Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
(- соотнесли процесс социализации с динамикой группового развития). «Групповая социализация» - аффективные, когнитивные и поведенческие изменения, являющиеся результатом обоюдного влияния индивида и группы. В ходе взаимодействия разворачиваются три психологических nроцесса: оценивание, nринятие обязательств и ролевое nеремещение. Оценивание отражает усилия, прилагаемые группой и индивидом с целью определения и уровня вознаграждений, которые стороны способны предоставить друг другу (вознаграждаемость отношений). От исхода процесса оценивания зависит прuнятuе обязательств. Когда стороны воспринимают вознаграждаемость отношений как возрастающую, они в большей степени склонны связывать себя взаимными обязательствами и наоборот. Группы берут на себя большие обязательства относительно тех, кто помогает им достигать целей; индивиды чувствуют себя обязанными группам, способствующим удовлетворению ими своих личных нужд. Возникновение ролевого перемещения вызывается изменениями с течением времени в обязательствах групп и индивидов друг перед другом. Само ролевое перемещение представляет собой прохождение индивидом через три ролевые области – нечленства (предполагаемые члены группы, т.е. индивиды в нее еще не вступившие – претенденты или выбывшие из группы), квазичленства (новые члены, еще не достигшие статуса полноправногочлена, и маргинальные члены - утратившие этот статус) и полноправного членства в группе.
Динамика групповой социализации может быть описана серией последовательных фаз, отделяемых одна от другой ролевыми перемещениями индивидов. Всего таких фаз пять:
исследование (индивид находится в роли предполагаемого члена группы; две субфазы - рекрутирование (выяснение группой возможностей индивида в плане достижения групповых целей) и зондирование (выяснение индивидом возможностей группы в плане удовлетворенияего личных потребностей). И когда обоюдные требования группы и индивида начинают удовлетворять необходимому критерию вхождения в группу, происходит ролевое перемещение от предполагаемого члена к роли нового члена).
собственно социализация (две субфазы: ассимиляция (группа стремится так повлиять на индивида, чтобы максимизировать его вклад в достижение групповых целей) и аккомодация (аналогичные усилия индивида в отношении группы, чтобы максимизировать ее вклад в удовлетворение личных нужд). Когда уровни взаимных обязательств достигнут критерия прuзнанuя человека членом группы, происходит ролевое перемещение индивида в роль полноправного члена группы).
сохранение (характеризуется ролевыми переговорами: индивид претендует на укрепление своих позиций. Если индивид разочаровывается, то происходит ролевое перемещение из полноправного члена группы в маргинального).
ресоциализацuя (группа и индивид пытаются восстановить вознаграждаемость своих предыдущих отношений: Если достигаются приемлемые взаимные обязательства индивида и группы, происходит обратное ролевое перемещение - конвергенция, индивид возвращается в зону полноправного членства. Возможен и иной вариант: дальнейшее снижение взаимных обязательств до уровня критерия ухода из группы).
воспоминание (индивид становится экс-членом группы; две субфазы - тpaдицuя (групповое согласие о прошлых вкладах индивида в достижение групповых целей} и реминисценция (воспоминание индивида о сделанном для него группой)).
Фазы групповой социализации соотносятся со стадиями группового развития, представленными в «командном варианте» модели Такмена (формирование, возмущение, упорядочение, выполнение и прекращение деятельности).
Кроме общих теоретических моделей развития группы, учитывающих все аспекты жизнедеятельности группы, создавались также и частные модели, в которых акцент делался на каком-то определенном аспект, например, на развитии эмоциональных отношений или инструментальной сферы группы. Также изучались экстремальные группы.
(2) Эмпирические модели развития группы. Стенфорд и Роарк описали динамику жизни ученического класса и выделили 7 стадий груnnообразованuя: 1) ориентационный этап (формируются представления учеников о классе, структура отношений складывается, в основном, из диад, учитель воспринимается как основной авторитет в классе); 2) формирование групповых норм (образ группы как целого в представлениях учеников); 3) межличностные конфликты (возникают из-за стремления учеников вырваться из-под опеки учителя в вопросах, касающихся жизни класса); 4) первый опыт решения внутригрупповых конфликтов (развитие сплоченности и солидарности); 5) возникновение элементов сложившейся группы с выраженным чувством- «мы» (доминирует учебная активность и учебные цели); 6) доминирование эмоциональной активности (переоценка групповых норм, класс «закрывается» для учителя); 7) высший этап – группа открыта для проявления и разрешения конфликтов, высок уровень групповой сплоченности.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.