logo
соц

76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.

КТ применяется к вопросам организации, регламентации труда, к научно – техническим вопросам, выработке политики организации. Целесообразность КТ описывается на синэргетическом эффекте (процесс, который усиливает и объединяет, завязываются обще-групповые процессы). Психологи установили, что в присутствии других продуктивность деятельности повышается у 40%, у 25% снижается, а у остальных не меняется, т.е. в целом – положительное влияние на результат.

Бехтерев установил:

Современные специалисты считают, что превосходство групповых решений обусловлено:

Чем выше уровень развития группы, тем выше эти преимущества.

В то же время при решении творческих задач коллективное решение может оказаться хуже, чем индивидуальное, т.к. теряются оригинальные идеи. На практике разумно сочетать и коллективное и индивидуальное творчество. КТ объединяет специалистов различных структурных подразделений, чем укрепляет внутренние взаимосвязи организации, улучшает обмен информацией, в результате чего быстрее решаются сложные и противоречивые проблемы, снижается вероятность ошибок.

Коллективное решение обеспечивает более широкую поддержку и исполнение. Через большое объединение сотрудников укрепляется моральный дух организации.

Не оправдывает себя КТ, если решаемая проблема – часть должностных обязанностей руководителя или людей, которым это было поручено, если у проблемы есть очевидное решение, если сильно различаются способности членов группы, если проблема касается коммерческой тайны.

Следует выделять коллективное управление как особый вид КТ. Как правило, принимаемые решения в коллективном управлении характеризуются повышенным риском.

Успех коллективной деятельности обусловлен:

Крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, т.к. обладают большим совокупным опытом, знанием и квалификацией, но здесь необходимо координировать и организовывать деятельность.

Успех КТ зависит от руководства этим процессом. Руководитель должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться, чтобы полностью погрузиться в работу, а сам руководитель находится в тени, он лишь стимулирует творчество.

Типы руководителей, организующих КТ.

Демократический – заботится об эмоциональной стороне процесса, не придает особого внимания интеллектуальной стороне вопроса, это не оптимальное руководство КТ.

диктатор – на 1 место ставит профессиональную подготовку участников, под его руководством решения рождаются правильные, но не всегда интересные.

Пессимист – этот человек считает индивидуальную работу более эффективной

организатор – дает каждому проявить индивидуальные способности, часто в ущерб принимаемым решениям

Манипулятор – примиряет позиции, гасит конфликты, помогает наиболее успешно справляться с поставленной задачей.

Классификация творческих личностей (по основанию преобладающего типа мышления).

Синтезатор – осуществляет интегральный подход, ищет общее в различных явлениях, стремится к синтезу, т.е. к новому, это, как правило, теоретик, концентрирован на главном, лучше других ориентируется в сложных ситуациях, иногда излишне настойчив и конфликтен.

Идеалист – особый интерес к человеческим ценностям, стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко ставит цели, имеет широкий спектр взглядов, иногда затягивает решение проблемы, иногда игнорирует неприятные факты.

Прогматик – учитывает мнение других, умеет на него влиять, сконцентрирован на результате, безразличен к перспективе, ищет компромисс, экспериментирует, хорошо ориентируется в динамичных, быстро меняющихся ситуациях.

Аналитик – осуществляет формально – логический, дедуктивный подход, предпочитает теорию, сконцентрирован на деталях, хорошо планирует, ориентируется в поддающихся просчету ситуациях, ищет определенности, негибок.

реалист – осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, дающим конкретные результаты.

корректор – предпочитает теории, искусен в управлении, когда ситуация определена и поставлена цель, эмоционален, склонен упрощать проблему, находясь в плену фактов.

Особенности людей с точки зрения творчества еще зависят от активности или пассивности их личности, от преобладания конкретного или абстрактного, на основе чего следующая классификация ( несколько размыта):

аккомодатор – сочетает действия и чувства, эмоционален, инициативен, склонен к риску, основываясь на опыте легко отбрасывает ошибочные мнения, ищет новые модели решения.

конвергатор – сочетает действия и мышление, хорошо применяет идеи на практике, на основе анализа и оценки легко решает конкретные проблемы, умеет видеть их последствия и определять оптимальные шаги.

дивергатор – сочетает привлекательность и чувственность, имеет широкие интересы, это эмоциональный наблюдатель, умеет собирать информацию, выявлять проблему, видеть ситуацию с разных сторон, хорошее воображение помогает ему быть генератором идей.

ассимилятор – сочетает созерцательное и абстрактное мышление, осторожен, много наблюдает, перепроверяет, анализирует, критически переосмысливает, ориентирован на логику, на теорию, имеет широкие научные интересы