36. Групповая динамика и её психологические показатели.
Понятие групповой динамики. Взгляд на группу как на динамически развивающиеся межличностные отношения восходит к традициям когнитивизма и интеракцинизма.
Впервые термин «групповая динамика» был использован К.Левином в статье «Эксперименты в социальном пространстве». Собственно, за этим термином не стояла стройная концепция группового развития. Скорее, речь шла об очень плодотворной идее, общем подходе, существенно влияющем на современные научные воззрения. Общее положение К. Левина, касающееся групповой динамики как научного направления, может быть сформулировано следующим образом: это дисциплина, изучающая положительные и отрицательные силы, действующие на человека в группе. Сама же группа в рамках этой дисциплины понималась как «динамическое целое». Идеи: - группа не может быть рассмотрена как сумма индивидов, так как она способна изменять их индивидуальное поведение; - оказывать влияние извне легче на группу в целом, нежели чем на поведение отдельных ее членов; - основа группы - не в сходстве, а во взаимозависимости членов группы…
Каждое из свойств группы, теоретически выведенное Левином из принципов гештальт-психологии, в дальнейшем было описано эмпирически и присутствует в современной психологии малой группы под другим названием. Действительно, в результате многолетних исследований групповых процессов были выявлены некоторые общие закономерности функционирования и развития групп различной направленности.
Сегодня термин «групповая динамика» используется весьма широко. Как отмечает Андреева, сегодня он используется для описания некоторой реальности в жизни группы: «Групповая динамика, в отличие от статики группы, это и есть совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие». По Андреевой, именно изучение процессов, которые происходят в жизни группы, является главной задачей социально-психологического анализа. Среди наиважнейших традиционно рассматриваются такие групповые процессы, как процесс образования и развития группы, нормативное влияние (процессы жизнедеятельности сложившейся группы), процессы управления группой, развитие и сплочение, принятие групповых решений.
Вопросы образования группы очень по-разному рассматриваются в отечественной и зарубежной литературе. Для зарубежных авторов основной интерес заключается в психологических причинах вхождения человека в группу. В первый момент это представляется закономерным, но в таком варианте проблема образования малой группы выглядит крайне однобоко, почти нереально. Робер и Тильман считают, что основная причина, по которой человек стремится войти в группу, - это получение удовлетворения от взаимодействия с другими людьми. Эллиот: Одним из первичных элементов является защита от психологической тревоги (психоаналитический взгляд на проблему группообразования). Однако и за рамками этой парадигмы широко распространена точка зрения, что группа возникает из необходимости для людей удовлетворить ряд своих личных потребностей (в признании, поддержке, самореализации и др.). Однако большинство групп появляется не потому, что люди решили объединиться для удовлетворения своих личных нужд, а потому, что такого рода структура закономерно возникает в рамках тех или иных социальных институтов или организаций (производственная бригада, класс… - формальные группы). В этом случае сначала возникает номинальная группа с вакансиями для потенциальных участников, а затем люди, занявшие эти вакансии, начинают выстраивать психологические отношения (в том числе удовлетворяющие их личные потребности).
Так, Кричевский и Дубовская считают, что возникновение организованной группы следует рассматривать как двухступенчатый процесс: сначала группа формально объявляется, а затем она наполняется конкретными людьми. На второй ступени личные побуждения людей играют значительную роль. В большинстве случаев человек сам решает, стать ли ему членом данной группы, сообразуясь со своими ожиданиями, ценностями и амбициями, самооценкой и другим. Члены группы начинают строить взаимоотношения, благодаря чему группа в целом развивается, изменяя от стадии к стадии свои характеристики, приобретая новые свойства и возможности.
