69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
В целом подобная градация свойственна любому рынку и используется для его сегментации и в качестве корректирующего ориентира, и в виде ее основы.
| Характеристика потребителей |
Суперноваторы | Склонны к риску, эксперименту, обладают высоким социальным статусом; входят в высшую группу по доходам; являются жителями крупных городов. Склонны приобретать новые товары, не дожидаясь, когда они получат общее признание. (2,5%) |
Новаторы | Имеют сходные с суперноваторами характеристики, но в меньшей степени склонны к риску (склонны к разумному риску, в основе которого лежит независимость суждений без излишнего стремления к первенству). Быстро воспринимают новое, но не исключают возможность все взвесить. (13,5%) |
Умеренные новаторы | Склонны безболезненно воспринимать новинки, но не стремятся к их поиску, т.е. благоприятная , но пассивная среда для новвоведений |
Обычные потребители | Избегают риска; не имеют стремления к лидерству; являются преимущественно жителями небольших городов или сельских районов (34%) |
Консерваторы | Люди медленно, но воспринимающие новое. В основе их выбора лежит устоявшееся признание товара. Осторожны, не любят изменений; имеют преимущественно мало престижные профессии; входят в группу с относительно низкими доходами (34%) |
Суперконсерваторы | Абсолютно не склонны воспринимать новое; с устоявшимися привычками и симпатиями. Относятся подчеркнуто отрицательно к любым изменениям; как правило, лишены творческого воображения; могут принадлежать к слоям, как с высокими, так и низкими доходами (16%) |
Приверженцы марки | Склонны к «фирменному» образу жизни; как правило, обладают высокими доходами; преимущественно старше 40 лет; готовы переплачивать за престижные товары |
70. Потребительская мотивация. Методы исследования мотивации покупательского поведения.
Потребительская мотивация – движущая сила, активирующая поведение и предоставляющая цель и направление для этого поведения.
Проблемы исследований мотивации относятся к числу наиболее сложных проблем психологии, в частности, практики маркетинга, где человек рассматривается как потребитель.
Мотивация - движущая сила, причина поведения. Мотивы – это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и побуждающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции. Модель процесса мотивации: основные элементы - активация потребности, состояние побуждения, целенаправленное поведение, стимульные объекты и аффект.
Мотивация начинается с присутствия стимула, обрабатываемого индивидуум. Так, например, потребитель увидел новый компьютер и заметил, как быстро и эффективно он работает. В процессе информационной обработки стимул проходит стадии экспозиции, внимания и интерпретации. Стимул может иметь как внешнее так и внутреннее происхождение. Если стимул вызывает расхождение реального состояния индивидуума и его желаемого состояния, появляется потребность. Потребности возникают, когда существует воспринимаемое несоответствие между реальным и желаемым состоянием действительности. Когда потребность возникла, она продуцирует состояние побуждения и стремления (эмоциональное состояние, в котором индивидуум испытывает эмоциональный и психологический подъем). Потребитель очень увлечен идеей покупки и решил, что ее необходимо сделать. Уровень состояния побуждения потребителя влияет на уровень вовлеченности и аффективное состояние. По мере усиления состояния побуждения потребителя интенсифицируются его чувства и эмоции, что увеличивает уровень вовлеченности и информационной обработки. Потребитель, решив купить компьютер, начал анализировать рекламные объявления, обсуждать варианты покупки с другими людьми.
Стимульными объектами для потребителя являются продукты, услуги, информация и даже другие люди. Стимульные объекты потребителей могут быть либо позитивными, либо негативными. Примером негативного подкрепления является отсутствие необходимого товара в магазине, некомпетентность продавца. Это вызывает разочарование, что снижает вероятность повторного обращения.
Примером потребительской мотивации и целенаправленного поведения могут служить мотивы потребителей в покупке одежды: физиологическая потребность (для укрытия от холода) или потребность в безопасности, мотивация купить одежду, выражающую или символизирующую статус, потребность в принадлежности. Мотивы, направляющие поведение в одной ситуации, могут в другой ситуации не существовать или кардинально меняться.
