7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц. психологии, как бихевиоризм. Традиционно - неофрейдизм (Э. Фромма и Дж. Салливана). Существует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту соц. Ψ идеи классического фрейдизма. (Теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца.) В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. В рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т -групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействие людей друг на друга. Названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: они представляют собой рассеянный психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером работа Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно новому психологическому течению гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс), которая опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику.
В настоящее - феномен так называемого рассеянного психоанализа. То есть – 1) без учета влияния психоанализа невозможно понять весь облик зарубежной соц. Ψ, некоторые ее принципиальные характеристики и установки. Тенденция рассматривать групповые взаимоотношения как сугубо эмоциональные, непосредственные сложилась, под влиянием фрейдизма. Практически все соц. психологи на Западе называют учение Фрейда теоретическим источником своих взглядов. 2) мы имеем в виду весьма активный процесс включения, интеграции отдельных психоаналитических принципов в самые различные системы взглядов. В этой форме психоанализ оказывает большое влияние на всю теорию и практику исследований за рубежом. (Случаи ассимиляции психоаналитических понятий и представлений в необихевиористской традиции (в частности, идея фрустрации-агрессии), в интеракционистском подходе (например, учение о защитных механизмах личности), в теории К. Левина. 3) практика заимствования отдельных положений психоанализа применительно к интерпретации различных социально-психологических проблем.
Среди социально-психологических проблем психоанализа, выделяются две группы: собственно социально-психологические теории и проблемы, и теории пограничные, находящиеся на стыке соц. психологии с другими общественными дисциплинами. Первые - проблемы и теории, связанные с исследованием групповых процессов. Вторые - традиционные психоаналитические исследования, сложившиеся на границе между соц. и общей психологией, между соц. Ψ и соц. философией, между соц. Ψ и соц. антропологией.
Наиболее рельефно данные тенденции реализуются в: динамической теории группового функционирования В. Байона, теории группового развития В. Бенниса и Г. Шепарда, трехмерной теории интерперсонального поведения В. Шутца.
Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологическим взглядам З. Фрейда, наиболее концентрированно выраженным в его работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человеческого Я». Фрейд выходит за границы собственно психологии личности и обращения к вопросам соц. психологии, социологии, философии, истории. Важнейшими методологическими приемами оказываются аналогия и экстраполяция, т.е. перенос положений и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые области социального знания. Этот прием оказывается основным при раскрытии Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» существа групповых связей, природы групповой динамики.
Важнейшим путем к объяснению личности невротика для Фрейда было обнаружение психологических механизмов функционирования первичной группы (семьи). В дальнейшем эти механизмы положены в основу интерпретации межличностных отношений, по существу, во всякой человеческой группе. В этом смысле Фрейд не проводит различия между малой и большой группами. Специфически понятые семейные связи оказываются в равной мере прототипом групповых отношений в том и другом случае. Ключевыми понятиями фрейдовской теории групповой динамики являются понятия десексуализированного либидо (сублимированной любви), идентификации. Именно к ним апеллирует Фрейд, отвечая на вопрос о природе сил, связывающих людей в группе.
Существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. Первичная группа, по Фрейду, представляет собой совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность - лидера - за свой идеал, идентифицируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. Ключевой фигурой оказывается лидер. Отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка - оно детерминирует отношения членов группы друг к другу. В случае нарушения связей с лидером группа распадается. Психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, поэтому он становится их идеалом - Я. Именно это качество нарциссизма делает его лидером.
Идентификация с лидером отнюдь не предполагает однозначно позитивных чувств по отношению к нему. Напротив, Фрейд рассматривает идентификацию с лидером как, в частности, механизм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером. Подобная логика рассуждений становится понятной, если иметь в виду, что в схеме Фрейда лидер в группе является своего рода изображением отца и отношение с ним строится по модели отношения с отцом. Такие черты группового поведения, как повышенную внушаемость, потерю критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера, зависимостью членов группы от него. Под действием обаяния сильного лидера член группы уподобляется загипнотизированному индивиду: подобно тому как последний отказывается от своей самостоятельности в пользу гипнотизера, он, по сути, отказывается от интернализованного родительского образа и передает его роль лидеру. Таковы вкратце основные моменты групповой психологии Фрейда (В кратце: Фрейд предлагает принять концепцию либидо, т.е. любовные отношения, которые составляют сущность массовой души. Фрейд: «раз массу что-нибудь объединяет – это любовь.», «Индивид в массе отказывается от своей инвид-ти, т.к. у него существует потребность в единстве, а не в конфликте, это тоже из-за любви.» Масса с вождем. Фрейд рассматривает на таких примерах, как армия, религия. Фрейд выводит формулу либидозной конституции массы. - Существует некоторый объект – лидер или идей. Люди, входящие в массу, воспринимают этот объект и ставят его на место «Я-идеала» → у разных людей одинакоый Я-идеал → идентифицируются между собой → вытесняются негативные чувства.).
