13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
Проблемы методологии исследования являются актуальными для любой науки, особенно в современную эпоху, когда усложняются задачи, которые приходится решать науке, и резко возрастает значение тех средств, которыми она пользуется. Это относится и к соц. Ψ, причем здесь вступают в действие еще и свои особые причины, первой из которых является относительная молодость соц. Ψ как науки, сложность ее происхождения и статуса, порождающие необходимость руководствоваться в исследовательской практике одновременно методологическими принципами двух различных научных дисциплин: психологии и социологии. Это рождает специфическую задачу для соц. Ψ - своеобразного соотнесения, «наложения» друг на друга двух рядов закономерностей: общественного развития и развития психики человека. Положение усугубляется еще и отсутствием своего собственного понятийного аппарата, что порождает необходимость использования и двух родов различных терминологических словарей.
Что же вообще понимается под методологией. В современном научном знании термином «методология» обозначаются три различных уровня научного подхода.
1. Общая методология - некоторый общий философский подход, общий способ познания, принимаемый исследователем. Общая методология формулирует некоторые наиболее общие принципы, которые применяются в исследованиях. Так, для соц. Ψ необходимо определенное понимание вопроса о соотношении общества и личности, природы человека. В качестве общей методологии различные исследователи принимают различные философские системы.
2. Частная (или специальная) методология - совокупность методологических принципов, применяемых в данной области знания. Частная методология есть реализация философских принципов применительно к специфическому объекту исследования. Это тоже определенный способ познания, но способ, адаптированный для более узкой сферы знания. В соц. Ψ в связи с ее двойственным происхождением специальная методология формируется при условии адаптации методологических принципов как психологии, так и социологии. В качестве примера можно рассмотреть принцип деятельности, как он применяется в отечественной соц. Ψ: В широком смысле слова философский принцип дея-ти означает признание дея-ти сущностью способа бытия человека.. Именно через дея-ть личность включается в систему общественных отношений. В психологии дея-ть рассматривается как специфический вид человеческой активности, как некоторое субъектно-объектное отношение, в котором человек - субъект - определенным образом относится к объекту, овладевает им; дея-ть предстает как процесс, в ходе которого развивается сама человеческая личность. Соц. психология, принимая принцип дея-ти, как один из принципов своей специальной методологии, адаптирует его к основному предмету своего исследования - группе. Поэтому в соц. Ψ важнейшее содержание принципа дея-ти раскрывается в след. положениях: а) понимание дея-ти как совместной соц. дея-ти людей, в ходе которой возникают совершенно особые связи, например коммуникативные; б) понимание в качестве субъекта дея-ти не только индивида, но и группы, общества (идея коллективного субъекта дея-ти); в) при условии понимания группы как субъекта дея-ти открывается возможность изучить все соответствующие атрибуты субъекта дея-ти - потребности, мотивы, цели группы и т.д.; г) в качестве вывода следует недопустимость сведения любого исследования лишь к эмпирическому описанию, к простой констатации актов индивидуальной дея-ти вне определенного «социального контекста». Принцип дея-ти превращается в своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию. А это и есть функция специальной методологии.
З. Методология - как совокупность конкретных методических приемов исследования («методик»). Однако в ряде других языков, например в английском, нет этого термина, и под методологией сплошь и рядом понимается методика, а иногда только она. Конкретные методики (или методы в узком смысле), применяемые в социально-психологических исследованиях, не являются абсолютно независимыми от более общих методологических соображений.
Метод – это основной способ сбора, обработки и анализа данных исследования (метод – «путь к цели»). Техника – это совокупность специальных приёмов для эффективного использования того или иного метода. Методика – это определённый вариант или модификация метода в конкретном исследовании, включающий частные операции, их последовательность и взаимосвязь. (Пример: метод теста – техника: проективная – конкретная методика – проективный тест Роршаха).
Важно не допускать сведения всех методологических проблем только к третьему значению этого понятия. Какие бы эмпирические или экспериментальные методики ни применялись, они не могут рассматриваться изолированно от общей и специальной методологии. Также философские принципы не могут быть применены в исследованиях каждой науки непосредственно: они преломляются через принципы специальной методологии. Конкретные методические приемы могут быть относительно независимы от методологических принципов и применяться практически в одинаковой форме в рамках различных методологических ориентаций, хотя общий набор методик, генеральная стратегия их применения, конечно, несут методологическую нагрузку.
Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на две большие группы: методы исследования и методы воздействия. Последние относятся к специфической области соц. Ψ, к так называемой «психологии воздействия» - это тренинги, групповые дискуссии и.т.д. Методы исследования подразделяются на методы сбора информации и методы ее обработки.
Существуют и другие классификации методов соц.-псих. исследования. Например, различают три группы методов: 1) методы эмпирического исследования, 2) методы моделирования, 3) управленческо-воспитательные методы (Свенцицкий).
Среди методов сбора информации нужно назвать: наблюдение, изучение документов (в частности, контент-анализ), опрос (анкеты, интервью), тест (в том числе наиболее распространенный социометрический тест), наконец, эксперимент (как лабораторный, так и естественный).
Наблюдение: «старый» метод соц. психологии и иногда противопоставляется эксперименту как несовершенный метод. Все же он и сейчас иногда просто необходим: в случае получения данных об открытом поведении, о действиях индивидов метод Н-я играет весьма важную роль. Главная проблема: как обеспечить фиксацию каких- то определенных классов хар-к, чтобы «прочтение» протокола Н-я было понятно и другому исследователю, могло быть интерпретировано в терминах гипотезы. На обыкновенном языке: что наблюдать? Как фиксировать наблюдаемое? Существует много предложений для организации структурирования данных Н-я, т.е. выделения заранее некоторых классов, например, взаимодействий личностей в группе с последующей фиксацией количества, частоты проявления этих взаимодействий и т.д. Вопрос о выделении классов наблюдаемых явлений - вопрос о единицах Н-я (острый). В соц.-псих. исследовании он может быть решен только отдельно для каждого конкретного случая при условии учета предмета исследования. Другой принципиальный вопрос - это временной интервал, который можно считать достаточным для фиксации каких-либо единиц Н-я. Так, метод Н-я не так примитивен, как кажется на первый взгляд, и, несомненно, может с успехом быть применен в ряде социально-психологических исследований.
Наблюдение бывает: нестандартизированное – стандартизированное; включённое – невключённое; открытое, скрытое, включённое скрытое; полевое – лабораторное; сплошное – выборочное.
Изучение документов: очень важен, т.к. при помощи этого метода возможен анализ продуктов человеческой дея-ти. Иногда необоснованно противопоставляют метод изучения документов, например, методу опросов как метод «объективный» методу «субъективному». Вряд ли это противопоставление уместно: ведь и в документах источником информации выступает человек, следовательно, все проблемы, встающие при этом, остаются в силе. Конечно, мера «субъективности» документа различна в зависимости от того, изучается ли официальный или сугубо личный документ, но она всегда присутствует. Особая проблема возникает в связи с тем, кто интерпретирует - исследователь, т.е. тоже человек со своими собственными, присущими ему индивидуальными псих. особенностями. Важнейшую роль при изучении документа играет, например, способность к пониманию текста. Для преодоления этого вида «субъективности» (интерпретации документа исследователем) вводится особый прием, получивший название «контент-анализ» (буквально: «анализ содержания»): это особый, более или менее формализованный метод анализа документа, когда в тексте выделяются специальные «единицы», а затем подсчитывается частота их употребления. Контент-анализ есть смысл применять только в тех случаях, когда исследователь имеет дело с большим массивом информации, так что приходится анализировать многочисленные тексты. Практически этот метод применяется в социальной психологии при исследованиях в области массовых коммуникаций. Ряд трудностей не снимается, конечно, и применением методики контент-анализа; например, сам процесс выделения единиц текста, естественно, во многом зависит и от теоретической позиции исследователя, и от его личной компетентности, уровня его творческих возможностей.
