31. Классификация социальных групп.
В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп, вычленялись различные принципы, на основании которых строились классификации. Группы классифицируются по нескольким различающимся между собой основаниям и по дихотомическому принципу:
Так, выделяют малые и большие группы. Основным критерием их разделения является наличие непосредственных контактов между всеми членами группы. Малые г. – реальные объединения людей с небольшим и конечным числом участников. Они реально существуют (доступны непосредственному восприятию), их изучение может проводится непосредственно через специфические приемы работы с членами группы; можно вычленить конкретную цель сущ-я такой группы. Большие г. – значительные и изменяющиеся по числу участников человеч. сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и могут не знать о сущ-ии друг друга – их объединяют, в основном, признаки непсихологического плана (проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою). Большие г. делятся на 2 подгруппы: 1) этносы, классы и проф.группы; их характеризует длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории, они часто формально оформлены (устойчивые, организованные г.); 2) публика, толпа, аудитория – общности, возникшие случайно и существующие кратковременно, однако это общности, в которых люди включены в общее эмоциональное пространство (стихийные г.). Принципиальное различие больших групп первого и второго подтипов - в механизмах, регулирующих внутригрупповые процессы. Так называемые организованные большие группы управляются специфическими социальными механизмами типа традиций, обычаев, нравов, можно вычленить и описать некоторый типичный для представителя таких групп образ жизни, особенности характера, самосознания. Неорганизованные большие группы управляются социально-психологическими механизмами эмоциональной природы: подражанием, внушением, заражением. Для них характерна общность чувств и настроений в определенный момент времени, которая, однако, не свидетельствует о более глубокой психологической общности участников. Донцов выделяет 3 вида больших групп: - стихийно-неорганизованная группа (толпа), - временная полуорганизованная группа (публика, аудитория), - устойчиво-организованная (классы, этносы, проф.группы)
На основании непосредственности контактных связей выделяют реальные и условные (номинальные) г. Реальные г. – люди объединены единым реальным пространством, временем и взаимодействием. Условные г. – оющности людей, объединенные по опред. признаку, они не имеющие непосредственных контактов. Реальные г. делятся на естественные (существуют в реальных жизненных ситуациях, это сложившиеся группы с опред. историей существования) и лабораторные (создаются специально для проведения эксперимента, обычно укомплектовываются случайными людьми по выбору экспериментатора, срок жизни ограничен условиями эксперимента). Естественная г. может быть лабораторной.
По способу возникновения и общественному статусу: формальные (имеют официально заданную извне структуру, юридически фиксированный статус; у них четко заданы все позиции членов, строго распределены все роли) и неформальные г. (образуются на основе личных предпочтений, интересов, симпатий; возникают стихийно; статусы и роли внешними инстанциями не приписываются; нет заданной вертикальной структуры).
По степени регламентации отношений и жизнедеятельности: организованные (акцент делается на регламентации – обычаи, законы, нравы; характерна общность дея-ти) и неорганизованные (спонтанные; действуют механизмы эмоц. природы – подражание, внушение, заражение; характерна общность переживания).
По степени открытости: открытые (подвержены внешнему влиянию окружающей ее социальной среды) и закрытые г.
По времени существования: стационарные и временные г.
По значимости группы для участников: референтные (эталонные; на которые люди ориентируются в интересах, предпочтениях; человек соизмеряет себя с ней; он стремится быть членом этой группы, но не обязательно является им) и группы членства (место пребывания, не связано с установкам).
Классификация Аргайла имеет основанием специфику взаимоотношений в естественных группах: 1. Семья (нуклеарная) – модель малой гр., в которой тесно переплетены элементы внутриорганизационного взаимод-я и неформальных отношений. 2. Подростково-юношеские (дружеские объединения сверстников) – досуговая ориентация; строятся преимущественно на основе эмоциональных отношений. 3. Рабочие гр. – гр. с четкой трудовой направленностью; отношения преимущественно делового характера, эмоции занимают подчиненную роль. 4. Комитеты и гр. по решению проблем – коммуникативная направленность с целью принятия решения; от членов требуется владение рядом спец. умений для организации информ. Обмена, достижения согласия и оказания влияния. 5. Тренинговые и терапевтические гр. – не являются моделью естественной гр., но создают искусственную реальность; нужны для приобретения навыков соц. взаимодей-я, преодоления коммуникативных и эмоц. трудностей…
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.