43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
Лидерство, являясь психологическим по своей природе феноменом (т.е. возникающим в системе неофициальных, неформальных отношений), вместе с тем выступает и как средство организации отношений этого типа, управления ими.
Существует большое количество работ отечественных авторов по проблематике лидерства в малых группах.
Структурный аспект лидерства. В лабораторных экспериментах, проведенных еще в 50-е годы Бейлзом, Картером с сотрудниками, Слейтером было отчетливо показано, что выдвижение в лидерскую позицию обусловлено в конечном счете эффективностью вклада члена группы в решение групповой задачи. Причем, исходя из разнообразия типов групповой активности, этот вклад был подвергнут Бейлзом и Слейтером
дифференцированному рассмотрению, позволившему вычленить как минимум две крупные сферы его приложения: - сферу инструментальной активности; - сферу эмоциональной активности. Соответственно выделяют две лидерские роли: инструментального (делового) лидера и экспрессивного (эмоционального) лидера.
Могут быть разные лидеры в зависимости от типа задач. Уманский: инструментальный лидер (лидер-организатор, лидер-инициатор, лидер-эрудит, лидер-мастер); эмоциональный лидер (функции эмоционального притяжения, функция генератора эмоционального настроя).
Лидеры различаются диапазоном своих возможностей: узконаправленные – для решения конкретной задачи; широкий спектр возможностей – сохраняют позиции при смене задач.
Чем выше уровень развития группы, тем больше лидеров.
Личностный аспект лидерства. Баштинский и Петрушихина: исследования динамики лидерства в группах альпинистов. Помимо прочего, проводилось тестирование спортсменов по 16-факторному опроснику Кэттелла. В результате у всех лидеров была выявлена весьма существенная роль фактора «Н» (отражает способность личности к организации группы). Таким образом, вновь отчетливо «заявил» О себе управленческий компонент ценностного вклада члена группы, во многом обеспечивающий ему соответствующий лидерский статус.
Кричевский, Дубовская: изучение лидерства в учебных коллективах старшеклассников. Контент-анализ (сочинений об одном из одноклассников) позволял выделить набор качеств, наиболее ценимых старшеклассниками в сверстнике, а далее вычислялся процент таких качеств, приходящийся на долю классных лидеров. Зафиксированные лидерские качества: отзывчивость, хороший товарищ, коллективизм, организаторские способности, оптимизм, общительность, ответственность.
Теории происхождения лидерства:
«Теория черт» лидерства. Основной постулат: человек может стать лидером лишь при наличии у него некоторого универсального набора биосоциальных характеристик: от роста и веса до интеллекта и собственно личностных черт. Считалось, что эти характеристики врожденные (теория базировалась на идеях Гальтона).
В 40-е годы были попытки систематизировать имеющиеся на то время списки лидерских черт. Но не удалось выявить какой-либо универсальный набор лидерских черт. Стогдилл: проанализировал свыше 120 исследований лидерства и руководства. Оказалось, что, хотя и можно утверждать о некотором превосходстве лидеров по интеллекту, эрудиции, способности к пониманию ситуаций, красноречию, приспособляемости, надежности, активности, социабельности, популярности, тем не менее количественные различия были невелики, а корреляции лидерства с этими чертами значительно варьировали от исследования к исследованию.
Но эта схема стала дополняться, стали появляться новые теории.
Ситуационная теория лидерства: учет фактора ситуации, в которой реализуются те или иные «лидерские черты». Обычно ситуация включает в себя: характеристики последователей, специфику решаемых группой задач, степень соответствия им наличных ресурсов группы, взаимоотношения лидера с последователями и т.д. Лидером становится тот, кто наиболее подходит, соответствует характеристикам ситуации.
