logo
соц

7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.

Психоанализ не получил столь широкого распространения в соц. психологии, как бихевиоризм. Традиционно - неофрейдизм (Э. Фромма и Дж. Салливана). Существует и дру­гой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту соц. Ψ идеи классического фрейдизма. (Теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца.) В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диа­дического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. В рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т -групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействие людей друг на друга. Названные теории нельзя считать системно реализующими основные идеи психоанализа: они пред­ставляют собой рассеянный психоанализ, т.е. со­держат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику. Ярким примером работа Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок по­явления фашизма. Психоанализ дал толчок и сравнительно ново­му психологическому течению гуманистической психологии (А. Мас­лоу, К. Роджерс), которая опирается на теорию и практику групп тренинга и строит на этой основе свою, достаточно разветвленную проблематику.

В настоящее - фе­номен так называемого рассеянного психоанализа. То есть – 1) без учета влияния пси­хоанализа невозможно понять весь облик зарубежной соц. Ψ, некоторые ее принципиальные характеристики и ус­тановки. Тенденция рассматривать групповые взаимоотношения как сугубо эмоциональные, непос­редственные сложилась, под влиянием фрейдизма. Практически все соц. психологи на За­паде называют учение Фрейда теоретическим источником своих взглядов. 2) мы имеем в виду весьма активный процесс включения, интеграции отдельных психоаналитических принци­пов в самые различные системы взглядов. В этой форме психоана­лиз оказывает большое влияние на всю теорию и практику исследований за рубежом. (Слу­чаи ассимиляции психоаналитических понятий и представлений в необихевиористской традиции (в частности, идея фрустрации-аг­рессии), в интеракционистском подходе (например, учение о за­щитных механизмах личности), в теории К. Левина. 3) практика заимствования отдельных положений психоанализа применительно к интерпретации различных социально-психоло­гических проблем.

Среди социально-психологических проблем психоанализа, выде­ляются две группы: собственно социально-психологические теории и про­блемы, и теории пограничные, находящиеся на стыке соц. психологии с другими общественными дисциплинами. Первые - проблемы и теории, связанные с исследованием групповых процессов. Вторые - традиционные психоаналитические исследования, сложившиеся на границе между соц. и общей психологией, между соц. Ψ и соц. философией, между соц. Ψ и соц. антропологией.

Наиболее рельефно данные тенденции реализуются в: динамической теории группового функционирования В. Бай­она, теории группового развития В. Бенниса и Г. Ше­парда, трехмерной теории интерперсо­нального поведения В. Шутца.

Современные психоаналитические представления о групповых процессах своими корнями восходят к социально-психологичес­ким взглядам З. Фрейда, наиболее концентрированно выражен­ным в его работе 1921 г. «Массовая психология и анализ человечес­кого Я». Фрейд выходит за границы собственно психологии личности и обращения к вопросам соц. психологии, социологии, философии, истории. Важнейшими мето­дологическими приемами оказываются аналогия и экстраполяция, т.е. перенос положений и принципов, вычлененных при анализе невротика, на новые обла­сти социального знания. Этот прием оказывается ос­новным при раскрытии Фрейдом в работе «Групповая психология и анализ Эго» существа групповых связей, природы групповой динамики.

Важнейшим путем к объяснению личности не­вротика для Фрейда было обнаружение психологических механиз­мов функционирования первичной группы (семьи). В даль­нейшем эти механизмы положены в основу интерпретации меж­личностных отношений, по существу, во всякой человеческой группе. В этом смысле Фрейд не проводит различия между малой и большой группами. Специфически понятые семейные связи оказываются в равной мере прототипом групповых от­ношений в том и другом случае. Ключевыми понятиями фрейдов­ской теории групповой динамики являются понятия десексуали­зированного либидо (сублимированной любви), идентификации. Именно к ним апеллирует Фрейд, отвечая на вопрос о природе сил, связывающих людей в группе.

Существо группы составляет система эмоциональных, либи­донозных по своему характеру связей. Первичная группа, по Фрей­ду, представляет собой совокупность индивидов, которые прини­мают одну и ту же личность - лидера - за свой идеал, идентифи­цируют себя с ним и лишь постольку, поскольку это происходит идентифицируют себя друг с другом. Таким образом, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером. Ключевой фигурой оказывается лидер. Отношение членов группы к лидеру является связью первого порядка - оно детерминирует отношения членов группы друг к другу. В случае нарушения связей с лидером группа распада­ется. Психология лидера резко отличается от психологии других членов группы. Он не имеет эмоциональных привязанностей к кому-либо, кроме себя. Он никого не любит, кроме себя, самоуверен и независим, обладает всеми качествами и способностями, которых члены группы не могут достичь, по­этому он становится их идеалом - Я. Именно это качество нар­циссизма делает его лидером.

