67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
Групповые коммуникации – один из значительных факторов влияния на потребительские решения. Поведение потребителя формируется и реализуется в окружении других людей, то есть в группе. Группа – это одна или более индивидуумов, разделяющих общие нормы, ценности и верование и чье поведение взаимозависимо в силу формальных или неформальных связей между индивидуумами.
Потребитель периодически находится в определенном отношении к какой-либо группе и в силу этого испытывает персональное влияние других людей. Персональное влияние – прямое или непрямое – одна из лучших форм убеждений.
Большинство людей принадлежат к нескольким группам одновременно (сотрудники, семья, соседи, группа проведения досуга и т.д.).
Группы могут быть классифицированы по ряду признаков. Наиболее полезными критериями групповой принадлежности потребителя для маркетеров являются: 1. членство – человек либо принадлежит к группе, либо нет. 2. тип контакта – интенсивность межличностных отношений, она делится на первичные (характеризуются частными межличностными контактами) и вторичные (группы с ограниченными межличностными контактами). Влияние первичной группы – интенсивнее. 3. привлекательность группы – это желательность для индивидуума принадлежности к данной группе. Она меняется от негативной до позитивной (влияние на поведение одинаковое).
Референтная группа – это группа, чья предполагаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и референтная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на него. Референтная группа – это группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Она формирует стандарты и ценности, детерминирующие перспективу мышления и поведения человека.
Первичные группы – социальные объединения, которые достаточно малы и поэтому позволяют неограниченное взаимодействие «лицом к лицу». Семья – наиболее очевидный пример сильно влияющей первичной группы.
Вторичные группы предполагают контакт «лицом к лицу», однако более спорадичный, менее всеобъемлющий и влиятельный в формировании мышления и поведения. (пример – профессиональные ассоциации, профсоюзы, местные организации).
Группы устремления – это группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать. Они имеют собственные нормы, ценности, поведение. Влияние этой группы не всегда прямое. Но может играть значительную роль в выборе продуктов.
Диссоциативные группы – группы, членства в которых индивидуум мотивированно избегает (группы асоциального поведения, неприемлемого образа или стиля жизни).
Формальные группы характеризуются определенным, известным списком, организация и структура зафиксированы в письменной форме. Влияние формальных групп на поведение различно и зависит от мотивации индивидуума принять групповые стандарты и соответствовать им.
Неформальные группы – менее структурированы и преимущественно основываются на дружеской или коллегиальной ассоциации. Нормы могут быть строгими, но редко зафиксированы в письменной форме.
68. Психология персонального влияния в покупательском поведении.
Модели персонального влияния. Наиболее известны: модель просачивания, двушаговый поток, мультистадийное взаимодействие.
Теория просачивания. «Теория просачивания вниз»: Низшие классы часто стремятся строить свое поведение по образцу сограждан более высокого класса (влияние передается вертикально через соц. классы, особенно в сфере новинок моды и стиля). Просачивание может происходить и вверх (например, джинсы и попмузыка афроамериканцев), и вокруг (в произвольном направлении через классовые границы). Просачивание распространено среди равных по статусу людей.
Двушаговый поток. Разработана в 1948 г. Лазерфельдом. Информация на первом шаге поступает из источника к влиятельным лицам, которые (2 шаг) распространяют ее «из уст в уста» пассивным искателям информации. Часто информационный поток инициируется получателем информации, который ищет совета знающих людей.
Мультистадийное взаимодействие. Как влиятели, так и искатели испытывают воздействие источников информации (СМИ). Рекламные сообщения ориентированы как на лидеров мнений, так и искателей информации.
Исследовательские методы выявления влиятелей. Влиятели – лидеры мнений по конкретным категориям продуктов. Определяются социометрией (просят определить людей, у которых ищут совета; человек, к которому обращаются за советом наиболее число членов группы, - влиятель), методом ключевого информанта (-человек, вовлеченный в коммуникации «из уст в уста», но не лидер; его просят идентифицировать лидера группы, к которой он принадлежит), методом самоопределения (чаще всего используется, выделяет лидеров мнений за пределами одной соц. группы; заключается в опросе потребителей на основе серии вопросов для определения степени до которой они сами себя воспринимают лидерами мнений. Человек должен проранжировать себя по след.характеристикам (Азаэль): чаще или реже у них ищут совета о продукте, чем у друзей; кто чаще говорит о продукту: он друзьям или друзья ему; рассматривают ли его друзья как хорошего источника информации о продукте).
Характеристики влиятелей: наиболее длительная вовлеченность, заинтересованность в сфере продуктной категории; инновационность, позитивный настрой к новым продуктам; социальная активность; общительность и независимость в суждениях; экспонированность к СМИ.
Мотивация влиятелей: вовлеченность (удовлетворение от процесса), возвышение в собственных глазах, забота о других…
Использование персонального влияния в маркетиноговой стратегии. Передача позитивной информации «из уст в уста» может быть одним из важнейших коммуникативных средств маркетера. Специфика информационного влияния:
решающий фактор – доверие;
коммуникация, инициируемая искателем информации, более действенная;
негативная информация сильнее, чем позитивная;
информация может передаваться в вербальной и визуальной форме (визуальность больше воздействует в плане стимулирования интереса).
Мониторинг содержания влияния. Важно отслеживать наличие коммуникаций «из уст в уста» и эффект этой коммуникации. Преимущественная опора на коммуникацию «из уст в уста» (как заменитель рекламы). Влиятели используются в рыночных целях. Стимулирование персонального влияния (предоставление товаров или услуг известным влиятелям). Факт рекламирования товара известным лицом стимулирует коммуникации. Формирование влиятелей (вовлечение в продажу лиц, имеющих характеристики влиятелей)
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.