Разработки в области когнитивных процессов привели к созданию «имплицитной теории» лидерства (Холландер и Джулиан). Люди воспринимаются в группах как лидеры в той мере, в какой их характеристики (например, интеллект, черты личности, ценности) соответствуют представлениям других о лидере. Позднее Р. Лордом было показано, что люди действительно формируют некие обобщенные представления о лидерстве, которые обычно используют для оценки лидерского потенциала незнакомцев – прототипы лидерства. 3 уровня прототипа: 1 - представлен наиболее общими категориями (чем лидер отличается от нелидера); 2 - содержит более дифференцированные категории в зависимости от соответствующих сфер деятельности лидеров (лидеры в спорте, бизнесе..); 3 – предполагает дифференциацию лидеров в рамках конкретной предметной области (качества лидера, исполняющего определенные обязанности).
Тятифакторная модель личностных черт («Большая Пяmepка»). Хоган с попытался выяснить, какие из факторов «Большой Пятерки» можно рассматривать в качестве детерминантов лидерства. Вывод: по меньшей мере четыре фактора модели «Большой Пятерки» могут рассматриваться в качестве детерминантов лидерства: - экстраверсuя (высокий уровень выраженности - напористость, энергичность, активность); - невротизм (низкий уровень - эмоциональная стабильность, уверенность); - сознательность (высокий уровень - организованность, ответственность, надежность, настойчивость); - доброжелательность (высокий уровень - склонность к сотрудничеству, неэгоистичность, доброта) (5-ый фактор открытость-закрытость не выявил существенных различий).
Синтетическая теория: лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект этого процесса. Выделение лидера – групповая функция.
Механизм влияния в лидерстве. Этот аспект изучался Кричевским, Дубовской (Рыжак) как механизм влияния лидера на последователей и рассматривался в контексте феномена идентификации (идентификация - следование поведенческим или личностным характеристикам другого лица, реальное их воспроизведение либо в сходных поведенческих актах, либо в символических эквивалентах поведения). Начало привлечению феномена идентификации к анализу процесса влияния в лидерстве былло положено работой Холландера и Джулиана: впервые поставили вопрос о возможности рассмотрения идентификации как одного из механизмов влияния лидера на последователей. Последователи идентифицируются со своим лидером, это происходит избирательно, по качествам лидера, наиболее значимым для группы характеристикам (в основном, характеристики инструментального плана); влияние лидера происходит через идентификацию.
44. Эмоциональная структура малой группы.
И в жизни, и в любой науке эмоциональным отношениям между людьми отводится особая, часто противоречивая роль. Заслуга выделения эмоциональных отношений в качестве важнейших, создающих рисунок социальных связей человека с другими людьми, принадлежит Фрейду (-первая модель социальных отношений в группе). Сейчас она малоизвестна, но заложенные в нее теоретические принципы построения внутригрупповых отношений присущи многим современным представлениям.
По Фрейду, группа создается двумя видами эмоциональных связей членов группы: первичными и вторичными. Первичные - это связи каждого члена группы с лидером (вожаком, отцом, вождем); возникают благодаря идентификации с лидером. Вторичные - связь каждого рядового члена группы с другими. Так, была открыта и заявлена сама по себе роль эмоциональных отношений в социальной жизни человека.
Дальнейший интерес к эмоциональным отношениям связан с созданием Морено знаменитой социометрической методики для изучения системы эмоциональных отношений в группе. Так как именно она позволила сделать эфемерные ускользающие от объективного анализа эмоциональные отношения предметом научного рассмотрения, структура эмоциональных отношений представлена в социально-психологической литературе преимущественно содержанием социометрических исследований.
Эмоциональная (социометрическая) структура малой группы может быть определена как совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе эмоциональных межличностных предпочтений.
Место конкретного человека в группе определяется степенью его предпочитаемости другими участниками (эмоциональным статусом), а сама структура эмоц. отношений обладает еще рядом важных характеристик:
Конфигурация эмоциональных статусов членов группы. Статус человека в структуре эмоциональных предпочтений можно рассматривать как некоторое выражение степени его привлекательности для других. В социометрической статусной иерархии выделяются три категории: популярные, средние и непопулярные члены группы (они отличаются числом положительных выборов и отвержений и их сочетанием). Среди популярных членов можно выделить «звезд» (эмоциональный центр, наиболее эмоционально привлекательное лицо в группе). Среди непопулярных членов могут быть: пренебрегаемые, отверженные и изолированные.
