76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
КТ применяется к вопросам организации, регламентации труда, к научно – техническим вопросам, выработке политики организации. Целесообразность КТ описывается на синэргетическом эффекте (процесс, который усиливает и объединяет, завязываются обще-групповые процессы). Психологи установили, что в присутствии других продуктивность деятельности повышается у 40%, у 25% снижается, а у остальных не меняется, т.е. в целом – положительное влияние на результат.
Бехтерев установил:
наблюдательность в группе возрастает в количественном и качественном отношении
коллективное решение является компромиссным между индивидуальными
в критике индивидуальных ошибок группа имеет преимущества в критике индивидуальной деятельности
группа превосходит индивида в объеме, прочности запоминания
групповые решения более нравственны
групповое решение оказывает влияние на индивидуальное, обогащая его
отдельные, особо одаренные личности могут превосходить группу
Современные специалисты считают, что превосходство групповых решений обусловлено:
наличием у группы большей информации
объединением творческого потенциала
разумным риском
активизацией каждого в процессе дискуссии
возможностью быстрой коррекции ошибок
социальной поддержкой, облегчающей мышление
духом соревнования
Чем выше уровень развития группы, тем выше эти преимущества.
В то же время при решении творческих задач коллективное решение может оказаться хуже, чем индивидуальное, т.к. теряются оригинальные идеи. На практике разумно сочетать и коллективное и индивидуальное творчество. КТ объединяет специалистов различных структурных подразделений, чем укрепляет внутренние взаимосвязи организации, улучшает обмен информацией, в результате чего быстрее решаются сложные и противоречивые проблемы, снижается вероятность ошибок.
Коллективное решение обеспечивает более широкую поддержку и исполнение. Через большое объединение сотрудников укрепляется моральный дух организации.
Не оправдывает себя КТ, если решаемая проблема – часть должностных обязанностей руководителя или людей, которым это было поручено, если у проблемы есть очевидное решение, если сильно различаются способности членов группы, если проблема касается коммерческой тайны.
Следует выделять коллективное управление как особый вид КТ. Как правило, принимаемые решения в коллективном управлении характеризуются повышенным риском.
Успех коллективной деятельности обусловлен:
хорошим пониманием задачи
готовностью отказаться от собственного решения в пользу лучшего
активным обменом информацией
ответственностью каждого
своевременным поощрением
также зависит от размера группы: наиболее эффективна группа из 5 человек, т.к. здесь присуща минимальная конформность и максимальная оперативность, но творческий потенциал при этом ограничен.
Крупный коллектив способен решать более сложные и разнообразные проблемы, т.к. обладают большим совокупным опытом, знанием и квалификацией, но здесь необходимо координировать и организовывать деятельность.
Успех КТ зависит от руководства этим процессом. Руководитель должен создать комфортную обстановку, позволяющую расслабиться, чтобы полностью погрузиться в работу, а сам руководитель находится в тени, он лишь стимулирует творчество.
Типы руководителей, организующих КТ.
Демократический – заботится об эмоциональной стороне процесса, не придает особого внимания интеллектуальной стороне вопроса, это не оптимальное руководство КТ.
диктатор – на 1 место ставит профессиональную подготовку участников, под его руководством решения рождаются правильные, но не всегда интересные.
Пессимист – этот человек считает индивидуальную работу более эффективной
организатор – дает каждому проявить индивидуальные способности, часто в ущерб принимаемым решениям
Манипулятор – примиряет позиции, гасит конфликты, помогает наиболее успешно справляться с поставленной задачей.
Классификация творческих личностей (по основанию преобладающего типа мышления).
Синтезатор – осуществляет интегральный подход, ищет общее в различных явлениях, стремится к синтезу, т.е. к новому, это, как правило, теоретик, концентрирован на главном, лучше других ориентируется в сложных ситуациях, иногда излишне настойчив и конфликтен.
Идеалист – особый интерес к человеческим ценностям, стремится к идеальным решениям, ценит как теорию, так и практику, сконцентрирован на процессе, хорошо ориентируется в неопределенных ситуациях, четко ставит цели, имеет широкий спектр взглядов, иногда затягивает решение проблемы, иногда игнорирует неприятные факты.
Прогматик – учитывает мнение других, умеет на него влиять, сконцентрирован на результате, безразличен к перспективе, ищет компромисс, экспериментирует, хорошо ориентируется в динамичных, быстро меняющихся ситуациях.
Аналитик – осуществляет формально – логический, дедуктивный подход, предпочитает теорию, сконцентрирован на деталях, хорошо планирует, ориентируется в поддающихся просчету ситуациях, ищет определенности, негибок.
реалист – осуществляет эмпирический, индуктивный подход, полагается на факты и мнения экспертов, стремится к решениям, дающим конкретные результаты.
корректор – предпочитает теории, искусен в управлении, когда ситуация определена и поставлена цель, эмоционален, склонен упрощать проблему, находясь в плену фактов.
Особенности людей с точки зрения творчества еще зависят от активности или пассивности их личности, от преобладания конкретного или абстрактного, на основе чего следующая классификация ( несколько размыта):
аккомодатор – сочетает действия и чувства, эмоционален, инициативен, склонен к риску, основываясь на опыте легко отбрасывает ошибочные мнения, ищет новые модели решения.
конвергатор – сочетает действия и мышление, хорошо применяет идеи на практике, на основе анализа и оценки легко решает конкретные проблемы, умеет видеть их последствия и определять оптимальные шаги.
дивергатор – сочетает привлекательность и чувственность, имеет широкие интересы, это эмоциональный наблюдатель, умеет собирать информацию, выявлять проблему, видеть ситуацию с разных сторон, хорошее воображение помогает ему быть генератором идей.
ассимилятор – сочетает созерцательное и абстрактное мышление, осторожен, много наблюдает, перепроверяет, анализирует, критически переосмысливает, ориентирован на логику, на теорию, имеет широкие научные интересы
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.