В основном, человек вступает в группу ради удовлетворения потребностей, связанных со сферой человеческого общения. Но факторы, побуждающие индивида к вхождению в группу, не исчерпываются единственно лишь системой его потребностей и ценностей. Они включают в себя и ряд других переменных: например, социальные и профессиональные ресурсы индивида, сформировавшуюся у него самооценку, ожидания, связанные с предстоящим групповым членством, особенности группы будущего членства с точки зрения ее целей, прогpамм, специфики деятельности и т.д. Также важна рыночная конъюнктура (выбор на рынке профессий обусловлен их престижностью в обществе, теми социальными и экономическими выгодами, которые они сулят своим владельцам)
По мнению Шоу, социальная группа выполняет две своеобразные функции: -служит непосредственно средой достижения индивидами личных целей, чем усиливает стремление войти в нее и сохранять в ней свое членство; - выполняет инструментальную функцию: благодаря пребыванию в данной группе индивид получает доступ к интересующим его целям, лежащим за пределами интересов группы.
Итак, причины возникновения групп (вхождения человека в группу) многообразны и включают в себя широкий спектр как собственно психологических, субъективных, так и непсихологических, объективных, факторов. Главным образом именно последние лежат в основе возникновения официальных, формальных малых групп. В то же время не стоит недооценивать и роль факторов субъективного порядка. Хотя их влияние является, конечно, ключевым в возникновении психологических, неформальных групп, оно, как показывает жизнь, способно обнаруживать себя и на уровне официальных организационных структур.
Группа проходит в своем развитии различные стадии. Существуют разные подходы к выделению стадий развития групп:
- теоретические модели развития (Петровский, Уманский, Такмен…)
- эмпирические модели развития (лонгитюдные исследования жизни реальных групп; Стэнфорд, Роарк)
- рассмотрение стадий развития групп на примере временных групп (Беннис, Шеппард).
Нормативное влияние на человека оказывает как групповое большинство, так и групповое меньшинство. Влияние большинства основано на информационной и нормативной зависимости человека от его группы. Конформность, демонстрируемая человеком в группе, является, по сути, не индивидуальным, а групповым феноменом. Основные источники нормативного влияния меньшинства - уверенность, гибкость, последовательность позиции, уважительное отношение к оппонентам. Основные следствия – развитие группы, стимуляция познавательной активности членов группы.
Самоопределение человека в отношении групповых норм приводит к тому, что данная группа становится либо референтной, либо группой членства. Референтной является идеальная или реальная группа, к которой человек себя субъективно причисляет, нормы и ценности которой он разделяет.
Процесс принятия решений в реальных группах характеризуется такими феноменами, как групповая поляризация, сдвиг к риску, огруппление мышления. Однако в целом групповые решения обладают рядом преимуществ по сравнению с индивидуальными, чем обусловлен высокий интерес к разработке технологий принятия группой эффективных решений. Традиционно к технологиям принятия эффективных групповых решений относят: групповое интервью, мозговой штурм и групповую дискуссию.
Сплочение.
Механизмы групповой динамики. Можно выделить по меньшей мере три таких механизма групповой динамики: -разрешение внутригрупповых противоречий; -«идиосинкразический кредит»; - психологический обмен.
Разрешение противоречий. Нескольких типов внутригрупповых противоречий. Например, противоречие между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Обнаружилось, что переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно, в результате обострения указанных противоречий и их последующего разрешения.
Психоаналитик Шамбо: Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, которые связывают с его действиями последователи. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту.
«Идиосинкразический кредит» (Холландер). Правда, сам Холландер указанный феномен с развитием группы не связывал и рассматривал его в ракурсе проблемы соотношения уровня нормативного поведения И величины статуса индивида в группе. Предполагается, что, вопреки традиционным представлениям, высокостатусный субъект (лидер) не обязательно жестко реализует нормы группы. Он привносит в ее жизнь некоторые новшества, хотя бы и ценою отхода от ряда прежних норм, способствуя тем самым более эффективному достижению групповой цели и переводя группу на иной, более высокий уровень функционирования. Причем, члену группы может быть позволено отклонение от групповых норм пропорционально его прошлому вкладу в достижение групповых целей. Вследствие чего и возникает феномен «идиосинкразического кредита», представляющий собой своеобразное разрешение со стороны группы на девиантное поведение (поведение, отклоняющееся от групповых норм, характеризуется Е. Холландером как идиосинкразическое).
Таким образом, феномен «идиосинкразического кредита» выступает в качестве одного из условий внедрения в жизнь группы элементов инновационности, создавая тем самым предпосылки перехода группы на новую ступень жизнедеятельности.