Взаимность социометрических выборов. Реальное положение человека в группе определяется не только статусом, но и взаимностью сделанных им выборов и отвержений. Чем больше взаимных выборов, тем оно стабильнее и благоприятнее. Групповая структура в целом также приобретает различный вид в зависимости от того, есть ли в ней взаимно предпочитающие друг друга мини-сообщества людей, многие ли члены группы определились в своих симпатиях или антипатиях.
Система отвержений в группе. Характер распределения отвержений существенно влияет на общение в группе, свидетельствует о некоторых принятых в группе способах решения конфликтов.
Наличие и взаимоотношения внутри устойчивых микрогрупп. Любая малая группа, численностью более 5-7 человек тяготеет к внутреннему разбиению на более мелкие сообщества - микрогруппы. Каждая из них имеет свою эмоциональную структуру. Взаимоотношения между устойчивыми микрогруппами многое определяют в эмоциональном климате всего коллектива. Они могут быть конфликтны или позитивны, группы могут иметь общих членов или быть изолированными друг от друга…
Таковы основные характеристики социометрической структуры малой группы. Наиболее изученной и представленной в литературе является первая - эмоциональный статус человека в группе. Социометрический статус члена группы - величина достаточно устойчивая. Она не только сохраняется в данной группе, но и часто «переходит» в другую группу. Вместе с тем человеку целесообразно периодически менять свой статус, так как это обеспечивает ему большую социальную гибкость.
Психологические и социальные факторы, влияющие на статус: внешний вид, успехи в групповой деятельности, одаренность, некоторые свойства темперамента (общительность, низкая тревожность, стабильность нервной системы), обладание ценными для группы качествами.
Восприятие человеком своего социометрического статуса почти всегда эмоционально окрашено и осуществляется в форме переживания. Эти переживания многообразны, но их можно сравнить между собой по определенному параметру: удовлетворенности или неудовлетворенности своим положением в группе (эксперимент Готтшальдта: показывал детям их фотографии сделанные без искажения, расширенные и суженные. Дети, удовлетворенные своим положением, выбирали фотографии без искажений, неудовлетворенные – фото с искажением, причем считали его правильным).
Эмоциональное отношение человека к своему статусу далеко не всегда совпадает с его объективной величиной. В различных группах можно встретить «звезд», оценивающих свое положение в группе как неудовлетворительное (такого внимания им недостаточно), и изгоев, вполне удовлетворенных своим положением. Неадекватность в осознании своего статуса, характерная крайним статусным категориям, имеет объяснения: например, защита от тревожной информации (низкостатусные не хотят осознавать свой статус, а высокостатусные боятся соответствовать ожиданиям).
Практический интерес представляет вопрос о способах влияния на эмоциональный статус человека в группе. Главное условие, обеспечивающее динамику статусов членов группы, - создание разнообразных форм групповых деятельностей, которые потребовали бы от своих исполнителей перераспределения функций и обязанностей, различных форм управления, раскрытия и реализации личностных возможностей и ресурсов членов группы. Это предоставило бы всем членам группы шанс найти деятельность, повышающую их групповую роль и изменяющую отношение к нему других участников группового общения.
В целом социометрическая структура группы нуждается в коррекции в тех случаях, когда эмоциональные отношения людей насыщены деструктивными конфликтами, угрожают целостности группы и продуктивности ее деятельности; если эмоциональные отношения тормозят своей насыщенностью развитие деловых отношений; если несформированность эмоциональных отношений мешает развитию сплоченности, формированию мы-чувства у членов группы и т.д.
Социометрическая структура, олицетворяющая собой устойчивые эмоциональные отношения членов группы, развивающиеся вне целей и задач деятельности, глубоко связана и с организационной структурой группы, и с процессами лидерского влияния, и с нормативными процессами. По существу, эмоциональные отношения пронизывают всю систему отношений в группе. Также эмоциональные отношения во многом зависят от успешности группы в ее инструментальной деятельности, от целей, задач группы и стиля управления.
45. Ролевая структура малой группы.
