48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
поведения.
В классификации больших групп выделяют организованные, устойчивые группы (этносы, классы и проф.группы; их характеризует длительность существования, закономерность возникновения и развития с точки зрения социальной истории, они часто формально оформлены) и стихийные группы (масса - публика, толпа, аудитория – общности, возникшие случайно и существующие кратковременно, однако это общности, в которых люди включены в общее эмоциональное пространство). Так, масса – кратковременное объединение большого количества людей, разнородные по составу, возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели. Массу объединяет значимость общих психических переживаний. Различаются по размеру, степени устойчивости существования, степень компактности нахождения в пространстве, уровень сплоченности, уровень организованности. Характеристики сильно зависят от ситуации. Массовые состояния могут распространяться, масса может привлекать новых членов и расширяться, может сужаться. Масса изучалась с помощью эмпирических описаний событий, где массы людей меняли ход истории. Отличительным признаком масс от других групп является наличие массового сознания, которое порождается в самой массе; оно плохо организованно, но при этом оно объединяет представителей разных других групп и порождает сильные переживания, которые очень значимы для всех людей, важнее групповых ценностей, идеалов.
Общие механизмы стихийного поведения. Один из важных – механизм циркулярной реакции, который вызывает механизм эмоционального окружения. Может происходить на разных уровнях: от психофизиологического до осознаваемого. Появляется какая-либо реакция (смех, страх…), приход новых людей добавляет энергетики, они не понимают причин реакции, но также ее переживают. При циркулярной реакции происходит стирание индивидуальных различий – его поведение начинает зависеть от других. Поведение становится ситуационным, теряется рационализм; нарастает внушаемость отдельных членов (по отношению к внутригрупповым воздействиям, утрата способности воспринимать рациональную информацию извне). Все внимание и эмоции направляются на один общий объект, который не воспринимается реально, а создается мифический образ этого объекта. Может возникать образ совестного поведения. Накапливается энергия, побуждает к действию (но иногда и не вытекает в действие).
Феномены заражения, внушения, подражания, реже – феномен убеждения.
Эмоциональное заражение. Сила его зависит от готовности человека поддаваться ему (если у человека нет внутренней установки поддаться влиянию, его трудно заразить), сильное эмоциональное давление может вызывать негативную реакцию. Это скорее метафора, чем реальный психологический механизм.
Феномен внушения. Способ влияния в результате воздействия вербальными и невербальными действиями. Для успешного внушения должен быть суггестор (человек, который внушает), также внушающим воздействием может обладать общность или особенности ситуации. Внушение тоже требует готовности, предрасположенности.
Подражание –следование образцу. Формы подражания: имитация (в экстремальных ситуациях: все бегут – и я бегу), обыденное подражание, подражание авторитету.
Реально за заражением и внушением лежит подражание, готовность следовать образцу.
Субъекты стихийного поведения. К ним относятся: толпа, собранная публика и несобранная публика. Толпа выглядит как контактная, внешне неорганизованная общность, члены которой действуют эмоционально и единодушно. Основной признак - жесткая, устойчивая связь индивидов, которые входят в толпу. Основа связи – сходные, идентичные эмоции и импульсы. Часто они вызываются одними и теми же импульсами, стимулами. Но в толпе нет устоявшихся норм, хотя складываются свои определенные правила. Часто в толпе проявляются примитивные импульсы; происходит деиндивидуализация; усиливается подверженность влиянию, внушению. Действие толпы может определять наличие оппонента. Следованию толпе способствуют: молодой возраст, малы соц. опыт, не достаточно сильная воля, отсутствие четких убеждений, низкий интеллект, низкая способность к рефлексии.
Виды толпы:
случайная толпа (основная эмоция – любопытство; действует циркуляция)
экспрессивная толпа (выражает некую эмоцию сообщности людей. Создает некоторый объект, на котором они и выражают свои эмоции). Экстатическая толпа – особый вид экспрессивной толпы (доходят до экстаза; пример: молодежь на концерте кумира).
конвенциальная толпа (руководствуется некими правилами, собираются по определенному поводу; при этом важны сдерживающие силы)
действующая толпа (когда недостаточен сдерживающий контроль, а стимулы – сильны):
агрессивная толпа. Это люди, которые движутся гневом, злобой, разрушениями,
паническая толпа. Это люди, движимые чувством страха,
стяжательная толпа. На основе желания добыть ценности или вернуть что-то себе,
мятежная или повстанческая толпа. Люди пытаются изменить существующие порядки.
Толпы перетекают друг в друга.
Публика. Собранная публика – собирается для удовлетворения каких-то общих интересов. Есть определенный рациональный постамент (смягчает действие эмоций), менее стихийна. Механизм внешнего физического объединения в одном помещении, одни импульсы. Заражение – когда понимают сходство переживаний. Характерна готовность к определенным действиям; сама регулирует отклоняющееся поведение. Несобранная публика – например, читатели одних и тех же газет, зрители программ, пользователи интернет. Иногда такую публику называют поляризованной массой. Это большое число людей, мышление и интересы которых определяются сходными стимулами – сходство в поведенческих проявлениях. Нет феноменов, которые есть в контактных группах. Это виртуальная общность, но может превратиться в реальную (политические выборы). Это служит для формирования определенной идеологии, массовых настроений.
49. Основные формы стихийного поведения: массовая паника и агрессия.
К наиболее ярким формам стихийного поведения относятся паника и агрессия. Имеют схожие условия возникновения (могут переходить друг в друга), но различаются по направленности.
Паника – это эмоциональное состояние, возникающее вследствие дефицита (или избытка) информации в какой-то непонятной или пугающей ситуации. Проявляется в импульсивных действиях – панические толпы. Условия возникновения:
обострение текущей ситуации. Открыты каналы для восприятия информации,
физиологические условия: усталость, голод, опьянения,
психологические условия: сильное психическое возбуждение, крайнее удивление, сильный испуг, неожиданность,
идеологические и политические условия.