Опрос – метод сбора первичной вербальной информации, который основан на непосредственном или опосредованном соц.-псих. контакте между респондентом и исследователем. Опросы - весьма распространенный прием в соц.-псих. исследованиях, вызывающий большое число нареканий: как можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытуемых, по существу из их самоотчетов. Обвинения такого рода основаны или на недоразумении, или на абсолютной некомпетентности в области проведения опросов. Среди многочисленных видов опросов наибольшее распространение получают в соц. психологии интервью и анкеты (особенно при исследованиях больших групп). Главные методологические проблемы при этом заключаются в конструировании вопросника. Первое требование здесь - логика построения его, предусмотрение того, чтобы вопросник доставлял именно ту информацию, которая требуется по гипотезе, и того, чтобы информация эта была максимально надежной. Существуют многочисленные правила построения каждого вопроса, расположения их в определенном порядке, группировки в отдельные блоки и т.д.
Отдельная большая проблема - применение интервью, поскольку здесь имеет место взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы), которое само по себе есть некоторое соц.-псих. явление. В ходе интервью проявляются все описываемые в соц. психологии способы воздействии одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения. Каждая из этих хар-к может влиять на качество информации, может привносить еще одну разновидность «субъективности», о которой речь шла выше. Но нужно иметь в виду, что все эти проблемы не являются новыми для социальной психологии, по поводу каждой из них разработаны опред. «противоядия», и задача заключается лишь в том, чтобы с должной серьезностью относиться к овладению этими методами. В противовес распространенному непрофессиональному взгляду, что опросы – самый «легкий» для применения метод, можно смело утверждать, что хороший опрос - это самый «трудный» метод соц.-псих.исследования.
В соц. психологии метод опроса используется в 60-70% всех исследований.
Классификации опроса: интервью (стандартизированное, полустандартизированное, предельно нестандартизированное), анкетирование, очный анкетный опрос; устный, письменный (очный – заочный), интерактивный; индивидуальный – групповой; событийный, ценностно-ориентационный, мотивационный, отношение к проблеме, межличностные отношения и т.д.; экспертный – опрос населения.
Тесты - не специфический соц.-псих. метод, они широко применяются в различных областях психологии. Все методологические нормативы применения тестов, принимаемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь.
Тест - это особого рода испытание, в ходе которого испытуемый выполняет или специально разработанное задание, или отвечает на вопросы, отличающиеся от вопросов анкет или интервью. Вопросы в тестах носят косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том; чтобы при помощи «ключа» соотнести полученные ответы с определенными параметрами. Большинство таких тестов разработано в патопсихологии. Обычно считают наибольшей слабостью личностных тестов то их качество, что они схватывают лишь какую-то одну сторону личности. Этот недостаток частично преодолевается в сложных тестах, например, тесте Кеттела или тесте MMPI. Однако применение этих методов не в условиях патологии, а в условиях нормы требует многих методологических корректив.
Самый главный вопрос: насколько значимы для личности предлагаемые ей задания и вопросы; в соц.-псих. исследовании - насколько можно соотнести с тестовыми измерениями различных хар-к личности ее дея-ть в группе и т.д. Наиболее распространенной ошибкой является иллюзия о том, что стоит провести массовое тестирование личностей в какой-то группе, как все проблемы этой группы и личностей станут ясными. В соц. психологии тесты могут применяться как подсобное средство исследования. Данные их должны сопоставляться с данными, полученными при помощи других методов. К тому же применение тестов носит локальный характер еще и потому, что они преимущественно касаются лишь одного раздела соц. психологии - проблемы личности. Тестов же, имеющих значение для диагностики группы, не так много (социометрический тест).
Эксперимент - один из основных методов исследования в соц. психологии. Полемика вокруг возможностей и ограниченностей экспериментального метода в этой области является одной из самых острых полемик по методологическим проблемам в настоящее время. В соц. психологии различают 2 осн. вида эксперимента: лабораторный и естественный. Для обоих видов существуют некоторые общие правила, выражающие суть метода: произвольное введение экспериментатором независимых переменных и контроль за ними, а также за изменениями зависимых переменных. Общим является также требование выделения контрольной и экспериментальной групп, чтобы результаты измерений могли быть сравнимы с некоторым эталоном. Однако наряду с этим лабораторный и естественный эксперименты обладают своими собственными правилами. Особенно дискуссионным для соц. психологии является вопрос о лабораторном эксперименте.
Качественные методы – приёмы качественного исследования по Семёновой - исследование отдельной общности или случая (погружение в жизнь общества); этнографические исследования; биографический метод (история жизни); история семьи.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.