Фрейд немало способствовал утверждению инстинктивистской, иррационалистической тенденций в этой области психологии, как и в обществознании в целом. Инстинктивизм как социально-психологическая платформа представлен в соц. Ψ как раз теориями, ориентированными на психоаналитические принципы.
+ 30-40-е гг. – формирование неофрейдизма – эволюция наиболее ортодоксальных взглядов, их смягчение. Эрих Фромм (1900-1980). Гуманистический (социальный психоанализ). Он был свидетелем 1-ой мировой войны и был свидетелем агрессивности людей. Он читал Маркса и Фрейда: «человеком движет иррациональное» - от Фрейда; «социально-политические факты, экономические, влияют на людей» - от Маркса. Итак, Фромм подчеркивал, что человеком двигает иррациональное и что уникальную индивидуальность накладывают отпечаток социально-политические факторы. Он ввел понятие «социальный характер». Идеи Фромма оказали влияние на формирование гуманистической психологии.
Современные последователи Фрейда.
Динамическая теория функционирования группы Байона (нач. 50-х гг.). Объектом наблюдений были терапевтические группы. Группа представляет собой макровариант индивида, и характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, (потребностями, мотивами, целями и т.п., которые интерпретируются им всецело в психоаналитическом духе). Группа всегда представлена в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, вычленятся аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы. Постулируется возможность конфликтов между двумя обозначенными уровнями групповой жизни, вычленяются «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным. (Т.е. у группы можно наблюдать эдипов комплекс (в отношении с лидером). Выделялись внутренние и бессознательные конфликты, есть некие системы внутренних неосознанных потребностей и мотивов, которые параллельны «Оно»; есть у группы какие-то цели, групповое Эго; есть границы группы – ограничения, которые наложены обществом).То есть Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа. Теория не получила достаточной практической проверки, но оказало большое влияние на психотерапевтическую практику + она оказала влияние на групповой анализ в Великобритании – тевистокская модель.
Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда (сер. 50-х гг.). Психоаналитическая по основной направленности, но в то же время испытала влияние и других подходов. Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах (группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа). Такие группы оказались феноменом жизни западного общества 60-70-х годов. Практика Т-групп сложилась под несомненным влиянием психоанализа. Т-группа является одной из форм или одним из методов социально-психологического тренинга. Т.е. В. Бенинс и Г. Шеппард попытались осмыслить Т- группы с т. зрения психоанализа. (В США групповая терапия (Т – группы) возникла в русле психодинамики Курта Левина 1946г. Принцип Т – группы – обратная связь: я что-то делая, а как видят это другие).
Трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что соц. жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Существо теории раскрывается в четырех постулатах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами.
1.Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением. В том и в другом случае возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и возможны отклонения в сторону «больше» или «меньше», что может приводить к соответствующим негативным последствиям.
2. Этот постулат воспроизводит фундаментальное положение психоанализа об определяющей роли раннего детства в развитии личности. Конкретной сферой продолжения опыта детства оказываются межличностные отношения взрослого. Индивид во взаимоотношениях с другими реализует опыт межличностных отношений своего детства. Когда он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации, аналогичной своей же позиции в отношениях с родителями в период детства, его взрослое поведение ориентируется на его поведение в детстве по отношению к родителям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации подобной позиции своих родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведение ориентировано на поведение его родителей или значимых других по отношению к нему, ребенку.
3. Этот постулат касается такого важнейшего феномена межличностных отношений, как. Совместимость - две личности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Постулат утверждает, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые. Шутц предположил три возможных типа совместимости и разработал пути их измерения. В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей:
совместимость, основанная на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности.
