Процедура социометрии:
- границы группы должны быть четко обозначены; - группа должна иметь опыт совместной деятельности; - группа должна существовать уже некоторое время (больше 6 недель); - все члены группы должны отвечать самостоятельно (рассадить); - проводят одномоментно в форме письменного опроса; - испытуемые должны сделать выбор по заданному критерию (перед глазами должен быть выбор всей группы).
Процедура социометрии может быть:
непараметрическая процедура – неограниченное число выбора, которые делает каждый член группы, это позволяет вычислить эмоциональную экспансивность, т.е. активность человека в принятии или отвержении членов группы, но при увеличении группы неограниченное число выборов затрудняет обработку, иногда человек может выбрать всех, что говорит о сохранении предпочтений в тайне.
параметрическая процедура – число выборов ограничено, что повышает надежность, облегчает обработку, но не дает возможности охватить всех отношений в группе и определить эмоциональную экспансию.
Критерии.
конкретная ситуация выбора, которая формулируется в виде вопроса ко всем участникам диагностической процедуры
• по знаку выделяют: - положительные – «С кем бы Вы хотели пойти в кино?» - В+; - отрицательный – «…не хотели» - В-;
• по виду деятельности: - общие – типичные виды деятельности для данной группы; - частные – «С кем бы Вы хотели оказаться на необитаемом острове»;
• по эмоциональной значимости: - сильные – значим, имеет сильную эмоциональную окраску «С кем бы Вы хотели сидеть за одной партой»; - слабые – менее значим;
• по характеру выявляемых взаимоотношений: - двойные – отношения партнерства ( равенство позиций выбирающего и выбираемого); - одинарные – установление иерархических отношений ( лидерства, подчиненности).
• по значимости предпочтений: - ранжирование; - без ранжирования.
При подборе критериев мы должны исходить из тех целей, которые нам наиболее важны, должны учитывать специфику группы (на 4-5 вопросов используют не более 2-3 критериев).
Вопросы должны быть понятны, ситуации для выбора должны быть точно и подробно описаны.
Стараемся, чтобы вопросы вызвали интерес, мотивацию.
Очень важны вопросы, связанные с переформированием группы.
Мы должны создать сам инструментарий для проведения социометрии (мы изучаем общение…)
Создать инструкцию и обращение, не делая акцент на том, что мы проводим социометрию только в этой группе, даем здесь технику заполнения анкеты, гарантируем конфиденциальность
Далее проводим саму социометрию, что занимает 10-15 мин.
Даем карточки с вопросами или задаем их устно, уговариваем ответить на все вопросы.
Если возникают конфликты, проблемы, рассогласование предпочтений – свидетельствует о напряженности человека
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.