В менее сплоченных группах паника возникает легче. Панику зарождает либо неожиданные сильные стимулы, либо повторяющиеся стимулы. Первая реакция – это потрясение – ситуация оценивается как критическая; приводит к замешательству. Потом происходят индивидуальные попытки понять, что происходит; поиск информации, суета. Необходимость логического осмысления остра – снижение критичности рассуждений (сильная мотивация снижает эффективность деятельности). Возникают сильные эмоции (страх, потеря уверенности, состояние обреченности), потребность их разделить – циркулярная реакция. Завершается все коллективными действиями, которые представляются спасительными – бегство или агрессия (если бежать некуда). Паника снижается по мере рассредоточения толпы (когда большинство убежало, остальные успокаиваются; иссякают силы – появляется более рациональное мышление). Если интенсивность стимула велика, то все этапы проходят очень быстро (внешне выглядит, как стимул – бегство или агрессия).
Снизить эффекты паники может жесткое руководство (и направить ее). Особую роль играет ритм (умиротворяет).
Массовая агрессия – массовые враждебные действия, направленные на причинение физического или психического вреда другим людям или общности. Психологически за внешней агрессией часто стоит внутренняя агрессивность (вызванная фрустрацией). От индивидуальной агрессии отличается эмоциональным накалом коллективных чувств (враждебности, ненависти). Для возникновения агрессии нужна пессимистичная установка и лидеры, которые могут направить агрессию. Возникновению агрессии способствуют: физиологические условия (алкоголь), психологические (фрустрация) и ситуационные (лидеры, провокационные действия, наличие средств для ее развития, повод, который подчеркивает безнадежность ситуации – в результате: паника + агрессия).
Виды агрессии:
экспрессивная. Это устрашающее поведение, не имеющее конкретных результатов; демонстрация своих возможностей, а не их реализация. Цель – выразить и обозначить агрессивные намерения, запугать противника (военные парады, ритуальные танцы),
импульсивная (возникает и проходит очень быстро; чем-то спровоцирована; протекает волнообразно),
аффективная. Выплеск эмоций. Лишена действенного компонента (в смысле результативности действия), т.е. люди могут идти на бессмысленные жертвы.
враждебная агрессия. Сопровождается целенаправленным причинением вреда,
инструментальная. Когда агрессия используется как средство для достижения цели (сама цель относительно нейтральна).
Действуют механизмы заражения, взаимной индукции + стереотипизация образа врага. Особая роль играет анонимность. Одно из средств борьбы с анонамностью – ликвидация анонимности.
50. Массовые социально-психологические явления.
Массовые настроения: основываются на обшепсихологическом понимании настроения (суть любой эмоции – явление интеграции внешних событий и внутреннего переживания этих событий. Основная роль эмоций в жизни человека – это сигнал о том, насколько сильно удовлетворены наши потребности. Настроение является отражением того, насколько удовлетворены наши потребности). 2 функции эмоций: - сигнальная (расхождения потребностей с реальными условиями жизни), - побудительная, регуляторная.
Настроение – наиболее ровная эмоция (в общей психологии). В социальной психологии – это приближается к понятию аффекта. Это тоже самое, что эмоции в целом. Массовые настроения – это особые психические состояния – как однородная для большого числа людей, субъективная сложная аффективно-когнитивная реакция. Эта реакция основывается на: степени удовлетворения социально-политическими условиями жизни, оценке возможности реализации своих социальных притязаний в этих условиях; настроения отражают стремление к изменению условий ради изменения этих притязаний. Эти условия должны быть значимы для массы.
Субъект массовых настроений – конкретная общность. Массовые настроения имеют тенденцию к распространению (могут зарождаться в малых группах объединяются большие группы).
Цикл развития настроения:
зарождение (брожение). Эта стадия связана с появлением слухов, благодаря цикличности слухи распространяются. Зарождаются определенные оппозиционные настроения. Слухи порождают эмоции, смутное беспокойство, ощущение дискомфорта; скрытое, неосознанное недовольство. Может поддаваться влиянию.
кристаллизация (происходит качественное изменение эмоций и психики). Смутное ощущение перерастает в определенные формы; добавляется когнитивный аспек: люди осознают, чем недовольны, и пытаются найти причины. Недовольство кристаллизуется и генерализуется (выраженная политическая окраска по многим вопросам). Не обязательно носит массовый характер.
Этап подъема. Усиливается неодвольство, и в тоже время происходит дифференциация настроений, выделяются доминирующие настроения. Формируются массовые настроения. Масса находит объект разрядки реализация притязаний или совершение настроений.
угасание (отлив). Постепенно настроение недовольства угасает (либо требования удовлетворяются, либо приходит понимание, что требования сейчас неудовлетворимы). Чувство, что потребности реализуются, может быть илюзорным (пропаганда, обещание). Угасание может наступить с осознанием недостижимости, невозможности реализации потребности. Но при этом потребности растут, что может привести к новому подъему.
Психология религии: религия – это одна из форм общественного (массового) сознания. Выделяют разные корни: гносеологические (ограниченность человеческого познания, явления, которые не понимают, объясняют потусторонними силами; религия помогает заполнить пробелы, что снимает тревогу), социальные (связаны с поиском выхода из трудных жизненных обстоятельств), психологические (возникновение религии связано с развитием абстрактного мышления; это некоторое идеальное представление об идеальном человеке. У человека есть стремление к идеализации, Бог – идеал. Основа психологической религии – в нашем бессознательном; многое объясняется суевериями). Социально-психологический феномен: склонность разделять «мы» и «они» - представители других религий.