Понятию «социальная роль» в его современном звучании социальная психология обязана работам Мида, Морено и Линтона (интеракционизм). Так, роль – это то, чего ждут от человека общество и другие в конкретной социальной ситуации; то, чего он сам от себя ждет в конкретной социальной ситуации; реальное поведение, заданное содержанием статуса.
Роли делятся на формальные (сопряженных с должностными обязанностями) и неформальные (стихийно возникающих в группвом процессе). Разные авторы говорят о разных наборах ролей в группе. Все же есть нескольких ролей, которые есть почти во всех группах: лидера, новичка и «козла отпущения». Существует много различных подходов к классификации ролей.
Т. Шибутани: конвенциональные роли - представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека, занимающего опред. статус, в некоторой конкретной групповой ситуации. иную статусную позицию в группе; межличностные роли - совокупность прав и обязанностей, которые связывают поведение людей в отношении друг друга. Однако они принципиально отличаются от конвенциональных тем, что устанавливаемые обязательства полностью зависят от индивидуальных особенностей общающихся людей и специфики возникающих между ними отношений.
По степени принятия человеком его роли Сарбин и Ален выделяют 7 стадий присвоения роли и соответственно 7 видов ролей:
1) нулевая - обозначение роли формально;
2) ритуальная - исполнение роли без внутренней заинтересованности;
3) личностное принятие - углубленное исполнение роли;
4) исполнение роли под гипнозом;
5) невротическое погружение в роль (человек зависим от роли, ее исполнение становится навящивым);
6) экстатическое исполнение роли (человек стремится заниматься только этим);
7) максимальная включенность в роль (под воздействием веры в сверхъестественные силы).
Келлерман, воспользовавшись представлениями о типах личности Лири, выделил 8 основных типов ролей, распределенных по парам противоположностей: романтик - буквоед, невиновный - козел отпущения, ментор - ребенок, сектант - объединитель.
Выявление типов ролей, несомненно, представляет определенный интерес, но значительно более важным является вопрос об адекватной ролевой структуре малой группы. Соотношение набора ролей и особенностей групповой жизнедеятельности (характера целей, уровня развития и т.д.) рассматривается с разных точек зрения. В каждой группе есть свой набор ролей, который зависит от уровня развития группы. Этот набор может перераспределяться.
Филатова выделяет три совокупности групповых ролей в соответствии с тремя возможными позициями человека в группе: ориентированные на задачу, на отношения и на себя. Роли, ориентированные на решение задачи: инициирование; информационный поиск; передача информации; координирование; оценивание; обеспечение консенсуса. Роли, ориентированные на поддержание отношений в группе: ободрение и поддержка; гармонизация отношений; посредник; обеспечение компромисса. Роли, связанные с ориентацией на себя: блокирование и отвержение; агрессивность; уход; доминирование; стремление исповедоваться; запрашивание помощи.
Существуют и другие представления о связи ролевой структуры группы и эффективности ее жизнедеятельности. Так, исследование Р. М. Белбина свидетельствует о том, что для получения действительно эффективной группы необходимы 8 ролей. Среди них:
Председатель - осуществляет руководство командой и координирует ее действия; он должен быть дисциплинирован, целеустремлен и уравновешен. Это тот, кто умеет хорошо слушать и говорить, правильно судить о людях и вещах, понять нужды других людей.
Организатор - это инициативный, легко возбудимый, мобильный и наиболее влиятельный человек в группе. Его сила заключается в стремлении и желании достичь цели, но он может быть сверхчувствительным, раздражительным и нетерпеливым. Такой человек необходим, поскольку побуждает других членов группы к действиям.
Мозговой центр - люди, входящие в мозговой центр компании, в отличие от организатора устремлены в себя, но в интеллектуальном плане оказывают большое влияние на других. Они являются источником оригинальных идей и предложений, обладают большой силой воображения, и в то же время они самые умные члены команды. Однако могут быть невнимательны к деталям, обижаться на критику, часто бывают молчаливы, по характеру сдержанны.
Контролер - обладает скорее аналитическим складом ума. Он скрупулезно анализирует идеи и обладает способностью увидеть слабые места в аргументах. Он менее общителен, чем другие, держится в стороне от команды, но он необходим для проверки качества.