Психологический обмен. Одна из его разновидностей - ценностный обмен. Ценности - материальный или нематериальныu предмет, представляющий значимость для человека, т.е. способный удовлетворять его потребности, отвечать его интересам. Применительно к взаимодействию людей в малой социальной группе имеется в виду, что в многообразии форм совместной деятельности ценности могут выступать в виде каких-либо значимых характеристик членов группы, относящихся к свойствам их личности, умениям, опыту и т.п. Человек привносит в группу свои знания, умения…; группа также удовлетворяет некоторые потребности человека - психологический обмен. Чем выше вклад человека, тем больше он и получает (статус, уважение). Если затраты пропорциональны вознаграждению, то человек удовлетворен и его положение остается стабильным.
Кричевский предполагает поуровневый характер ценностного обмена в малой группе, обусловливающий определенную последовательность ее развития, этапность (стадийность) складывания в единый социальный организм. Выделяет два уровня ценностного обмена, соотносимых с разными этапами жизни группы.
Диадный уровень - наиболее типичный для начального этапа жизни группы, когда она еще не сложилась как целое. В этом случае обмен развертывается между любыми двумя членами группы, а в конечном счете - внутри множества диад, и имеет своим следствием приписывание индивидами друг другу определенного статуса. Дополнительно учитывается и такой момент, как значительная соподчиненность диадных целей общегрупповым. Собственно групповой уровень - более всего характеризует сложившуюся группу. В этом случае одной из сторон-участниц обмена становится уже сама группа как целое, определяющее в итоге статус своих членов в зависимости от их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы.
Наряду с уровнями ценностного обмена очерчивается и «поле» его реализации - две важнейшие сферы жизнедеятельности группы, отвечающие активностям инструментального и экспрессивного типа.
37. Структурные характеристики малой группы.
Структура группы изучается в разных аспектах. Выделяются разные уровни в структуре группы; также используется многомерный анализ (на каждом уровне есть своя иерархия).
Поуровневый анализ групповой структуры. Подобного рода анализ состоит в выделении различными авторами определенных систем внутригрупповых отношений, иерархически располагающихся в «пространстве» группового функционирования. Так, различные типы групповых деятельностей задают и различные системы внутригрупповых отношений - деловых (инструментальная дея-ть) и эмоциональных (экспрессивная дея-ть).
Реализация членами группы определенных институционально заданных функций по решению задач, поставленных перед ней в рамках более широкой социальной общности (организации), порождает систему официальных отношений. Связи между индивидами, выполняющими различные роли, образуют систему неофициальных деловых отношений. Также в группе сосуществует и система неофициальных отношений - отношений эмоционального типа, представляющих собой различные неинструментальные формы межличностного общения.
Довольно развернутая модель многоуровневой структуры межличностных отношений представлена А. В. Петровским в его стратометрической концепции коллектива. Система страт: в модели существуют три слоя отношений в группе. В качестве ядра рассматривается совместная деятельность, прежде всего - психологическое содержание деятельности. Здесь формируется и развивается структура официальных отношений, разворачиваются психологические феномены руководства. Внутренний слой - это отношение каждого члена группы к деятельности, точнее, ее целям и ценностям. Средний слой - межличностные отношения членов группы, опосредованные содержанием целей и ценностей группы (неофициальные деловые отношения). Наружный слой образуют межличностные отношения членов группы, возникающие вне целей и ценностей группы, построенные на эмоциональном принятии или отвержении (неофициальные эмоциональные отношения).
Многомерный анализ групповой структуры. В этом случае за основу анализа берется главным образом фактор престижности занимаемых индивидами позиций в системах официальных и неофициальных отношений. В любой из них можно выделить разные по степени престижности (т.е. по величине статуса) позиции. Вертикальная и горизонтальная структуры.
Измерения групповой структуры: - формально-статусное измерение; - социометрическое измерение; - групповые роли; - модели коммуникативных сетей; - позиции социальной власти; - лидерство.