В социальной психологии функции религии:
интегрирующая (сплочение индивидов в массы верующих).
коммуникативная (участие в религиозных обрядах удовлетворяет потребность в общении; церковь – место общения).
компенсаторная (компенсирует недостаток знания, многое объясняется божьим промыслом. С другой стороны компенсирует недовольство своей жизнью, положением; с человека снимается ответственность за неудачи. У людей есть желание воздействовать на божий промысел - обряды, молитвы).
мировоззренческая (любая религия задает основы картины мира, системы ценностей).
регуляторная (догматы воздействуют на сознание. Люди выбирают определенную линию поведения. Религия регулирует поведение людей, задает нормы поведения).
особая – пробуждение и поддержание в человеке чувства веры, которая создает иллюзию познания и реальности того, что создается фантазией.
Вера – убежденность, признание утверждений без доказательств. По механизму распространения вера связана с внушением, подражанием, заражением. Распространение веры зависит от готовности человека поддаваться внушению, подражанию. Чувство веры основано на механизме циркулярной реакции (одни заражаются от других). Это чувство способно создавать сообщества. Религия включает в себя набор определенных действий (для укрепления своей веры, это поддерживает в них чувство идентификации) - религиозные культы, обряды, молитва, жертвоприношение. Суеверия – остатки прошлых религий.
Несколько мотивов обращения к религии: - религия привлекает как форма познания, осмысления мира (чаще для малообразованных); - религия обещает рай после смерти (компенсация страданий); - религиозные культы, ритуалы (внешние проявления религии) привлекают людей; так люди реализуют свои потребности в общении через религию; - надежда на сохранение нравственности в обществе, на регуляцию своего поведения; - «на всякий случай» - люди время от времени соблюдают традиции; - маскировка ради достижений нерелигиозных целей.
Психология моды: мода представляет собой двойственное явление. Мода – что-то новое, неординарное; - стереотипное. В моде действует заражение, подражание, стимулируемое СМИ. В распространении моды действует конформизм. Функции моды: социальная (подводит людей под общую массу, под шаблон), инновационная (приобщение людей к чему-то новому), мода повышает самооценку, престиж человека и регулирует эмоциональное состояние. Механизм распространения: сначала появляется новый продукт, который выбивается из моды; человек хочет выделится; затем многие увлекаются этим, что приводит к массовости.
Психология слухов и сплетен: именно с помощью слухов и сплетен часто распространяется информация. Они выражают массовые настроения. Слухи – особые виды функционирования недостоверной информации, передающие в устной форме по неформальным каналам (как бы по секрету). Информация эмоционально окрашена; появляются, когда у человека есть недостаток информации. Изначально слухи могут быть верными, но при многократной передаче они искажаются до неузнаваемости.
Слухи:
по степени достоверности (от абсолютно недостоверных до почти верных),
по эмоционально-эффективному: 1. слух-желание (пример: повышение стипендии), 2. слухи-пугала (выражают негативные ожидания, передают негативные эмоции; чаще всего возникают в период соц. напряженности). 3. агрессивные слухи (порождают проявление агрессивного состояния). 4. нелепые слухи (отличает очевидная нелепость; появляются самопроизвольно как результат путаницы).
Для противодействия слухам лучше им не противостоять, а игнорировать.
Сплетни – одна из разновидностей слухов, касаются отдельных сторон жизни определенных личностей или групп. Информация в них эмоциональна окрашена, отличается пристрастностью, сопровождается подробностями. Основные функции: познавательная (удовлетворение любопытства), игровая (развлекательная, получение полож. эмоций), соц контроль над элитой, проекционно-компенсаторная (передавая слух, люди проецируют свои качества и недостатки). Иногда слухи целенаправленны – тактическая функция борьбы между слоями (позитив: неопасный канал выражения протеста).
Психология массовой коммуникации: МК – процесс производства информации и ее широкое распространение в СМИ. Функции: информационная, коммуникативная (как обмен инф-ии – не значимая функция), социализация (влияет на наши установки, ценности, поведение, мировоззрение), создание определенного эмоционального настроя у населения и организация поведения. В процессе коммуникации выделяют: коммуникатора, сообщение и аудиторию. Механизмы воздействия МК: эффект ореола, эффект бумеранга.
Психология рекламы: реклама с т. з. формирования массового поведения. Один из компонентов МК. Формирует массы потребителей. Строится на феномене конформизма. Реклама создает шаблон, моду на определенный товар. Используется заражение, внушение (через авторитетных людей, на подсознательном уровне), а также механизм идентификации с большой общностью. Заражение: на эмоциональном уровне, на оценочном уровне (желание добиться престижа), на утилитарном уровне (облегчает жизнь: экономия…). Существует политическая реклама – как часть обычной рекламы (политик – живой товар), как особое социально-психологическое явление (PR).
51. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений.
Когда возникал интерес в социальной психологии к проблемам межгрупповых отношений, они не отождествлялись с особой предметной областью, были как бы растворены в других разделах науки. Первые попытки описания и анализа межгруппового взаимодействия и прежде всего — межгрупповой агрессии — представлены уже в работах таких классиков, как Г. Лебон (1896) и У. Макдугалл (1908). Однако регулярные эмпирические (в том числе — экспериментальные) исследования в этой области начались только после Второй мировой войны. Необходимость выделения области межгрупповых отношений диктуется, прежде всего, усложнением самой общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются непосредственной ареной сложных этнических, классовых и др. конфликтов. Но наряду с этим, и внутренняя логика развития социальной психологии требует всестороннего анализа этой сферы: хотя группа является ближайшей средой формирования личности, но нужен еще и выход за пределы этой среды, чтобы преодолеть дефицит причинного объяснения внутригрупповых процессов, отыскать их подлинные детерминанты.
Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Речь идет, прежде всего, о феномене внешне-групповой враждебности, универсальность и неизбежность которой в межгрупповом взаимодействии постулируют практически все западные социальные психологи.
Существуют различные подходы к исследованию межгрупповых отношений:
Психоаналитический подход. Предпосылкой экспериментальных исследований послужили мотивационные теории, объясняющие причины враждебности по отношению к чужой группе. Идея была заложена в работе Фрейда «Психология масс и анализ человеческого Я». (Агрессивность, проявляющаяся во враждебности, является врожденной). В психоаналитических теориях враждебность объясняется внутренним конфликтом. Фрейд объяснял враждебность по отношению к другим группа через Эдипов комплекс. На эдипальной стадии ребенок с одной стороны отца ненавидит, боится, испытывает к нему агрессию, но, с другой стороны, - стремится ему подражать. Вырастая, он разрешает этот конфликт в группе, идентифицируясь с ее лидером и перенося весь негатив на другие группы.
Развитие идей об агрессивности как проявления враждебности «к другим» содержалось в работе Адорно «Авторитарная личность», где было показано на примере антисемитизма, как эта враждебность формируется с первых этапов социализации в случае жесткого давления со стороны родителей; человек сопротивляется этому давлению, и агрессия направляется против слабого и становится базовой характеристикой личности в межгрупповых отношениях. Т.Адорно показал, что враждебное отношение к представителям других этнических групп связано с определенным набором психологических качеств, характерных для так называемой авторитарной или этноцентрической личности: установка на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерная озабоченность вопросами статуса и власти, стереотипность суждений и оценок, нетерпимость к неопределенности, склонность подчиняться людям, наделенным властью, и нетерпимость к тем, кто находится на более низком статусном уровне.
Берковитц продемонстрировал в своих исследованиях феномен генерализации агрессии: демонстрация испытуемым фильмов со сценами жестокости приводит к усилению проявлении агрессивности в отношении представителей других групп, сходных с теми, кто выступал в роли источника фрустрации или был жертвой демонстрируемых актов жестокости.
Первые экспериментальные исследования проблемы осуществлены Шерифом в 1954г в рамках интеракционизма. Истоки межгрупповой враждебности виделись не в свойствах отдельной личности, а в условиях взаимодействия групп (в объективном конфликте целей и интересов, которые неизбежно возникают в ситуации конкурентного взаимодействия). Эксперимент проводился в лагере для подростков. Сначала детям была предложена общая деятельность, были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы. Затем их разделили на группы так, чтобы разрушить сложившиеся отношения (отношения групп не содержали враждебности по отношению друг к другу). Затем группам давалась деятельность на условиях соревнования; при этом зафиксирован рост враждебности. А при объединении групп враждебность уменьшилась, но не исчезла. Враждебность возникала в ответ но конкуренцию. Эксперимент показал возможность уменьшения межгрупповой враждебности при изменении ситуации взаимодействия (в ситуации сотрудничества). Феномен показан в динамике.
Полевые эксперименты Шерифа положили начало экспериментальному направлению в исследовании психологии межгрупповых отношений. В них впервые была сделана попытка научного изучения межгрупповых отношений в естественных условиях межгруппового взаимодействия и в динамике их развития в зависимости от этих условий. Была теоретически обоснована и экспериментально доказана возможность снижения межгрупповой враждебности за счет изменения ситуации межгруппового взаимодействия (постановка общих целей, привлекательных для каждой из групп и требующих сотрудничества для их достижения).
Критика исследований Шерифа велась с позиций когнитивистской ориентации. Эксперименты Тэшфела и Тёрнера (эксперименты с матрицами Тэшфела). Испытуемые делились на 2 группы; они не были знакомы до того. Оценивали картины. Одни оценивали большее количество течек, а другие меньшее. По этому критерию их разделили. Во второй серии эксперимента им предлагалось распределить вознаграждение за участие по специальным матрицам, схемам Тэшфела между двумя группами. Можно было поровну, оба много, оба мало и т.д. Но в основном - вознаграждение больше для члена своей группы - внутригрупповой фаворитизм – тенденция оказывать предпочтение своей группе в ущерб противоположной группе. Межгрупповая дискриминация – тенденция к установлению различий в оценках своей и др. группы. Эти феномены универсальны в межгрупповом отношении. Изучая межгрупповую дискриминацию, Тэшфел настаивал на значении когнитивных процессов в межгрупповых отношениях. Было показано, что внутригрупповой фаворитизм и межгрупповая дискриминация наблюдается и в отсутствии конфликта между группами, то есть выступает как универсальная константа межгрупповых отношений. Причина межгрупповой дискриминации – осознание принадлежности к группе.
Тэшфел и Тёрнер предложили теорию социальной идентичности. Область межгрупповых отношений – это преимущественно когнитивная сфера, включающая в себя 4 основных процесса: соц. категоризацию, соц. идентификацию, соц. сравнение, соц. дифференциацию. Независимо от объективных условий, наличия или отсутствия противоречий, сам факт группового членства обусловливает развитие этих когнитивных процессов, приводщих к межгрупповой дискриминации..
Таким образом, в западной социальной психологии проблема межгрупповых отношений в значительной степени ставится и решается именно как проблема межгрупповой враждебности. В традиционных положениях западной социальной психологии проявление негативных установок по отношению к другим группам, определяемое терминами «межгрупповая дискриминация», «межгрупповая враждебность», понимается как универсальная социально-психологическая закономерность, являющаяся обратной стороной проявления позитивного отношения к собственной группе (внутригруппового фаворитизма, приверженности к группе членства).
