logo
соц

83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.

«Коммуникативный подход» в семейной психотерапии (Джексон, Хейли, Вацлавик).

Основная задача – изменить коммуникации в семье, чтобы она могла нормально функционировать. В семье сообщением может быть любое событие (коммуникация – обмен сообщениями по разным каналам). Сообщения: - одноуровневые (по одному каналу), - многоуровневые (несколько каналов). Так же выделяют сообщения: - конгруэнтные (сообщения по разным каналам совпадают); - неконгруэнтные (не совпадают).

При обмене сообщениями мы используем метакоммуникацию (сигналы, которые помогают понять контекст сообщения). Человек может фальсифицировать сигналы, также возможно неправильное понимание сигналов. Парадоксальная коммуникация: сообщения на двух уровнях противоречат друг другу («двойная ловушка»). У ребенка снижена способность к метакоммуникации. Существуют семьи, где обсуждение правил не принято – запрещена метакоммуникация.

Отношения в семье: - симметричные (поведение обоих сторон сходно); - комплементарные (противоположные реакции, дополняющие друг друга); - параллельное взаимодействие (частично-симметричные и частично-комплементарные). Важно использование разных моделей.

Правила. (правила – метауровень)

Как правило, выполняют гомеостатическую функцию. Любое изменение правил вызывает тревогу в семье – но важен баланс, должна быть возможность пересмотра правил. Некоторые правила – культурно обусловлены, некоторые устанавливаются самой семьёй.

Правила: - гласные; - негласные. П. должны пересматриваться при переходе семьи на новую стадию развития. П. задают границы семье. Многие конфликты в семье вызваны несогласием правил, несогласием с тем, что это правило устанавливает, попытками соединить несовместимые правила.

В коммуникации выделяют: - аспект взаимоотношений (подтекст, то, что подразумевается); - аспект содержания.

Семейные мифы – некое сложное семейное знание («Мы – это…»), представление семьи о самой себе. Некоторые считают, что это защитный механизм для сохранения единства. Формируется в течение 3ех поколений. Редко осознается семьей. (Популярные мифы: «Мы – дружная семья», «Мы – семья героев» - «спасатели», «Мы – интеллигентная семья»). Семья, у которой есть миф, оценивает реальность с позиций этого мифа. В функциональных семьях на смену мифу должен приходить адекватный образ семьи, но для этого нужно осознать и скорректировать миф. Непринимаемые качества с позиций мифа часто вытесняются. Непринимаемые в себе качества часто проецируются на второго супруга.

Коммуникационная проблема.

Эйдемиллер и Юстицкис ввели понятие – «коммуникационная проблема» - ситуация в семье, когда у одного члена семьи есть определенная потребность, удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена, он сможет это сделать только тогда, когда первый передаст ему информацию (попросит), передача информации невозможна в силу психологических особенностей индивида, потребность остается неудовлетворенной.

Этапы развития коммуникативной проблемы:

1) информационно-дефицитарный (потребность становится явной); 2) замещающе-искаженный (человек понимает, что не может прямо выразить то, что ему надо и ищет другие пути сообщить об этом, часто это происходит за счет искажения причин, своя потребность – заменяется внешними причинами (социальными нормами, правилами) – это вызывает новые проблемы); 3) поведенчески-коммуникативный (если просьба не выполнена – партнер начинает создавать ситуации, вынуждающие что-то сделать – манипуляции, тогда проблема выливается в конфликт (внешний или внутренний)).

Причины нарушения коммуникаций внутри семьи (приводящие к коммуникативной проблеме):

1) перегрузка коммуникации дополнительными функциями;

2) неадекватное восприятие своего партнера.

84 Исследования жизненного цикла семьи

Изучается, так как проблемы на разных этапах семьи разные. ЖЦ – последовательность этапов, стадий развития семьи (вступление в брак). Г. Бейсон описал ЖЦ первым. Впоследствии появилось много других вариаций, наиболее популярная – Хили. Менталитет в РФ другой. Следовательно, рассматриваем как усредненное.

Стадии: Стадия монады – ЖЦС начинается с самостоятельной, независимой жизни одного взрослого человека и имеет сторонний взгляд на родительскую семью, т.е. появляется объективность, выстраиваются отношения с родителями как со взрослыми самостоятельными людьми, человек окончательно формирует свою идентичность (кто я?), вырабатывает навыки ухаживания, привлечения внимания к себе.

Диада – совместная жизнь двух людей без детей: два мира договариваются объединиться в общий, ищут компромиссы…

Проблемы: Необдуманность вступления в брак, после эйфории люди начинают показывать свою индивидуальность. •Установка идеального баланса близости – диффиренцированности: супруги обнаруживают, что они не только во многом похожи, но не очень разные. •Установление границ семьи (какова роль родителей, кто допускается в семью, можно ли развлекаться вне семьи). • Договор о рождении ребенка, (когда, сколько) ребенок может спасти брак и др.

Триада – жизнь супругов с маленьким ребенком.

Проблемы: • Мать (жена) больше близка ребенку. Следовательно, муж может чувствовать себя покинутым. Как следствие - начало измен. Но бывают и социальные плюсы: стремление заработать больше денег. • Меняется семейный уклад: распорядок дня, порядок…• Появление ребенка в семье может быть связано с отсутствием внимания, тепла со стороны мужа. Таким способом жена пытается привлечь к себе внимание мужа. • Мать не может себя реализовать, следовательно, возникает напряженность, борьба за власть…

Жизнь супругов с двумя детьми.

Проблемы: • Чем больше детей, тем меньше жена уделяет внимания мужу. • Есть опыт перераспределения функций и обязанностей в семье. • Появляется детская ревность, которая существует в разной степени. Лучше, если разница между детьми больше 5-7 лет, в противном случае дети считают друг друга конкурентами. • При воспитании детей необходимо учитывать их индивидуальные качества. • Между детьми существует соперничество.

Выход детей во внешний мир (дети идут в школу…): • Ребенок проверяет адекватность семейных правил: если они адекватны, т.е. помогают выжить во внешнем мире, то трудности воспринимаются спокойно и ребенком и семьей. • Семья, не имеющая своих правил, плохо дифференцирована. Следовательно, ребенок становится «послом» во внешнем мире; • Перераспределение ролей между родителями (кто идет на родительское собрание и т.п.). • При давлении на ребенка родителем, у него возникает мотив избежания. • Жена (мать) при выходе на работу после декретного отпуска понимает, что потеряла квалификацию. Как следствие неудовлетворенность в работе, желание вести домашнее хозяйство.

Зрелая стадия брака :ребенок достигает подросткового возраста, возникает необходимость идентифицировать себя, пробовать себя в разных ролях: чем больше проб, тем больше неудач. Ребенку необходимо знать, что у него есть поддержка.

Проблемы: • Ребенка неохотно отпускают из семьи. • Часто эта стадия сопровождается кризисом среднего возраста родителей. • Уход за старыми больными родителями, смерть близких… • Преуспевающие мужчины среднего возраста привлекают внимание молодых женщин. • На данном этапе дети и родители общаются на равных.

Стадия опустевшего звена: дети уходят из семьи. • Родители переживают, когда уходит последний ребенок. Возникает перераспределение функций, обязанностей. • После ухода детей родители часто разводятся.

Стадия монады: один из супругов умирает, налаживание коммуникаций и по кругу.