инициирующая совместимость - обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого.
реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей.
4. Последний постулат касается группового развития. Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. В этом моменте обнаруживается большое созвучие теории Шутца и теории группового развития Бенниса и Шепарда. Основное различие состоит в добавлении Шутцем фазы включения как первой ступени. Формирование группы начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происходит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обратном порядке.
В контексте социально-психологических проблем особенно усугубляются такие аспекты психоаналитического учения, как отказ от анализа социальных детерминант психологических процессов и интерпретация личности как «по сути реактивного организма, обусловленного его ранними опытами». Хотя Шутц в своей концепции межличностного поведения в ряде моментов модифицирует позицию ортодоксального фрейдизма, эта модификация не выводит его за пределы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличностным отношениям. Как и у Фрейда, в теории Шутца неизменной системе внешних соц. условий противостоит статичная система внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей, реализуемых в сфере межличностных отношений.
8. Вклад К. Левина в развитие современной соц. психологии.
Из трех теоретических направлений соц.Ψ, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Широкий спектр концепций, относимых обычно к этой ориентации, объединяет, тем не менее, известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается тоже достаточно прочно привязанный к когнитивизму круг социально-психологических феноменов.
В самом общем виде сущность когнитивистского подхода может быть охарактеризована как стремление объяснить соц. поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психической деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Общая линия связи между этим процессом и соц. поведением прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами соц. поведения. Таким образом, это поведение целиком находится в контексте некоторых организованных систем образов, понятий и других «менталистских» образований. При объединении этих образований в связанную структурированную систему человеку неизбежно приходится принимать некоторое решение, первым шагом на пути к которому является отнесение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, т.е. соотнесение его с определенной категорией. Процесс категоризации предполагает избирательное отнесение к той или другой категории, что требует в свою очередь особой тщательности в определении значения воспринимаемого предмета. Поэтому главными проблемами соц.Ψ становятся перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов и т.д.
Именно эта, самая общая, характеристика когнитивистской ориентации позволяет понять, почему ее теоретическими источниками выступают гештальтпсихология и теория поля К.Левина.
Идеи гештальт-психологии (geschtalten – целостность, структура, как форма, так и содержание): Целое всегда больше входящих в него частей; в начале – проблематика восприятия, идея изоморфизма – подобие психологических процессов мозговым, подобие перцептивных процессов реальной соц. ситуации; идея перецентрации (или перегруппировки) гештальта в проблемной ситуации, идея прегнантности (хорошая фигура) – стремление к восприятию «хорошей фигуры».
Другим теоретическим источником когнитивистской ориентации явилась теория поля К. Левина. Несмотря на близость Левина к гештальтпсихологии, ему присущи такие новые акценты, разработанные в теории поля, которые становятся особенно значимыми для соц.Ψ. Поэтому довольно часто исследователи вообще считают необходимым обозначить теорию поля не только как один из источников когнитивизма, но и рассмотреть ориентацию на нее как самостоятельный теоретический подход в соц. психологии.
Наиболее важное значение для соц.Ψ имеет тот факт, что в отличие от гештальтпсихологии, имевшей дело преимущественно с перцептивными процессами, теория поля предлагала принципы исследования проблемы личности и, следовательно, наряду с разработкой понятия «образ» выдвигала разработку понятия «мотив». Тот факт, что Левин делает упор не на гносеологический, а на мотивационный аспект субъектно-объектных отношений, таил в себе особую привлекательность для соц.Ψ, поскольку, несмотря на приверженность когнитивистов к значению фактора информации для соц. поведения, одного этого фактора оказывалось явно недостаточно. При обращении к соц. поведению проблема мотивации никак не могла быть обойденной. И хотя до сих пор проблема связи когнитивных и мотивационных процессов не решена в социально-психологических исследованиях этой ориентации, сама постановка ее возможна, в том числе и на основе синтеза классической гештальттеории и теории поля.
Для соц. психологов особенно значимыми оказались следующие положения теории поля.
Идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где в отличие от гештальттеории значение приобретает не только перцептивная структура, но и структура, в которой совершается поведение. Это дает возможность выхода из чисто когнитивных образований в область реального поведения. Конечно, в концепции Левина существуют очевидные противоречия, которые, в частности, стоят на пути и названной продуктивной идеи: препятствием исследованию подлинно реального поведения является тот факт, что сами реальные взаимодействия личности с миром заменены отношениями личности с «психологическим окружением», или, точнее, отношениями между системами напряжений личности и этим психологическим окружением. Но это уже другой вопрос: как выступает для Левина реальное поведение? Его решение в психологии зависит от общих философских позиций исследователя, и критический анализ этих идей Левина может быть дан только с позиций принципиально иной методологии. Когнитивистами же, работающими в области социальной психологии, была использована сама постановка проблемы мотивации социального поведения личности, находящейся во взаимодействии с окружением.
Известный синтез идей теории поля с идеями ортодоксальной гештальтпсихологии был осуществлен в рамках когнитивистского направления именно за счет усвоения ими двоякого содержания понятия «поле». Использование этого понятия в гештальтпсихологии и у Левина различно. Как справедливо отмечает М. Г. Ярошевский, «для гештальтистов "поле" в психологии - это перцептивная структура, это то, что воспринимается в качестве непосредственно данного сознанию. Для Левина "поле" - это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существующие вне индивида объекты его устремлений». Принятие идеи «поля» в обоих его значениях оказалось принципиально важным для социальной психологии, ибо позволяло перейти, пользуясь одними и теми же принципами, от когнитивных структур к структурам межличностных отношений.
Другая идея Левина, непосредственно использованная в когнитивистской соц. психологии, - это идея валентности. Как известно, Левин ввел это понятие, чтобы объяснить направленность «локомоций» индивида в «жизненном пространстве»: позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в определенный район силового поля, негативная валентность - движение в противоположную от него сторону. Как мы увидим ниже, многие построения когнитивистов относительно представленности в феноменальном поле субъекта его отношений к другим людям или объектам будут, хотя и в трансформированном виде, эксплуатировать эту идею.
Но подобно тому как это имело место в случае с гештальтпсихологией, вряд ли влияние Левина на когнитивистскую соц. психологию целесообразно усматривать в заимствовании ею каких-то конкретных идей Левина. Скорее и здесь влияние проявилось гораздо больше в общей ориентации психологического исследования, а именно в той идее, что психологические явления должны быть объяснены в психологических понятиях, что в фокусе исследования в первую очередь должны находиться центральные психические процессы, такие, как перцепция, мотивация, целенаправленное поведение, а не периферические, представленные сенсорно-мускульной системой. Общий принцип необходимости изучения индивида во взаимодействии с окружением применительно к языку социальной психологии выступил как принцип необходимости изучения личности в контексте группы, к которой она принадлежит. Уважение к экспериментальному исследованию в таких сложных проблемах психологии, как проблема личности, само мастерство Левина в проведении экспериментов в подобной области стимулировали серьезную экспериментальную практику в рамках когнитивистской ориентации.
Если особая щепетильность в проведении экспериментов обычно справедливо связывается с традицией бихевиоризма, то для социальной психологии характерно стремление решать любую проблему на экспериментальном уровне также и в рамках когнитивистской традиции. Только в отличие от бихевиоризма когнитивизм в значительной мере под влиянием Левина - стремится анализировать именно «гуманистические» аспекты поведения. Так или иначе, но влияние Левина на американскую социальную психологию оказалось огромным, именно его ученики создали ядро когнитивистской ориентации (прежде всего Л. Фестингер и Ф. Хайдер), многие из предложенных им понятий вошли в язык когнитивных теорий. Особняком стоит, конечно, и новая область исследований, обозначенная Левином как «групповая динамика». Целый комплекс собственно социально-психологических проблем, таких, как стиль лидерства, групповая дискуссия, групповая сплоченность, стал разрабатываться именно в рамках этого подхода. Тот факт, что названная проблематика не рассматривается здесь, поскольку не имеет прямого отношения к когнитивистской ориентации, не должен означать, что эта сторона деятельности Левина может быть сброшена со счета при анализе состояния социальной психологии в ХХ столетии.
Лекция: К. Левин предложил перенести идеи из физики в психологию – теория поля. Считал, что подобно тому, как в физике существуют отрицат. и положит. заряженные поля, так и в психологии – и люди, и предметы, слова – обладают зарядом и создают годологическое пространство. Предложил формулу поведения: В= f (P,E), где В – поведение, Р – личность, Е – окр. среда.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.