В отечественной психологии межгрупповая враждебность – не неизбежное явление. Изучается не только дифференциация, но и интеграция. Выделены факторы, способствующие интеграции (позитивная идентичность со своей группой, отсутствие угрозы идентичности, сотрудничество…).
Сегодня межгрупповые отношения рассматриваются со всех трех точек зрения + познание + социальные стереотипы.
52. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции и факторы их детерминации.
Выделение в социально-психологических явлениях этих двух процессов или тенденции — дифференциации и интеграции — проводится многими авторами. Все западные подходы к проблеме межгрупповых отношений, в основном, занимались изучением групповой дифференциации. Понятием межгрупповая дифференциация обозначаются социально-психологические процессы межгруппового восприятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между своей и другими группами. Агеев и Сыродеева: это такие процессы и явления, в которых проявляется тенденция к выделению собственной группы в качестве некоторой самостоятельной целостности, обладающей специфическими свойствами. Понятие межгрупповой дифференциации является одним из центральных в теории межгрупповых отношений Тэшфела и Тернера, где оно используется в связи с понятиями социальной категоризации, идентификации и сравнения. Совокупность указанных когнитивных процессов, связанных с осознанием человеком своей принадлежности к одной из групп, отличной от других, является минимальным условием установления позитивно валентных различий в пользу ингруппы, то есть возникновения межгрупповой дискриминации в форме внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности.
Таким образом, термином межгрупповая дифференциация обозначается, с одной стороны, установление различий между своей и другой группой, а с другой — дифференциация психологических отношений к своей и другой группе. При этом содержание явления межгрупповой дифференциации однозначно связывается с такими феноменами, как межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм и др.
Процессы межгрупповой дифференциации исследуются и в отечественной социальной психологии. Так, Поршнев рассматривает психологические процессы внутри группового уподобления и внешнегруппового обособления и различения в качестве универсальных механизмов формирования психологической общности группы. Тенденцию к межгрупповой дифференциации как одного из этапов процесса коллективообразования, связанного с определенной автономизацией группы, ее «отчуждением» от других групп, отмечает Уманский.
Вместе с тем утверждение об универсальной природе внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности вызывало у российских психологов серьезные сомнения. Так, по мнению Поршнева, категория «они» вовсе не подразумевает вражду и войну.
Интересные результаты по проблеме соотношения внутригруппового предпочтения и межгруппового сравнения получены в исследованиях межэтнических отношений. Так, Лебедева (1993), исследуя особенности межэтнического восприятия в условиях адаптации к иной этнокультурной среде, пришла к выводу о том, что позитивная этническая идентичность может сочетаться как с позитивным, так и с негативным отношением к иноэтническим группам. Андрущак пришла к выводу о том, что этноцентризм как тенденция формирования сверхпозитивного образа ингруппы и одновременно негативного образа иной этнической группы возникает в условиях угрозы позитивной групповой идентичности и выполняет функцию социально-психологической защиты, направленной на укрепление позитивной идентичности своей этнической группы. Эти данные прямо говорит о том, что эмоциональная приверженность к своей группе не обязательно сочетается с враждебностью и негативными установками по отношению к представителям других групп.
Так, отечественная социальная психология не согласна с тем, что межгрупповая враждебность неизбежна. Большое внимание уделялось исследованию межгрупповой интеграции.
Рассматривая интегративные тенденции в межгрупповых отношениях, российские психологи выделяют такие феномены, как «межгрупповая афилиация и референтность» (Агеев, Сыродеева), «межгрупповое единство» (Чернышев), «межгрупповая сплоченность» (Кузнецов), «толерантность» (Лебедева). Понятие «межгрупповая интеграция» характеризует не отсутствие различий в позициях, мнениях, оценках групп, а наличие между группами таких связей и зависимостей, которые способствуют их объединению, взаимодействию, более успешной реализации функций как своей группы, так и той более широкой общности, в которую включены обе взаимодействующие группы. Межгрупповую интеграцию отнюдь не следует понимать как тенденцию к объединению и слиянию представителей различных социальных групп в рамках более широкой общности, как отказ от своей групповой принадлежности, групповой приверженности и межгруппового различения. Процессы межгрупповой дифференциации и внутригрупповой интеграции тесно взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга. Без внутригруппового обособления и внутригрупповой интеграции невозможно существование группы как психологической общности, а значит и эффективное межгрупповое взаимодействие и взаимоотношения.
Та форма, которую принимают процессы межгрупповой дифференциации (объективного сопоставления качеств и особенностей своей и другой группы или их противопоставления, предвзятого предпочтения своей и дискриминации другой группы), определяется характером межгрупповых отношений.
Факторы детерминации межгрупповых отношений. Для исследований, выполненных в отечественной социальной психологии, характерно особое внимание к проблеме взаимосвязи и взаимной обусловленности субъективных, психологических аспектов межгрупповых отношений и объективных социальных условий, в которых эти отношения складываются. При этом в качестве главного фактора детерминации межгруппового взаимодействия и восприятия рассматриваются характеристики совместной деятельности групп и возникающие на ее основе социальные связи и зависимости между ними.
