23. Коммуникативная сторона общения
Коммуникации (К-я) в узком смысле - прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной дея-ти люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, и пр. Все это можно рассматривать как инф-цию, тогда сам процесс коммуникации - процесс обмена инф-цией. Термин «обмен инф-цией» пришёл из кибернетики. Но человеческая К-я не сводится только к процессу передачи инф-ции, в условиях человеческого общения инф-ция не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.
Специфика процесса обмена инф-цией в случае К-и между двумя людьми:
1. общение нельзя рассматривать лишь как отправление инф-ции какой-то передающей системой или как прием ее другой системой, т.к. здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник К-и предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки. Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение инф-ции, но активный обмен ею. Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене инф-цией: здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость инф-ции. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.
2. характер обмена инф-цией между людьми, а не кибернетическими устройствами, определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера. Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность К-и измеряется тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене инф-ей происходит изменение типа отношений, к-ый сложился между участниками К-и.
3. коммуникативное влияние как результат обмена инф-ей возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий её (реципиент), обладает единой или сходной системой кодификации и декодификации (знаки и закрепленные за ними значения должны быть известны всем участникам). Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга. Для описания этой ситуации используется термин (из лингвистики) «тезаурус» - общая система значений, принимаемых всеми членами группы. Но даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должны быть идентичны - в случае звуковой речи - не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения К-и в некоторую общую систему деятельности.
4. в условиях человеческой К-и могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры, которые носят социальный или психологический характер. Коммуникативные барьеры: 1.Барьеры понимания: - фонетическое, - семантическое, - стилистическое, - логическое непонимание. 2. Барьеры социально-культурного различия (религиозные, экономические, политические и т.п., само отнесение человека к какой-то другой группе может вызывать какие-то предубеждения и стереотипы, которые мешают нормальному общению). 3. Барьеры отношений .
Названные особенности человеческой К-и не позволяют рассматривать ее только в терминах теории инф-ии.
Передача любой инф-ии возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем. Несколько знаковых систем, к-ые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную и невербальную К-ю, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.
Вербальная К-я использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством К-и, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
По виду взаимодействия между коммуникатором и реципиентом выделяют: а) аксиальный коммуникативный процесс (осевой), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, т.е. отдельным людям; б) ретиальный коммуникативный процесс (сетевой), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.
При помощи речи осуществляются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.
Последовательность действий говорящего и слушающего исследована достаточно подробно.
Схема передачи и восприятия информации:
Интенция( намерение) Смысл Кодирование Текст Декодирование раскрытие смысла
Коммуникатор Реципиент
Для коммуникатора смысл инф-ии предшествует процессу кодирования (высказыванию), для «слушающего» смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена «коммуникативных ролей», т.е. когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он раскрыл смысл принятой инф-ии. Диалог как специфический вид «разговора» представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т.е. происходит явление «обогащения, развития информации». Диалог - «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров». Именно это предопределяет необходимость внимания к собеседнику, согласованность, скоординированность с ним речи. В противном случае будет нарушено важнейшее условие успешности вербальной К-и - понимания смысла того, что говорит другой, в конечном счете - понимания, познания другой личности. Это означает, что посредством речи не просто «движется информация», но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения.
Виды инф-ии, которую мы можем послать реципиенту: 1.Побудительная – должна стимулировать какие-то действия (приказы, просьбы), запрет чего-либо, активизация (совет); интердикция – побуждение, не допускающее определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; стабилизация – рассогласование или нарушение некоторых автономных норм поведения или деятельности. 2.Констатирующая – выступает в форме сообщения, имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому.
Для диалогового общения необходимо активное слушание. Его приёмы: 1. нерефлексивное слушание – «умение внимательно молчать», 2. рефлексивное слушание – объективная обратная связь с говорящим, используемая для контроля точности восприятия услышанного (основные приёмы – выяснение, перефразирование, отражение чувств, резюмирование), 3. Эмпатическое слушание – нужно уметь сопереживать.
Правила диалога: 1.Диалог должен быть настроен на актуальное состояние партнера и самого себя (принцип здесь и теперь). 2.Безоценочное восприятие личности партнера, установка на доверие к нему. 3.Воспринимать партнера нужно как равного, имеющего право на свое мнение. 4.Стремление к проблемизации содержания общения: в разговоре должны стараться решать какие-то вопросы, проблемы. 4.Важна персенификация общения: говорить от своего мнения. Раскрытие своих чувств.
Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, - «убеждающая К-я». Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов: 1. Кто? – коммуникатор, 2. Что? – сообщение, 3. Как? – канал, 4. Кому? – аудитория, 5. С каким эффектом? – эффективность.
Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других - неречевых - знаковых систем. Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы (функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу):
1) оптико-кинетическую (включает в себя жесты, мимику, пантомимику. Кинесика – совокупность мимики, жестов и пантомимики (движения всего тела), изучает закономерности движений лица, рук и всего тела).
2) пара и экстралингвистическую (Паралингвистическая система - это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами).
3) организацию пространства и времени коммуникативного процесса (Экспериментально доказано преимущество некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях. Точно так же некоторые нормативы, разработанные в различных субкультурах, относительно временных характеристик общения выступают как своего рода дополнения к семантически значимой информации. В некоторых специальных сферах (прежде всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные допуски опозданий с соответствующими их значениями.
Проксемика - специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель - Э. Холл, исследовал первые формы пространственной организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Так, Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0-45см); персональное расстояние (45-120см), социальное расстояние (120-400см); публичное расстояние (400-750см). Каждое из них свойственно особым ситуациям общения.
Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик». Исследования хронотопов не получили особого распространения, между тем они могли бы в значительной мере способствовать выявлению механизмов коммуникативного влияния).
4) визуальный контакт (Изучается частота обмена взглядами, длительность их (при доверительном общении в среднем 2/3 времени разговора собеседники смотрят друг другу в глаза), смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Контакт глаз сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напротив, скрыть его).
Для всех четырех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом, и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные системы не дадут.
Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.