Формально-статусное измерение дает представление о субординированности позиций индивидов в системе официальных отношений в группе и фактически полностью зафиксировано в штатном расписании социальной организации. По имеющимся данным, формальный статус индивида в группе (т.е. степень престижности занимаемой им позиции или должности) значительно сказывается на характере его взаимоотношений с другими членами группы. Чем выше статус, тем эффективнее влияние человека на членов группы; статус влияет на самооценку…
Социометрическое измерение характеризует субординированность позиций индивидов в системе внутригрупповых межличностных предпочтений (социометрическая структура).
Групповые роли - элемент групповой структуры; роль обычно трактуется как динамический аспект статуса, как поведение, ожидаемое от лица, занимающего определенную позицию в, группе.
Роли делятся на формальные (сопряженных с должностными обязанностями) и неформальные (стихийно возникающих в группвом процессе). Разные авторы говорят о разных наборах ролей в группе. Все же есть нескольких ролей, которые есть почти во всех группах: лидера, новичка и «козла отпущения».
Ролевое поведение в группе нередко сопряжено с возникновением ролевых конфликтов. В одних случаях они носят внутриличностный характер (индивид осознает недостаток знаний, способностей, мотивации, необходимых для эффективного выполнения роли), в других – межличностный характер (борьба за роль).
Модели коммуникативных сетей - коммуникативное измерение групповой структуры. Они указывают на субординированность позиций индивидов в зависимости от расположения последних в системах информационных потоков и концентрации у них той или иной касающейся группы информации. Выделяют централизованные (когда информация, касающаяся группы, концентрируется главным образом в руках одного человека - лидера или руководителя) и децентрализованных (когда аналогичная информация рассредоточена, распределена между членами группы) коммуникативных сетей. Централизованные сети: - фронтальная, - радиальная, - иерархическая сети. Децентрализованные сети: - цепочная, - круговая, - полная сети.
Позиции социальной власти. Они отражают субординированность вертикальных расположений индивидов в зависимости от их способности оказывать влияние в группе. Ученые называют 5 типов социальной власти: - вознаграждающая власть; - наказывающая (или принуждающая) власть; - легитимная власть (основана на допущении, что один индивид имеет узаконенное право предписывать поведение другого индивида); - референтная власть (основывается на отношениях симпатии, эмоционального предпочтения); - экспертная власть (базируется на превосходстве другого лица в специальных знаниях, компетентности). Позднее добавился еще один тип - информационная власть.
К числу разновидностей социальной власти относятся и феномены руководства и лидерства, выступающие как проявления процесса влияния. Только в случае руководства это влияние зафиксировано институционально, т.е. является социальным по своей природе, а в случае лидерства возникает спонтанно, т.е. является психологическим (социально-психологическим) по своей природе.
В лидерстве отражена субординированность позиций индивидов в зависимости от их ценностных потенциалов и, что весьма существенно, их ценностных вкладов в жизнедеятельность группы. Феномен лидерства наиболее демонстративен в структурах инструментального и эмоционального лидерства.
Представленные выше измерения групповой структуры позволяют парциально подойти к ее анализу, дать более развернутое и вместе с тем подлинно системное ее описание. Отчетливо видна взаимосвязь и взаимовлияние рассматривавшихся измерений. Каждое отдельное измерение групповой структуры «отдельная структура», по выражению Шоу, выступает некоторым детерминирующим фактором развития других измерений, и в конечном счете - структуры группы в целом. Правда, по мнению специалистов, образование целостной структуры зависит и от ряда иных факторов, в том числе индивидуально-личностных характеристик членов группы и условий функционирования последней.
38. Групповые нормы, нормативное поведение и нормативное влияние в группе.
Норма – определенной правило, вырабатываемое группой в процессе жизнедеятельности, которое признается большинством и реализует взаимоотношения в группе. Нормативное поведение - поведение, связанное с реализацией групповых норм. Групповая норма как некоторое правило, стандарт поведения в группе, как регулятор развертывающихся в ней отношений относится к элементам групповой структуры, будучи сопряженной с другими ее элементами - статусом, ролью. Вместе с тем, учитывая значительный удельный вес нормативной регуляции среди других проявлений социального влияния в группе, есть основание рассматривать нормативное поведение как самостоятельный раздел групповой психологии.