Агеев исследовал особенности межгруппового восприятия в условиях разных видов межгруппового взаимодействия. В первом эксперименте исследователь организовывал соревнование между группами учащихся техникума за право получения зачета. По условиям эксперимента победить (т.е. получить зачет автоматом) могла только одна из групп. В экспериментальных группах по сравнению с контрольной, где зачет проставлялся не группе в целом, а индивидуально (наиболее успешно выступившим студентам), было зафиксировано значительно большее проявление реплик и выступлений, направленных на поддержку своей группы и обеспечение ее победы в соревновании. По результатам межгруппового сравнения и оценки отмечалось ярко выраженное предпочтение своей группы по сравнению с группой соперников по всем критериям (учеба, проведение досуга, взаимоотношения в группе). Одновременно отмечалась более выраженная степень идентификации со своей группой (частота употребления местоимений «мы» и «они»),
Во втором эксперименте по просьбе исследователя на первом этапе воспитатели организовывали спортивные соревнования между звеньями одного из отрядов пионерского лагеря и всячески поддерживали состязательные отношения между детьми, а на втором — организовывали их совместную работу в совхозе, где также проводилось соревнование между звеньями, но без специального акцентирования состязательных отношений между детьми. По результатам исследования было обнаружено резкое возрастание проявлений внутригруппового фаворитизма во взаимодействии и взаимных оценках представителей разных групп по сравнению с фоновыми показателями (т.е. до начала проведения соревнований), а на втором этапе — столь же резкое его снижение. На основании полученных данных автор сделал вывод о том, что на выраженность внутригруппового фаворитизма оказывают влияние не столько характер взаимодействия между группами (оно было соревновательным на обоих этапах эксперимента), сколько характер совместной деятельности групп (ограниченный узкогрупповыми целями на первом этапе и имеющий надгрупповую социальную ценность — на втором). Было показано, что межгрупповая дискриминация может быть снята или существенно ослаблена в зависимости от целей и характера организации межгруппового взаимодействия.
53. Понимание личности в социальной психологии, социальное развитие личности.
Личность – понятие междисциплинарное, изучается многими науками. Психология акцентирует внимание на субъективном мире личности, изучает психологическую структуру личности. Вопрос: в чем заключается специфика социально-психологической проблематики личности. В общей психологии: личность - это система социально-психологических образований, личность развивается в обществе, социальная обусловленности личности, акцент на общие механизмы развития личности. Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет: каким образом личность усваивает социальные влияния и как она их реализует. Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности являются взаимоотношения личности с группой (не просто личность в группе, а именно результат, который получается от их взаимоотношений). Выделяют следующие основные разделы изучения личности в социальной психологии: проблема социализации; изучение того, как личность действует в условиях реального общения и взаимодействия в группе (проблема установок); выявление качеств, которые формируются и проявляются в группе, возникающее чувство групповой принадлежности (проблема социальной идентичности).
Социальное развитие личности.
Понятие «социальное развитие личности» было использовано в конце 1970-х гг. Бобневой для обозначения «особого вида индивидуального развития человека», составляющего психологическую основу процессов социализации и воспитания. Социализация и социальное развитие рассматриваются как две равноправные составные части единого процесса вхождения человека в мир культуры и социальных отношений. Социализация (в узком смысле)- процесс, обеспечивающий включение человека в социальную группу или общность, формирование его как представителя определенной группы, носителя ее норм, ценностей, ориентаций; преимущественно направлена на формирование не индивидуально-неповторимых, а типическо-групповых свойств и способностей человека. Социальное же развитие человека - это его «индивидуальное развитие в рамках, контексте, в условиях общества, социальной группы, социальных контактов, общения. Каждый человек сам - индивидуально, лично, непосредственно - проходит путь социального развития. Усвоение знаний, включенных в общественное сознание, не может заменить человеку процесс его личного социального опыта, накапливаемого в результате индивидуального постижения социальных закономерностей». Но иногда социализацию рассматривают в широком смысле и подразумевают под этим все социальное развитие личности. Социализация («развитие личности», «воспитание») – совокупность всех процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества («вхождение в социальную среду», «приобщение к системе социальных связей»…). Социальное развитие личности - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду (то есть усвоение опыта и его творческое воспроизведение).
В процессе социального развития можно выделить две взаимосвязанные, противоположно направленные тенденции: типизации и индивидуализации личности. Типизация «отвечает» за формирование как личностных свойств, заданных группами, в которые входит человек, так и общих для их представителей. Благодаря типизации во внутренний мир человека проникают модальные (общие), стереотипизированные черты, создается психическая основа нормативного, «огруппленного» поведения. Основной путь формирования модального содержания внутреннего мира человека - целенаправленное социальное научение через образцы для подражания.
Индивидуализация - это процесс выработки собственного опыта социального взаимодействия и общения, индивидуального отношения к предписываемым ролям и позициям в группе. Благодаря индивидуализации формируются личные нормы и убеждения, личностные смыслы, субъективная картина мира человеческих отношений. Индивидуальное содержание личности формируется входе стихийного социального взаимодействия, самостоятельного познания социальных закономерностей.
Каждый этап социального развития характеризуется своим уникальным сочетанием процессов типизации и индивидуализации.
Механизмы, обеспечивающие процесс социального развития человека. Смелзер выделяет четыре механизма социализации: имитация - осознанное копирование определенной социальной модели; идентификация - усвоение через уподобление себя объекту подражания; стыд - состояние, чувство, возникающее у человека из ощущения, что его разоблачили; вина - чувство, основанное не на страхе разоблачения, а на терзаниях совести. Первые два – позитивные механизмы, вторые – негативные, т.к. блокируют социальное поведение. Абраменкова: Опираясь на отечественные и западные подходы, она выделяет пару взаимосвязанных и противоположных по направленности механизмов социального развития - идентификацию и отчуждение, которые, собственно, и обеспечивают протекание процессов типизации и индивидуализации и их взаимосвязь.
Личностью не рождаются, ей становятся. Социализация – процесс становления личности, который начинается с рождения. Выделяют 3 сферы, в которых это становление осуществляется прежде всего: деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности человек осваивает все новые и новые виды деятельности (происходит ориентировка внутри каждой дея-ти и между разными дея-ми; происходит центрирование вокруг одного главного выбранного вида дея-ти, сосредоточение внимания на нем и подчинения остальных главному), он формируется как субъект деятельности, в ходе реализации дея-ти осваивает новые роли. В общении происходит его расширение (умножение контактов) и углубление (приобретение особых навыков общения , переход от монологического к диалогическому, ориентировка на партнера). Процесс социализации означает также становление в человеке самосознания, образа его «Я» (его познавательного, эмоционального и поведенческого компонента); самосознание включает самоопределение, самореализацию, самоутверждение, самооценку. Процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех сфер.
