в чувстве любви

Во многом из-за нарушений детско-материнских отношений.

Здесь 3 стратегии (в зависимости от степени выраженности тревожности поведения).

Проявления ребенка: 1) Движение к людям: потребность быть принятым. 2) Движение от людей: отказ от близких отношений, изоляция. 3) Движение против людей: агрессия, конфронтация.

Хорни описывала невротическую любовь – преувеличенная потребность в любви (в связи с нарушениями отношений между матерью и ребенком): - неразборчивость (нужно нравиться всем); - ненасыщаемость (нужны постоянные подтверждение любви, если нет – ревность); - навязчивость (постоянное требование к себе).

Виды невротической любви (по Фромму):

нарцистическая (потребительский характер от отношений).

невротическая (отношения искажаются, т.к. человек переносит на партнера свои проблемы для удовлетворения, используя его как инструмент самоутверждения…).

псевдо-любовь (человек стремиться пережить само состояние).

любовь-преследование (маниакальная любовь) навязчивая, настойчивая, личность партнера малозначима, две чередующихся фазы – любовь и ненависть).

Социально-психологический подходлюбовь исследуется с точки зрения факторов аттракции:

внешняя привлекательность, социальные характеристики, коммуникационные способности (умение общаться, открытость, искренность), сходство (идей, взглядов, установок), предсказуемость и прогнозируемость поведения партнера, ситуационные факторы (частота контактов, совместная деятельность, оказание помощи, соотношение оценки и самооценки, совместные переживание чувств).

Возрастные особенности значимости факторов:

С возрастом сохраняется значимость взаимодействия, помощи и наличие игрового компонента в деятельности, увеличивается значение безопасности и взаимотерпимости, снижается роль взаимного отношения и качества общения. Значимость сексуальных отношений растет до середины жизни, потом снижается.

Сексуальные отношения

Сексология долга была медицинской областью, но по мере развития медицины выяснилось, что в большинстве сексуальных расстройств лежат психологические причины. Психологи занимаются функциональными сексуальными расстройствами (то есть при отсутствии физиологических нарушений). Сексуальные реакции – парные и сексуальные нарушения зависят от межличностных отношений. Сексуальные реакции являются тонкими чувственными переживаниями, и они могут легко подавляться в результате какого-либо негативного воздействия или психологического конфликта. Условием нормальной половой жизни является отсутствие негативных эмоциональных реакций и состояний, а также устранение чрезмерного сознательного контроля.

Ранее считалось, что только глубокий невроз может нарушить половую функцию: патологические отношения с родителями в детстве ведут к фобии, тревоге, психологическим защитам.

Причины сексуальных расстройств могут быть различны: сексуально закрепощенное общество → завышенные ожидания → несоответствие реальности → тревога и вина → отказ от секса или ограничение сексуальной активности. Если механизм таков, то могут помочь просветительские консультации. Для нашего общества характерно чувство вины за удовольствие вообще, и за сексуальное в частности.

Однако иногда причины расстройств лежат глубже: страх неудач, склонность к сознательному самоконтролю, навязчивый страх быть отвергнутым. В таком случае помогают краткие сеансы психотерапии, направленные на создание устойчивых, искренних взаимоотношений в ходе сексуальной активности.

У предрасположенных к неврозу людей сексуальная активность имеет символьное значение, используется, в качестве психологической защиты. Важный фактор сексуального здоровья – характер взаимоотношений супругов.

Имеется шесть видов сексуальных расстройств: три женских и три мужских.

Фазы

Мужчины

Женщины

Сексуального влечения

Подавленное сексуально влечение (ПСВ)

Сексуальная анорексия

Сексуальное избегание и сексуальные фобии

Возбуждения

Импотенция

Фригидность полная

Вагинизм

Оргазма

Замедленная эякуляция

Преждевременная эякуляция

Нарушение органической функции у женщин (фригидность частичная)

Нарушение влечения – подавленное сексуальное влечение. Если отказ сознательный – это не патология.

Коррекция – чувственное фокусирование. Влечение подавляется по принципу защиты, т. к. секс – рефлекторно врожден. Проблема возникает только тогда, когда у пары существуют различные потребности. Kaк и любой рефлекс, сексуальный рефлекс – это тоже некое привыкание и научение.

Подкрепляется положительными переживаниями чего-то приятного. Если приятные переживания не испытываются, то гасится рефлекс на сексуальное взаимодействие партнеров. Здесь используются методы отвлечения – фантазии, снятие вины за них, антифантазии, партнеров обучают искренне говорить о чувствах.

Также исследуются и корректируются модели избегания

Супружеские конфликты. Супружеские конфликты охватывают разные уровни взаимодействий – взаимоотношения, поведение, общение. Конфликты могут развиваться в разных направлениях – от взаимоотношений к поведению; от поведения к взаимоотношениям; может переходить от простого высказывания недовольства как стиля общения к реальному внутри- и межличностному недовольству и т. д.; а могут и не развиваться.

