logo
соц

80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.

Целенаправленное применение по отношению к человеку стимулов для воздействия на его усилия, старания, настойчивость, добросовестность, целеустремленность в деле решения задач, стоящих перед организацией, и включение соответствующих мотивов – называется стимулированием. На одинаковые стимулы разные люди реагируют неодинаково и с различной степенью интенсивности, а одни и теже результаты могут быть получены и за счет вознаграждения, и за счет наказания. Исследование показывает, что поощрение улучшает работу в 89% случаев, а наказание в 11%, и в 11% - ухудшает. Угрозы в 99% игнорируются.

Воздействия стимулов на текущее поведение людей рассматривает теория подкрепления, предполагающая следующие способы воздействия на людей:

Положительное подкрепление – поощряются действия, имеющие позитивную направленность. Кроме того, оно направленно на привлечение персонала в организацию, сохранения состава сотрудников, управление издержками на оплату труда. При отрицательном подкреплении поощряется отсутствие действий с негативной направленностью, например прогулов. Отрицательное может вызвать не только желательные, но и непредсказуемые и негативные реакции, положительное – только желательные.

Гашение – отсутствие подкрепление отрицательных и положительных действий, происходит путем их игнорирования, и тогда, они сами по себе затухают.

Наказание – прямое воздействие с целью изменения поведения, направленное на пресечение негативных действий, недопущение их в будущем и достижение положительных результатов. Может быть материальное взыскание, снижение социального статуса в коллективе, понижение в должности и т.д.

Подкрепление или наказание может быть текущим или итоговым. Текущее подкрепление предназначено для стабилизации или корректировки в необходимую сторону продолжающейся деятельности, поэтому при отсутствии ее прекращается. Важна не столько она сама (подкрепление), сколько форма, способ, режим подкрепление. Подкрепление может быть непрерывным, фиксированным (регулярным), эпизодическим (неожиданным), вариабельным (комбинация того или иного). Иногда целесообразным бывает даже подкрепление «аванс», обязывающее человека работать лучше. Итоговое вознаграждение (или наказание) связывается с достигнутым результатом, поэтому оно должно отражать истинный вклад сотрудника, быть справедливым, создавать у него стремление в будущем работать еще лучше.

Неэкономические способы мотивации. К ним относят организационные и морально-психологические. Организационные включают в себя привлечение работников к участию в делах организации, которое предполагает, что им предоставляется право голоса при решении ряда проблем, как правило, социального характера. Важную роль играет мативация перспективой приобрести новые знания и навыки. Мотивация обогощением сдержания труда заключается в предоставлении людям более содержательной, важной, интересной, социально значимой работы, и широкими перспективами должностного и профессионального роста, дающей возможности проявить свои творческие способности.

Морально-психологические методы стимулирования влючают следующие основные элементы:

  1. Создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за то, что лучше других могут справиться с порученной работой.

  2. присутствие вызова, опеспечение возможностей каждому на своем рабочем месте показать сои способности, выразить себя в труде, в его результатах, иметь доказательства того, что он может что-то сделать.

  3. Признание, которое может быть личным и публичным.

  4. Высокие цели, которые воодушевляют людей на эффективный, а порой и самоотверженный труд. Поэтому любое задание руководителя должно содержать в себе элемент вызова.

  5. Морально стимулирует атмосфера взаимного уважения, доверия, поощрения разумного риска и терпимости к ошибкам и неудачам.

Продвижение в должности дает и более высокую зарплату (экономический мотив), а также отражает признание заслуг и авторитета личности путем превода в более высокую статусную группу (моральный мотив).

Суть экономических стимулов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним, получают определенные выгоды, повышающие их благосостояние. Они могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющие заработать в другом месте).