Исследователи резерва новых служащих - популярные членами команды, экстраверты, общительны и рискованны. Они приносят в группу новые контакты, идеи, усовершенствования. Они не являются творческими людьми, не держат бразды правления в своих руках, поэтому нуждаются в команде для того, чтобы их вкладом в решение профессиональных задач воспользовались другие.
Трудоголики - являются практическими организаторами всей деятельности компании. Они превращают идеи в выполнимые задания. Они методичны и эффективны в работе, внушают доверие, их никогда не приводят в волнение мечты о будущем. Они не являются лидерами, но они умелые и исполнительные работники.
Координаторы команды - сплачивают всю команду, поддерживая других, выслушивая их, поощряя, вникая вовсе, понимая все и внося во все чувство гармонии и согласия. Они популярны и приятны, но они не стремятся к соперничеству. Это тот тип людей, которых не замечаешь, когда они есть, и которых вам не хватает, когда их нет рядом.
Детермuнатор - без него команда не смогла бы закончить ничего к назначенному сроку. Он проверяет детали, беспокоится о графиках, досаждает другим необходимостью что-то безотлагательно сделать. Его упорная систематическая работа очень важна, но не всегда популярна.
В целом, вопрос об эффективной ролевой структуре еще остается мало разработанным.
Ролевой конфликт: может носить внутриличностный (занимает роль, которая не соответствует его личностным особенностям) и межличностный (борьба за роль) характер; внутриролевой и межролевой конфликты.
46. Общие представления о больших социальных группах, виды и формы проявления больших групп.
Выделяют малые и большие группы (основной критерий их разделения – наличие непосредственных контактов между членами группы). Социальная психология начиналась именно с исследования больших социальных групп. Исследования начались в начале 19 века. Лацарус, Штейнталь, а позднее Вундт заложили основы «психологии народов»; а идеи Лебона, Тарда, Сигеле легли в основу концепции «психологии масс». Эти исследования отцов-основателей социальной психологии носили теоретический характер, но в нач. 20 века стала бурно развиваться эмпирическая соц. психология и внимание сместилось на малые группы. Новая волна интереса к проблематике больших групп возникла в конце 20 века (бурные студенческие выступления, массовые выступления, появление различных движений –«зеленые»…). Изучение больших групп очень важно (имеет наибольшее значение для понимания психологических характеристик исторического процесса). В сущности социальная психология без раздела о психологии больших групп вообще не может претендовать на то, чтобы быть социальной психологией в точном значении этого слова. Такая позиция характерна для отечественной психологии, где исследования психологии больших социальных групп занимают особое место. Они начали активно развиваться с самого начала «второго рождения» этой дисциплины, т.е. с 1960-х годов. В значительной степени это связано с формулированием предмета социальной психологии, явившимся следствием дискуссии 60-ых годов, где прозвучала мысль о необходимости сочетания психологического и социологического подходов. Следствием этого явилось признание права на существование специального раздела внутри социальной психологии – психологии больших социальных групп.
Ведутся дискуссии о предмете психологии больших групп, что нужно изучать. Андреева считает, что нужно определиться какие группы считать большими; нужно изучать их структуру, основные элементы, взаимосвязи между группами; рассматривать соотношение психики и отдельных индивидов с психологическими проявлениями самих больших групп; разрабатывать методологию.
Большие г. – значительные и изменяющиеся по числу участников человеч. сообщества, члены которых не находятся в непосредственном контакте и могут не знать о сущ-ии друг друга – их объединяют, в основном, признаки непсихологического плана (проживание на одной территории, принадлежность к единому социальному слою)
Виды больших социальных групп.
В общем большие группы делят на: - стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности людей (толпа, публика, аудитория), - организованные, устойчивые, долговременные группы (классы, этнические, профессиональные группы…)
Дилигенский выделяет 2 основных вида:
Объективные макрогруппы (люди объединяются на основе общности и объективных связей, которые существуют независимо от сознания и воли входящих людей. Этносы, классы).
Субъективно-психологические группы (объединяющиеся в результате сознательного выбора; толпа).