Стадии социализации. В отечественной социальной психологии акцент делается на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта прежде всего в ходе трудовой деятельности. Выделены три основные стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. Дотрудовая стадия включает 2 периода: - раннюю социализацию (до школы); - стадию обучения. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, период его трудовой деятельности. На этой стадии человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его. На послетрудовой стадии человек уже в большей степени передает опыт, чем его усваивает; также происходит усвоение новых ролей, изменяется круг общения. На дотрудовой стадии институтами социализации выступают семья, дошкольные учреждения, школа, (ВУЗ); на трудовой – трудовой коллектив; на послетрудовой – различные общественные организации.
Таким образом, социальное развитие - это многогранный процесс, предполагающий: трансляцию группового опыта конкретной личности через типическое содержание; создание через процессы индивидуализации нового группового опыта; наполнение социальным смыслом тех или иных качеств и возможностей человека и тем самым определение социально значимых перспектив их развития; формирование социально значимых качеств личности.
Определение ценностных перспектив индивидуального развития: некоторый процесс влияния общества на развитие черт личности, формирование установок. Формирование значимых черт у человека обуславливают задатки, они начинают их развивать. У ребенка формируются установки.
Формирование значимо-важных качеств: 4 группы значимых качеств:
социально-психологические способности, обеспечивающие адаптацию и самореализацию личности в обществе (общении) – это социальное воображение – способность оценивать сложившуюся ситуацию, социальный интеллект – способность учитывать поступки, действия других людей, соц.-перцептивные способности – предвидение последствия своих действий для себя и других людей.
качества, возникающие в результате общения, обеспечивающие адаптацию и развитие человека в социальной среде: конформность, доверие, кооперативность, общительность.
свойства, задающие общую социальную направленность: ведущий тип соц. мотивации (тунеядец - трудяга); соц. ответственность; активность.
индивидуальные свойства – накладывают отпечаток на стиль общения: интроверсия – экстраверсия; склонность к доминированию – подчиненности; прагматичность – гибкость мышления.
54. Проблемы социальной установки.
Как усвоенный социальный опыт преломлен личностно и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках? – проблема формирования установок. Понятие установки широко используется в житейской практике. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Узнадзе. В его концепции установка – целостное динамическое состояние субъекта, состояние готовности к определенной активности, состояние, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Предложенное понимание установки не связано с анализом социальных факторов, детерминирующих поведение человека, с усвоением социального опыта; Узнадзе более всего касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей, у него установка – бессознательна. В работах Божович установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к объектам социальной среды. Направленность может быть рассмотрена, как предрасположенность личности действовать определенным образом, охватывающая всю сферу его жизнедеятельности. Такая интерпретация соотносится с понятием социальной установки. С этим понятием можно связать и идеи Леонтьева о личностном смысле.
Теория изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии. Для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд»; для термина установка (в понимании Узнадзе) – «set».
1918г. Томас, Знанецкий: изучали адаптацию польских крестьян, эмигрировавших в США. Установили 2 зависимости: индивида от социальной организации и организации от индивида. Они предложили характеризовать эти отношения при помощи понятий «социальная ценность» (для хар-ки организации) и «социальная установка», «аттитюд» (для хар-ки индивида). Так, впервые появилось понятие «аттитюд» - психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта или состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности. После открытия феномена началось его бурное исследование. В обзорной работе Олпорта дано следующее определение аттитюда, разделяемое большинством авторов: аттитюд – сопределенное состояние сознания и нервной системы, выражающее готовность к реакции, организованное на основе предшествующего опыта, оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Функции аттитюдов:
приспособительная (адаптивная) – аттитюд нарпавляет субъекта к тем объектам, которые служат достижению его целей;
функция знания – дает упрощенные указания относительно способа поведения по отношению к конкретному объекту;
функция выражения (функция саморегуляции) – выступает как средство снятия внутреннего напряжения, выражения себя как личности;
функция защиты – способствует разрешению внутренних конфликтов.
Все эти функции аттитюд способен выполнить потому, что обладает сложной структурой. Выделяют три компонента (Смит): когнитивный (осознание объекта социальной установки), аффективный (эмоциональная оценка объекта), поведенческий (последовательное поведение по отношению к объекту).
Долгое время казалось, что аттитюду соответствует определенное поведение. Эксперименты Лапьера (1934): путешествовал с студентами китайцами по США, во всех гостиницах встретили нормальный прием. Через 2 года он разослал письма с просьбой принять их с китайцами вновь. Многие вообще не ответили, половина тех, кто ответил, отказали, в других были уклончивые формулировки. Показано, что между аттитюдом (отношение к лицам китайской национальности) и реальным поведением существует расхождение («парадокс Лапьера»). Предпринимались попытки объяснить это. Рокич высказал идею, что у человека существуют одновременно 2 аттитюда: на объект и на ситуацию. Высказывалась мысль о различном проявлении разных сторон аттитюда (когнитивной, аффективной, поведенческой). Вследствие попыток найти более детальные описания его свойств и структуры был потерян момент целостности аттитюда.
«Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности» Ядова. Человек обладает сложной системой диспозиционных образований, которые регулируют его поведение и деятельность. Эти диспозиции организованы иерархически. Диспозиционные образования возникают при встрече определенного уровня потребностей и определенного уровня ситуаций их удовлетворения. Для создания общей схемы всех диспозиций необходимо описать иерархию потребностей и иерархию ситуаций, в которых действует человек. Потребности классифицируются с точки зрения включения личности в различные сферы социальной деятельности: 1 – ближайшее семейное окружение; 2 – контактная малая группа; 3 – сфера труда, досуга; 4 –вся сфера жизнедеятельности человека (социально-классовая структура, в которую индивид включается через освоение ценностей общества). Иерархия ситуаций (по длительности времени, в течение которого она сохраняется): 1 – (низший уровень) предметные ситуации (кротковременные), 2 – ситуации группового общения; 3 – ситуации устойчивой деятельности; 4 – устойчивые условия деятельности, свойственные наиболее широкой сфере жизнедеятельности личности. В соответствии с этим выстраивается иерархия диспозиций: 1 – элементарные фиксированные установки; 2 – социальные фиксированные установки; 3 – базовые социальные установки; 4 – ценностные ориентации личности. Чем ниже уровень, тем большую роль в диспозиции играет аффективный компонент, чем выше – когнитивный. Каждый из уровней диспозиций можно соотнести с регуляцией конкретных типов деятельности. (1) проявляется в поведенческих актах; (2) в поступках; (3) в поведении; (4) в деятельности.
Важной проблемой является изменение установок. Выдвинуто много различных моделей объяснения процесса изменения социальных установок. В бихевиористски направленной социальной психологии в качестве объяснительного принципа для факта изменения аттитюдов используется принцип научения. В когнитивистской традиции объяснение дается в терминах «теории соответствия» (изменяется, когда в когнитивных структурах возникает несоответствие). Изменение социальных установок должно быть проанализировано как с точки зрения объективных социальных изменений, изменения самой деятельности (объективное изменение), так и с точки зрения изменения личностного смысла (субъективное изменение).
55. Развитие этнопсихологических идей в европейской науке.
Французские просветители 18 века ввели понятие дух народа и пытались решить проблему его обусловленности географическими факторами. Самым ярким представителем является Монтескье который полагал, что «многие вещи управляют людьми: климат, религия. Законы, принципы правления, примеры прошлого, нравы, обычаи. Но на первое он выдвигал климат.
Развитие целого ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине 19 века к зарождению этнопсихологии как самостоятельной области знания. Общепризнанно, что это произошло в Германии, в которой в тот период наблюдался всплеск общегерманского самосознания, обусловленный процессами объединения многочисленных княжеств в единое государство. «Отцы-основатели» новой дисциплины – М.Лацарус и Г.Штейнталь в 1859 приступили к изданию «Журнала психологии народов и языкознания».
В программной статье первого номера «Мысли о народной психологии» необходимость развития психологии народов – новой науки, входящей в состав психологии, - они объясняли потребностью исследовать законы душевной жизни не только отдельных индивидов, но и целых общностей, в которых люди действуют «как некоторое единство». Среди таких общностей (политических, социально-экономических, религиозных) особо выделяются народы, то есть этнические общности в нашем понимании: именно народ как нечто историческое, всегда данное является для любого индивида абсолютно необходимой и самой существенной из всех групп, к которым он принадлежит. Вернее, к которым он сам себя относит, ведь народ есть совокупность людей, которые смотрят на себя как на один народ, причисляют себя к одному народу.
Все индивиды одного народа имеют «сходные чувства, склонности, желания», все они обладают одним и тем народным духом (психическое сходство индивидов и одновременно их самосознание (этническая идентичность). Лацарус и Штейнталь рассматривали психологию народов как науку объяснительную, сводящую общие законы языка, религии, нравов к психологической сущности.
Идеи Л. И Ш. сразу нашли отклик в научных кругах многонациональной Российской империи. В Рождение этнопсихологии связывают с Дея-ю русского географического об-ва, члены которого рассматривали психическую этнографию как один из разделов этнографии. Термин предложил Надеждин, он полагал, что психическая этнография должна изучать духовную сторону человеческой природы, умственные и нравственные способности, силу воли и характер. В 70-е гг. ХХ века в Р., вслед за Германией, была предпринята попытка «встроить» этнопсихологию в психологическую науку. Идеи возникли у Кавелина. Он высказывал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По его мнению, задача психологии народов – установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной д-ти.
В Германии В.Вунд создал психологию народов – одну из первых форм социально-психологического знания. Осн. Идея в том, что душа народа это ничто, без индивидов. Пребывающих ее сущностью. Совместная жизнь индивидов и их взаимодействие между собой должны порождать новые явления со своеобразными законами, которые хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но не содержаться в них. Общие представления многих индивидов проявляются в языке, мифах, обычаях, а остальные элементы дух.культуры вторичны и сводятся к ним. Осн.метод психологии - анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни.
В России самая серьезная попытка создания этнической психологии была предпринята в 20-е гг. Шпетом. Шпет не сомневался в том, что в самом себе культурно-историческом содержании народной жизни нет ничего психологического. Психологическое другое – отношение (к продуктам культуры), а вводит весьма емкое понятие коллективные переживания, не сводя их только к эмоциям или только к когнициям. Содержание коллективных переживаний очень близко к тому, что совр.наука называет ментальностью, когда понимают ее как характерную для соц. группы систему представлений о мире, но одновременно делают акцент на эмоциональной окрашенности этой системы миропонимания.
Идеи Лазаруса и Штейнталя, Кавелина, Вундта, Шпета в большинстве случаев остались на уровне голых объяснительных схем, а их концептуальные модели не были реализованы в конкретных психологических исследованиях, но эти люди попытались соотнести мир личности не с миром природы, а с миром культуры. Идеи первых этнопсихолологов были подхвачены другой наукой – культурной антропологией (Ф.Боас).
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.