Конфликты зависят от многих причин (от жизни; субъективных представлений супругов друг от друге, о себе и о причинах конфликтов и др.) Само сознание конфликта у супругов может быть разным (более или менее адекватным).

Стратегии поведения в конфликте у всех разные (соперничество (противоборство), сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Для эффективного разрешения конфликта нужно его не избегать. Универсальной стратегии нет – необходима гибкость в использовании различных стратегий. Один из наиболее распространенных подходов к анализу межличностных конфликтов вообще и супружеских конфликтов в частности говорит о том, что причина конфликтов лежит в неудовлетворенных потребностях. Каждый человек, вступая в брак, ждет удовлетворения своих потребностей с помощью супруга. Потребности и ожидания супругов могут не совпадать, противоречить. Эти противоречия неизбежны, но в норме они постепенно разрешаются – супруги находят способы удовлетворения потребностей друг друга. Наиболее сложные конфликты возникают относительно моральных ценностей (пр., можно ли воровать, убивать, изменять и др.). В рамках этого подхода можно выделить популярную классификацию причин конфликтов Сысенко:

- Конфликты на основе неудовлетворения потребности в ценности образа Я.

- Неудовлетворенные сексуальные потребности.

- Неудовлетворенные потребности в положительных эмоциях, в близких эмоциональных отношениях.

- Пагубные привычки одного из супругов – гипертрофированные потребности одного из супругов приводят к снижению возможностей удовлетворения потребностей другого супруга.

- Финансовые разногласия.

- Неудовлетворенность базовых потребностей – в еде, тепле и т.п.

- Неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, поддержке и сотрудничестве.

- Противоречие в потребностях и интересах в проведении досуга.

Субъективная удовлетворенность браком. Субъективная удовлетворенность браком отражает ощущение счастья человека в браке. Не всегда соответствует объективному уровню функционирования. Субъективная удовлетворенность браком равна отношению реального функционирования к ожиданиям. Человек может быть неудовлетворен из-за реального положения брака или из-за слишком больших ожиданий.

Коррекция состоит в том, чтобы выяснить сначала, каково реальное положение дел. В зависимости от результатов работать над реальным состоянием (если дело в нем) или над ожиданиями (если дело в них). Существуют закономерности стадий жизненного цикла семьи: удовлетворенность падает в этапы кризисов. Самая низкая удовлетворенность – семья с детьми младенческого возраста. Сама высокая – до рождения ребенка. Наличие детей повышает удовлетворенность браком потом.

У мужчин в целом удовлетворенность браком выше, т. к. меньше ожиданий и они меньше фиксируются на семье.

88. Основные закономерности родительско-детских отношений.

Варианты эмоциональных позиций родителей:

• Безусловное эмоциональное принятие; • Условное эмоциональное принятие; • Амбивалентное эмоциональное отношение; • Индифферентное эмоциональное отношение; • Эмоциональное отвержение.

Такие варианты у родителей зависят: • от самооценки; • от отношений с родителями; • от отношения с супругом; • от возможной травмирующей ситуации до или после родов; • от характера родителей (возможный инфантилизм); • от индивидуальности самого ребёнка.

Различают степень симметричности отношений между родителями и ребенком: • взаимное принятие; • взаимное непринятие; • несимметричные отношения.

Непринятие родителей почти всегда вторично.

Стиль семейного воспитания

Авторитетный - Оптимум, но есть факторы риска: стремление соответствовать, перфекционизм, высокий уровень достижения могут привести к неврозу.

Авторитарный - Несамостоятельность, пассивность, низкая самооценка, безынициативность, отсутствие ответственности и социальных навыков, низкая произвольность реакций, мотивация только внешняя, взаимодействие с другими людьми с позиции силы и агрессии.

Попустительский - Импульсивность, неуправляемость, зависимость, низкий уровень сформированности навыков, тревожность, инфантильность, страх достижений, страх активности и самореализации.

Индифферентный (безразличие) - Проблемы в налаживании близких отношений, много нарушений поведения.

Нарушения семейного воспитания:

- Гипопротекция: низкий уровень заботы, - гипопротекция (недостаточное удовлетворение потребностей, низкий контроль), - скрытая гипопротекция, - воспитание на основе перфекционизма – потворствующая гипопротекция (низкое эмоциональное принятие, потворство, баловство), - компенсаторная гиперопека

- Гиперпротекция: - потворствующая гиперпротекция (ребенок – кумир семьи, безусловное эмоциональное принятие, запретов нет); - компенсаторная гиперопека (компенсация отсутствия эмоционального принятия).

- Смешанные типы воспитания: - противоречивое воспитание (разные члены семьи осуществляют различные принципы).

- Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

- Жестокое обращение с детьми.

Роль ребенка в семье: 1) козел отпущения; 2) любимчик; 3) бэби; 4) примиритель.

