logo
соц

78. Мотивация персонала и успешность деятельности.

Человека побуждает к активной деятельности необходимость удовлетворения потребностей. Потребности бывают: естественные (физиологические); социальные; врожденные и приобретенные; первичные ( потребности в обеспечении выживаемости) и вторичные (потребности в условиях развития личности); материальные и нематериальные.

Выделяют 3 уровня потребностей:

  1. минимальный (обеспечивающие выживание)

  2. нормальный ( поддерживающие способность работать с должной отдачей)

  3. уровень роскоши (удовлетворение потребности становится самоцельно).

При осознании потребности возникает интерес к тому, что позволит их удовлетворить. Интересы классифицируются:

      1. по содержанию: материальные, духовные, профессиональные и т.д.

      2. по направленности: на деятельность (процесс), на результат и т.д.

      3. по широте: концентрированные, распределенные.

      4. по устойчивости: длительные кратковременные.

Интерес становится мотивом только в случае реальной возможности его осуществления. Мотивы активируются под влиянием стимулов. Стимулы: внутренние (предполагают более спокойное отношение к деятельности) и внешние. По содержанию стимулы бывают: экономическими (приносят определенные выгоды) (прямые и косвенные) и неэкономическими (организационные, моральные стимулы).

Соотношение мотивов образует мотивационную структуру. У каждого она индивидуальна, обуславливается соц статусом, уровнем благосостояния, квалификацией, должностью.

Исследования показали, что при обладании достаточными средствами 20% людей не желают работать ни при каких обстоятельствах, 36% - работают, если работа интересная, 36% - работают, чтобы не чувствовать себя одиноким; 14% - из-за боязни потерять себя; 9% - так как работа приносит радость. Лишь 12% людей – работают за деньги. 45% - предпочитают славу, признание. 35% - удовлетворенность содержанием работы. 15% - власть.

Для успешного руководства людьми необходимо представлять мотивационную структуру (хотя бы в общих чертах) личности.

Между мотивом и результатом деятельности – связь неоднозначная. Эта связь подвержена влиянию случайных или субъективных жизненных факторов. Для регулирования процесса деятельности используются различные стимулы (положительные, отрицательные, нейтральные). Различные стимулы вызывают разные последствия. Если в результате определенных стимулов – последствия отрицательные, следовательно вероятность желаемого поведения уменьшается…. На одинаковые стимулы разные люди реагируют по разному. Один результат может быть получен в результате использования как положит., так и отрицат стимулов. Исследования показывают, что поощрения улучшает работу в 89% случае; наказание – В 11% - улучшает, в 11% - ухудшает; угрозы на 99% игнорируются.

Стимулы бывают: текущие, итоговые, непрерывные, периодические (переменные).

Иерархия потребностей (Маслоу)

Потребность а самовыражении

Потребность в признании и самоутверждении

Потребность в общении и поддержке

Потребность в безопасности и уверенности в будущем

Физиологические потребности.