Донцов выделяет:
стихийные, неорганизованные группы (толпа, демонстрация),
временные, полуорганизованные группы (публика, аудитория, митинг),
устойчивые, организованные (социальные классы, слои, этносы, проф группы, политические партии).
Группы:
по времени существования: длительно существующие, коротко существующие;
по характеру организованности: организованные, стихийные;
по контактности: условные, реальные;
открытые, закрытые (членство как-то регламентируется уставом).
Естественно, не может быть предложена некоторая общая схема изучения признаков, структуры и т.д. в столь различающихся группах. Каждая из этих групп обладает своеобразием; поэтому все «сквозные» характеристики больших групп должны быть наполнены своеобразием. Но можно выделить некоторые характеристики, отличающие большие группы от малых. В больших группах есть специфические регуляторы социального поведения: нравы, обычаи, традиции, также есть специфические феномены: образ жизни. В рамках анализа образа жизни рассматривают интересы, ценности, потребности, наличие специфического языка. В больших группах гораздо более непосредственный характер приобретает социальная детерминация происходящих в них процессах, в частности, более очевидно значение ценностей и стереотипов. Но, как уже говорилось, общие черты, свойственные той или иной большой группе нельзя абсолютизировать, т.к. отдельные виды отличаются разнообразием.
Уровни развитие больших групп (занимался Дилигенский):
типологический (члены группы объективно схожи между собой по какому-то признаку. Признаки значительно влияют на поведение, психологию индивидов, но не являются основанием для создания психологической общности, они не осознают и не чувствуют единства)
уровень идентификации (члены группы начинают осознавать свою принадлежность и идентифицируют себя с другими членами группы; осознание принадлежности приводит к появлению определенных обязанностей).
уровень солидарности (или интегрированности) (группа действует как целое; знаменуется готовностью группы к совместным действиям. Члены осознают общность своих интересов, происходит организация внутри, регуляция отношений с другими группами. Появляются программы, стратегии общегрупповой деятельности).
Уровень развития определяет роль в обществе. У более организованных больше влияния.
Факторы, способствующие образованию психологической общности:
степень гомогенности (однородности состава).
степень эмпиричности, то есть насколько легко осознать себя членом группы (очевидность или непосредственность отражения в сознании людей тех признаков, которые помогают идентифицировать свою группу, отделить ее от других).
характер внутригрупповых и межгрупповых коммуникаций (есть общее информационное поле или нет, как налажена коммуникация, интенсивность коммуникаций).
наличие идеологии, пропаганды (наиболее очевидно в политике, религии).
общественно-исторический опыт (практика коллективного действия, ощущение общности судьбы).
При анализе больших групп часто используется общепсихологический подход. Так, исследуются различные сферы: когнитивная (коолективные представления, социальное мышление, ментальность, массовое сознание), мотивационная (общегрупповые потребности, цели, задачи, ценности…), аффективная (групповые чувства, эмоции, массовые настроения), деятельностная (групповое поведение, коллективная деятельность) сферы.
Формы проявления психологии больших групп (проявления всех сфер). Выделяют 2 основные формы:
Изучается характеристика отдельной личности как представителя определенной большой группы (типичный портрет).
Характеристика психического склада общности в целом. Изучаются такие феномены, как социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Социальный характер - это типичный набор черт характера, который проявляется у большинства членов группы, формируется системой ценностей общности, определяется специфическую линию поведения (обобщенная характеристика группы, черты, присущие большинству). Социальный характер определяется социальными условиями, культурой, в которой существует группа. Особое значение при этом приобретают стереотипы. Психологический склад большой группы проявляется в традициях, обычаях, привычках, нравах… Традиции формируются под влиянием условий жизни и определяют общее направление деятельности. Это некоторые узаконенные способы осуществления разных правил, норм поведения, взаимоотношений. Обычно закрепляют общественно значимые формы поведения в каких-то конкретных ситуациях. Обычаи – правила реагирования на определенные события (ритуалы). Предрассудки - укоренившееся в обществе мнение, которое берется без разумного расчета в его основательности. Эти характеристики объединяются в целостную характеристику – образ жизни.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.