Анализ многообразия групповых норм, порожденных системами официальных и неофициальных отношений, ролевых предписаний и т.д., проведенный рядом авторов, позволяет дать общую характеристику функционирования норм в малой группе:
нормы - продукты социального взаимодействия, возникающие в процессе жизнедеятельности группы, а также вводимые в нее более крупной социальной общностью (например, организацией). При этом возможны три типа норм (Кричевский): - институциональные (источник - организация или ее представители в виде фигур власти); - добровольные (источник - взаимодействия и договоренности членов группы); - эволюционные (источник - действия одного из членов группы, со временем получающие одобрение партнеров).
группа не устанавливает нормы для каждой возможной ситуации; нормы формируются лишь относительно действий и ситуаций, имеющих некоторую значимость для группы.
нормы могут прилагаться к ситуации в целом, безотносительно к отдельным участвующим в ней членам группы и реализуемым ими ролям, а могут регламентировать реализацию той или иной роли в разных ситуациях, т.е. выступать как сугубо ролевые стандарты поведения.
нормы различаются по степени принятия их группой: некоторые нормы одобряются почти всеми ее членами, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства, а иные не одобряются вовсе.
нормы различаются также по степени допускаемой ими девиантности (отклонения) и соответствующему ей диапазону применяемых санкций.
Исследования нормативного влияния группового большинства. Исследования данного типа во многом стимулированы ставшими теперь уже классическими работами Аша; они положили начало экспериментальному изучению феномена конформного поведения, в котором фиксировался факт согласия личности с мнением группового большинства.
Опыты Аша: Испытуемому («наивному субъекту») предъявлялись две карточки. На одной из них была изображена одна линия, на другой - три линии разной длины. Требовалось определить, какая из трех линий на одной карточке равна линии на другой карточке. Решение «наивный субъект» принимал в групповой ситуации последним. Перед ним аналогичную задачу решали сообщники экспериментатора, которые по договоренности с ним давали одинаковые, заведомо неверные ответы. Таким образом, «наивный субъект» оказывался в ситуации, когда его мнение противоречило неправильному, но единодушному мнению большинства членов экспериментальной группы.
Факторы конформного поведения:
- личностные характеристики членов группы, предрасполагающих их к актам конформного поведения (существует отрицательная зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и интеллектом, способностью к лидерству, толерантностью к стрессу, социальной активностью и ответственностью. Также женщины более конформны, чем мужчины. Возрастные особенности: максимум конформности - 12-13 лет; есть и другие данные)
- групповые факторы: величина группы, структура коммуникативных сетей, степень групповой сплоченности, особенности композиции группы. Конформность усиливается при: - единодушии большинства, - децентрализованных коммуникативных сетях, - гомогенности и сплоченности группы.
Разновидности конформного поведения: некоторые авторы выделяют процессы выражения внешнего согласия индивида с групповыми нормами (публичная конформность) их внутреннему (личному) одобрению.
Дойч и Джерард указали на два типа социального влияния в группе: нормативное и информационное. В случае нормативного влияния конформность вызывается желанием личности действовать в соответствии с групповыми предписаниями, при информационном влиянии - поведение большинства используется как источник информации, помогающей личности принять наиболее подходящее для нее в данной ситуации решение.
Чудновский выделяет два типа конформного поведения: внешнее и внутреннее подчинение индивида группе. Внешнее подчинение проявляется в двух формах: - в сознательном приспособлении к мнению группы, сопровождающемся острым внутренним конфликтом; - в сознательном приспособлении к мнению группы без сколько-нибудь ярко выраженного внутреннего конфликта. Внутреннее подчинение состоит в том, что часть индивидов воспринимает мнение группы как свое собственное и придерживается его не только в данной ситуации, но и за ее пределами.
Келмен выделил три качественно отличных уровня конформного поведения: подчинение (внешнее подчинение большинству, человек остается при своем мнении), идентификация (при этом также имеет место принятие навязываемого поведения, но здесь субъект верит в эти мнения; человек соотносит себя с другими «я как он»), интернализация (усвоение идей и принятие их как своих собственных, характерно совпадение мнений, высказываемых группой, с системой ценностей данной конкретной личности).
