83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
«Коммуникативный подход» в семейной психотерапии (Джексон, Хейли, Вацлавик).
Основная задача – изменить коммуникации в семье, чтобы она могла нормально функционировать. В семье сообщением может быть любое событие (коммуникация – обмен сообщениями по разным каналам). Сообщения: - одноуровневые (по одному каналу), - многоуровневые (несколько каналов). Так же выделяют сообщения: - конгруэнтные (сообщения по разным каналам совпадают); - неконгруэнтные (не совпадают).
При обмене сообщениями мы используем метакоммуникацию (сигналы, которые помогают понять контекст сообщения). Человек может фальсифицировать сигналы, также возможно неправильное понимание сигналов. Парадоксальная коммуникация: сообщения на двух уровнях противоречат друг другу («двойная ловушка»). У ребенка снижена способность к метакоммуникации. Существуют семьи, где обсуждение правил не принято – запрещена метакоммуникация.
Отношения в семье: - симметричные (поведение обоих сторон сходно); - комплементарные (противоположные реакции, дополняющие друг друга); - параллельное взаимодействие (частично-симметричные и частично-комплементарные). Важно использование разных моделей.
Правила. (правила – метауровень)
Как правило, выполняют гомеостатическую функцию. Любое изменение правил вызывает тревогу в семье – но важен баланс, должна быть возможность пересмотра правил. Некоторые правила – культурно обусловлены, некоторые устанавливаются самой семьёй.
Правила: - гласные; - негласные. П. должны пересматриваться при переходе семьи на новую стадию развития. П. задают границы семье. Многие конфликты в семье вызваны несогласием правил, несогласием с тем, что это правило устанавливает, попытками соединить несовместимые правила.
В коммуникации выделяют: - аспект взаимоотношений (подтекст, то, что подразумевается); - аспект содержания.
Семейные мифы – некое сложное семейное знание («Мы – это…»), представление семьи о самой себе. Некоторые считают, что это защитный механизм для сохранения единства. Формируется в течение 3ех поколений. Редко осознается семьей. (Популярные мифы: «Мы – дружная семья», «Мы – семья героев» - «спасатели», «Мы – интеллигентная семья»). Семья, у которой есть миф, оценивает реальность с позиций этого мифа. В функциональных семьях на смену мифу должен приходить адекватный образ семьи, но для этого нужно осознать и скорректировать миф. Непринимаемые качества с позиций мифа часто вытесняются. Непринимаемые в себе качества часто проецируются на второго супруга.
Коммуникационная проблема.
Эйдемиллер и Юстицкис ввели понятие – «коммуникационная проблема» - ситуация в семье, когда у одного члена семьи есть определенная потребность, удовлетворение этой потребности зависит от действий другого члена, он сможет это сделать только тогда, когда первый передаст ему информацию (попросит), передача информации невозможна в силу психологических особенностей индивида, потребность остается неудовлетворенной.
Этапы развития коммуникативной проблемы:
1) информационно-дефицитарный (потребность становится явной); 2) замещающе-искаженный (человек понимает, что не может прямо выразить то, что ему надо и ищет другие пути сообщить об этом, часто это происходит за счет искажения причин, своя потребность – заменяется внешними причинами (социальными нормами, правилами) – это вызывает новые проблемы); 3) поведенчески-коммуникативный (если просьба не выполнена – партнер начинает создавать ситуации, вынуждающие что-то сделать – манипуляции, тогда проблема выливается в конфликт (внешний или внутренний)).
Причины нарушения коммуникаций внутри семьи (приводящие к коммуникативной проблеме):
1) перегрузка коммуникации дополнительными функциями;
2) неадекватное восприятие своего партнера.
84 Исследования жизненного цикла семьи
Изучается, так как проблемы на разных этапах семьи разные. ЖЦ – последовательность этапов, стадий развития семьи (вступление в брак). Г. Бейсон описал ЖЦ первым. Впоследствии появилось много других вариаций, наиболее популярная – Хили. Менталитет в РФ другой. Следовательно, рассматриваем как усредненное.
Стадии: Стадия монады – ЖЦС начинается с самостоятельной, независимой жизни одного взрослого человека и имеет сторонний взгляд на родительскую семью, т.е. появляется объективность, выстраиваются отношения с родителями как со взрослыми самостоятельными людьми, человек окончательно формирует свою идентичность (кто я?), вырабатывает навыки ухаживания, привлечения внимания к себе.
Диада – совместная жизнь двух людей без детей: два мира договариваются объединиться в общий, ищут компромиссы…
Проблемы: • Необдуманность вступления в брак, после эйфории люди начинают показывать свою индивидуальность. •Установка идеального баланса близости – диффиренцированности: супруги обнаруживают, что они не только во многом похожи, но не очень разные. •Установление границ семьи (какова роль родителей, кто допускается в семью, можно ли развлекаться вне семьи). • Договор о рождении ребенка, (когда, сколько) ребенок может спасти брак и др.
Триада – жизнь супругов с маленьким ребенком.
Проблемы: • Мать (жена) больше близка ребенку. Следовательно, муж может чувствовать себя покинутым. Как следствие - начало измен. Но бывают и социальные плюсы: стремление заработать больше денег. • Меняется семейный уклад: распорядок дня, порядок…• Появление ребенка в семье может быть связано с отсутствием внимания, тепла со стороны мужа. Таким способом жена пытается привлечь к себе внимание мужа. • Мать не может себя реализовать, следовательно, возникает напряженность, борьба за власть…
Жизнь супругов с двумя детьми.
Проблемы: • Чем больше детей, тем меньше жена уделяет внимания мужу. • Есть опыт перераспределения функций и обязанностей в семье. • Появляется детская ревность, которая существует в разной степени. Лучше, если разница между детьми больше 5-7 лет, в противном случае дети считают друг друга конкурентами. • При воспитании детей необходимо учитывать их индивидуальные качества. • Между детьми существует соперничество.
Выход детей во внешний мир (дети идут в школу…): • Ребенок проверяет адекватность семейных правил: если они адекватны, т.е. помогают выжить во внешнем мире, то трудности воспринимаются спокойно и ребенком и семьей. • Семья, не имеющая своих правил, плохо дифференцирована. Следовательно, ребенок становится «послом» во внешнем мире; • Перераспределение ролей между родителями (кто идет на родительское собрание и т.п.). • При давлении на ребенка родителем, у него возникает мотив избежания. • Жена (мать) при выходе на работу после декретного отпуска понимает, что потеряла квалификацию. Как следствие неудовлетворенность в работе, желание вести домашнее хозяйство.
Зрелая стадия брака :ребенок достигает подросткового возраста, возникает необходимость идентифицировать себя, пробовать себя в разных ролях: чем больше проб, тем больше неудач. Ребенку необходимо знать, что у него есть поддержка.
Проблемы: • Ребенка неохотно отпускают из семьи. • Часто эта стадия сопровождается кризисом среднего возраста родителей. • Уход за старыми больными родителями, смерть близких… • Преуспевающие мужчины среднего возраста привлекают внимание молодых женщин. • На данном этапе дети и родители общаются на равных.
Стадия опустевшего звена: дети уходят из семьи. • Родители переживают, когда уходит последний ребенок. Возникает перераспределение функций, обязанностей. • После ухода детей родители часто разводятся.
Стадия монады: один из супругов умирает, налаживание коммуникаций и по кругу.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.