Методы исследования мотивации.
Методы ассоциации.
Словарная ассоциация. Потребители отвечают на перечень слов первым приходящим на ум словом. Тестовые слова перемешиваются с нейтральными.
Ассоциация последовательности слов. Потребители дают серии слов, приходящих на ум, после услышанного каждого слова по списку.
Анализ и использование. Анализ ответов: по частоте слов для группы респодентов, по колебаниям в ответе, по блокированию. Высокая частота ответа свидетельствует об устойчивой реакции. Колебания – задержка ответа более 3 секунд – означают эмоциональную вовлеченность респодента или поиск им приемлемого заменителя того, что ему кажется неприемлемым. Блокирование – неспособность дать ответ после разумного длительного периода времени. Это значит – стимул не вызывает никакой реакции или ремподент хочет дать неприемлемый ответ и заторможен этим. Показатель блокирования обвяно принимается в расчет вместе с показателями колебания. Когда слово ассоциируется с низкими показателями блокирования и колебания, оно оценивается как несущее значимое сообщение. Но когда показатели колебания и блокирования слова высоки, оно оценивается как бесполезное для коммуникации с потребительской аудиторией.
Эти методы полезны для определения марочных названий, заголовков рекламы и других сообщений, критически значимых для принятия продукта или марки.
Методы завершения:
Завершения предложения. Потребители заканчивают предложения. Предложения для завершения варьируются по содержанию, чтобы респодент не «вычислил» цель интервьюера. Утверждения с открытым концом делаются достаточно двусмысленными, чтобы люди могли завершить их тем образом, который действительно отражаетт их собственные отношения.
Завершение истории. Потребители заканчивают незаконченную историю.
Анализ и использование. Ответы анализируются для определения, как темы выражены. Используется контен-анализ – изучение реакций на темы и ключевые концеции. Методы завершения дают респоденту больше свободы, чем ассоциативные. И требуют больше усилий по организации мнений. Однако несколько элиминируют спонтанность результатов ассоциативных методов.
Методы интерпретации:
метод карикатур. Потребители вписывают слово/мысли одного их героев карикатурного рисунка. Рисунок включает пустые места для небольших реплик. Персонажи изображаются туманным образом, чтобы не даваь зацепок для индивидуальности, отношений. Социального класса персонажей и других факторов, которые могут повлиять на ответ.
Метод третьего лица. Потребители рассказывают – почему «средняя женщина», «большинство докторов» или «люди в основном» покупают или используют конкретные продукты. Метод «список покупок» - респодент описывает человека, который пошел бы по магазинам с этим списком. Метод «потерянная сумка» - респодент описывает человека – хозяина сумки с определенным набором продуктов.
Реакция на картинку. Или тест тематической апперцепции. Потребители рассказывают историю о людях, изображенных на фото или рисунке в ситуации покупки или использовании продукта. Герои двусмысленны, их пол и возраст аналогичны данным респодента.
Психографика. Потребитель выражает свое восприятие продукта или ситуации использования в виде рисунка.
Анализ и использование. Методы дают значительную информацию о личности, мотивации, отношении респодента, позволяют респоденту присвоить свой самоимидж, чувства смутным персонажам или ситуациям.
Метод фокус -групп.
Фокус- группы. Мала я группа (8-10 человек) – представители целого рынка под руководством лидера 9фокусирующего дискуссию) обсуждают свои проблемы в отношении продуктной категории, о степени соответствия продукта своим потребностям, свои предпочтения.
Анализ и использование. Результаты используются для определения набора атрибутов продукта и их значимости для целевого рынка на основе анализа мотивов покупки. Объектом исследования может быть концепция продукта, упаковка, рекламная кампания или другой элемент, на который потребители реагируют субъективно.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.