Джерард и Дойч предложили информационную теорию конформности. В ней утверждается, что конформность должна рассматриваться в контексте более общей теории, касающейся последствий поиска человеком информации в ситуациях, в которых он оценивает собственное поведение на основе соотнесения его с поведением других. Такой поиск вызван стремлением субъекта свести к минимуму неопределенность своего положения в ситуации. Информационный процесс осуществляется посредством двух различных типов социального сравнения: сравнительного оценивания (человек использует поведение других как стандарт) и отраженного оценивания (человек формирует впечатление о себе, исходя из поведения других, ориентированного на него).
Ряд попыток объяснения феномена конформного поведения встречается в рамках теорий психологического обмена (личность ведет себя конформно не ради соответствия групповой норме, но с целью заслужить одобрение других членов группы).
Конформность к групповым нормам, т.е. степень поведенческого соответствия им, в одних ситуациях есть позитивный, а в других ситуациях - негативный фактор функционирования группы.
Нормативное влияние меньшинства. Эта линия берет начало в исследованиях школы Московиси.
Критиковал теорию Аша, согласно которой поведение личности в группе есть адаптивный процесс; способствуя этой адаптации, конформность фактически выступает как определенное требование социальной группы (отклонение от нормы – плохая адаптация и угроза существования группы). Московиси утверждает, что инновации и социальные изменения часто возникают на периферии общества, а не по инициативе его лидеров, и что решающую роль в развитии этих процессов могут сыграть лица, составляющие по своим взглядам общественное меньшинство.
Эксперименты Московиси и Фошо: группам из 6 человек (двух сообщников экспериментатора и четырех «наивных субъектов») предъявлялся тест цветового восприятия( стимульный материал – голубые слайды); сообщники экспериментатора при каждом предъявлении постоянно называли зеленый цвет, оказывая тем самым влияние на большинство. Результаты: «сообщники» (меньшинство) оказывали влияние на ответы «наивных» субъектов; также менялся порог цветового различения (влияние меньшинства выступило не только как одномоментный факт, но и характеризовалось определенной устойчивостью).
Поведенческии стиль меньшинства. Важны такие характеристики стиля, как его устойчивость, уверенность индивида в правоте своей позиции, изложение и структурирование соответствующих аргументов.
Последствия отклонения от групповых норм. Отклонение членов группы от установленных в ней стандартов поведения сопровождается применением к отклоняющимся определенных санкций (насмешки; угроы…). Последствием отклонения от норм может стать как поощрение (выражается в большей коммуникации, повышении статуса), так и наказание (снижение коммуникации, насмешки, игнорирование)
Эксперименты Шехтера:
Были созданы 4 типа студенческих групп, периодически собиравшихся для обсуждения близкой им проблематики (юриспруденция, редакторское дело, театр и кино, технические проблемы). Группы отличались уровнем сплоченности и степенью значимости для членов каждой из них тематики обсуждения - истории судебного дела несовершеннолетнего преступника.
Каждый член группы знакомился с историей и решал, что следует сделать с преступником. Затем индивидуальные мнения зачитывались группе. Одновременно свои суждения высказывали «сообщники» экспериментатора. Один из них сразу же соглашался с неким усредненным мнением группы (своего рода «нормой») и поддерживал его в ходе последующей дискуссии, а два других занимали противоположную ему позицию. Однако в процессе дискуссии один из «сообщников» принимал влияние группы и менял свое мнение, а другой упорствовал в своем решении до конца дискуссии. Результат: сначала обоих пытались переубедить, после того как один из них соглашался с группой, адресованные ему коммуникативные потоки ослабевали; что касается второго сообщника, не соглашавшегося с большинством, то после сильного давления на него со стороны группы общение с ним прекращалось: группа как бы отвергала его. Выявленные в эксперименте тенденции (давления и отвержения) возрастали в зависимости от степени сплоченности группы и релевантности (значимости) обсуждавшейся темы.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.