Выделяют два полюса детско-родительских отношений:

  1. родительская любовь (от родителей);

  2. эмоциональная привязанность (от детей).

Матери различаются от потребности «чувствовать» своего ребенка. Есть крайности. Ребенок начинает проявлять свою активность, которая настраивает родителей. Послушание ребенка влияет на отцовскую позицию: учит социальной активности, достижениям и т.п., а мать: общению, наличию интересов вне семьи, образцам взаимодействия.

Типы привязанности ребёнка: • надежная; • тревожная (амбивалентная, избегающая, дезорганизованная).

Хуже, когда привязанности нет вообще.

Тип привязанности ребенка зависит от поведения родителей друг с другом, с ребёнком и от темперамента ребенка. Хотя тип привязанности может корректироваться, но он влияет на отношения во взрослой жизни (супружеские отношения). Есть идея, что тип привязанности ребенка формируется с учетом привязанности родителей по комплиментарному принципу: тревожные родители – навязчиво-послушный ребенок; навязчиво-послушные родители – пунитивный ребенок.

Социальный контроль в воспитании детей (система требований и запретов, способ контроля за исполнением, система санкций, родительский мониторинг).

Дисциплина (социальный контроль) включает в себя систему требований и запретов, способ контроля их исполнения и систему санкций. Это необходимо для усвоения, интериоризации социальных норм, предсказуемости событий и, следовательно, снятия тревожности, обеспечения безопасности жизни. Требования формируют позитивный образ того, как надо действовать в определенных ситуациях, а запреты - негативный образ того, как не надо действовать. Запретов избежать невозможно и обычно там, где речь идет о сохранении жизни или материальных объектов. Количество запретов должно быть минимально, они должны звучать четко и однозначно. Требования же должны быть достаточно конкретными и подробными. И требования и запреты должны быть адекватны возрасту ребенка. Пока ребенок плохо понимает речь, необходимо активно использовать жесты. Если родительские требования адекватны – это адекватная родительская требовательность, но выделяют также сверхтребовательность или недостаток требовательности (попустительство). Требования родителей могут расходиться с их реальным поведением. Часто то, что родители называют непослушанием, на самом деле является имитацией их собственного поведения или символьное выражение отношения. Требования отражают некий идеальный образ ребенка (воспитательная проекция), а он должен быть адекватен. Контроль бывает: • тотальный (не только поведения, но и мыслей, чувств → зависимость); • систематический (у ребенка есть зоны ответственности – оптимальный способ); • ситуативный (при нем может выработаться склонность ребенка выполнять требования лишь при внешнем контроле, они не интериоризируются); • отсутствие контроля.

Санкции: До сих пор ведутся споры о том, нужно или не нужно наказывать. Наказания – это обратная связь о поведении, дает возможность понять как нельзя себя вести, и какие могут быть последствия. Бандура утверждает, что наказание может снять чувство вины в возрасте, когда ребенок способен переживать вину. Бихевиористы выделяют собственно наказание и негативное подкрепление, т.е. лишение удовольствий, которое считается наиболее эффективным. Но для того, чтобы лишать удовольствий, необходимо иметь этот набор удовольствий ребенка. Психологи выделяют следующие варианты, почему дети не слушаются: • борясь за внимание – у родителей возникает раздражение; • борясь за самоутверждение – у родителей появляется гнев; • желание отомстить родителям за что-то – у родителей появляется обида; • из-за низкой самооценки – родители чувствуют отчаяние и безнадежность.

Физические и телесные наказания недопустимы, т.к. может усвоиться такая модель решения проблем; унижение личности и боль от людей, которые должны оберегать; нарушается схема тела (повышение внимания к определенной части тела).

Лучше дать ребёнку выбор: или ты выполняешь требование или будет вот такое наказание. Самое страшное наказание – лишение любви или, по крайней мере, внимания. Часто бывает удачным уединение ребенка, лишение его активности. Если в аффекте кричать на ребенка, то у ребенка происходит снижение эмоциональной чувствительности, эмпатии. Если имеются заранее продуманные наказания – это возможность снять эффект.

Часто бывают наказания в виде естественных последствий. Иногда важно дать их почувствовать, испытать.

Поощрения должны быть, и быть адекватны заслугам. Похвалу нельзя жестко привязывать к заслугам, т.к. это просто выражение любви родителей. Одно из поощрений – телесный контакт.

Родительский мониторинг – заинтересованность и знание того, что происходит с ребёнком (не контроль). Помощь должна оказываться с осторожностью, и быть связана с зоной ближайшего развития (то, что ребенок делает сам – должно быть в зоне ближайшего развития). Когда ребёнок сталкивается с трудностями, нужно не сделать за него, но показать способ преодоления трудностей.

Нельзя осуждать ребенка за эмоции, желания. Критике поддаются ТОЛЬКО действия. Детей нужно учить выражать свои чувства.