Идентификация с лидером отнюдь не предполагает однознач­но позитивных чувств по отношению к нему. Напротив, Фрейд рассматривает идентификацию с лидером как, в частности, меха­низм защиты против враждебных чувств к лидеру и как косвенный способ «стать» лидером. Подобная логика рассуждений становится понятной, если иметь в виду, что в схеме Фрейда лидер в группе является своего рода изображением отца и отношение с ним стро­ится по модели отношения с отцом. Такие черты группового поведения, как повышенную внушаемость, потерю критичности, Фрейд объясняет влиянием сильного лидера, зави­симостью членов группы от него. Под действием обаяния сильного лидера член группы уподобляется загипнотизированному индивиду: подобно тому как последний отказывается от своей самостоя­тельности в пользу гипнотизера, он, по сути, отказывается от интернализованного родительского образа и передает его роль ли­деру. Таковы вкратце основные моменты групповой психологии Фрейда (В кратце: Фрейд предлагает принять концепцию либидо, т.е. любовные отношения, которые составляют сущность массовой души. Фрейд: «раз массу что-нибудь объединяет – это любовь.», «Индивид в массе отказывается от своей инвид-ти, т.к. у него существует потребность в единстве, а не в конфликте, это тоже из-за любви.» Масса с вождем. Фрейд рассматривает на таких примерах, как армия, религия. Фрейд выводит формулу либидозной конституции массы. - Существует некоторый объект – лидер или идей. Люди, входящие в массу, воспринимают этот объект и ставят его на место «Я-идеала» → у разных людей одинакоый Я-идеал → идентифицируются между собой → вытесняются негативные чувства.).

Фрейд немало способствовал утверждению инстинктивистской, иррационалистической тенденций в этой области психологии, как и в обществознании в целом. Инстинктивизм как социально-пси­хологическая платформа представлен в соц. Ψ как раз теориями, ориентированными на психоаналитические прин­ципы.

+ 30-40-е гг. – формирование неофрейдизма – эволюция наиболее ортодоксальных взглядов, их смягчение. Эрих Фромм (1900-1980). Гуманистический (социальный психоанализ). Он был свидетелем 1-ой мировой войны и был свидетелем агрессивности людей. Он читал Маркса и Фрейда: «человеком движет иррациональное» - от Фрейда; «социально-политические факты, экономические, влияют на людей» - от Маркса. Итак, Фромм подчеркивал, что человеком двигает иррациональное и что уникальную индивидуальность накладывают отпечаток социально-политические факторы. Он ввел понятие «социальный характер». Идеи Фромма оказали влияние на формирование гуманистической психологии.

Со­временные последователи Фрейда.

Динамическая теория функционирования группы Байона (нач. 50-х гг.). Объектом наблюдений были терапевтические группы. Группа представляет собой макровариант инди­вида, и характеризуется теми же параметра­ми, что и отдельная личность, (потребностями, мотивами, це­лями и т.п., которые интерпретируются им всецело в психоанали­тическом духе). Группа всегда представлена в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, вычленятся аспекты груп­повой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами чле­нов группы. Постулируется возможность конфликтов между двумя обозначенными уровнями групповой жизни, вычленяются «кол­лективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным. (Т.е. у группы можно наблюдать эдипов комплекс (в отношении с лидером). Выделялись внутренние и бессознательные конфликты, есть некие системы внутренних неосознанных потребностей и мотивов, которые параллельны «Оно»; есть у группы какие-то цели, групповое Эго; есть границы группы – ограничения, которые наложены обществом).То есть Байон пытается перенести понятия и механиз­мы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении инди­видуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказыва­ется не отдельная личность, а целая группа. Теория не получила достаточной практической проверки, но оказало большое влияние на психотерапевтическую практику + она оказала влияние на групповой анализ в Великобритании – тевистокская модель.

Теория развития группы В. Бенниса и Г. Шепарда (сер. 50-х гг.). Психоаналити­ческая по основной направленности, но в то же время испытала влияние и других подходов. Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-груп­пах (группах тренинга человеческих отношений, группах са­моанализа). Такие группы оказались феноменом жизни западного общества 60-70-х годов. Практика Т-групп сложилась под несомненным влиянием психоанализа. Т-группа является одной из форм или одним из методов социально-психологического тренинга. Т.е. В. Бенинс и Г. Шеппард попытались осмыслить Т- группы с т. зрения психоанализа. (В США групповая терапия (Т – группы) возникла в русле психодинамики Курта Левина 1946г. Принцип Т – группы – обратная связь: я что-то делая, а как видят это другие).

Трёхмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца. Принципиальной основой теории Шутца является положение фрейдизма о том, что соц. жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства. Существо теории раскрывается в четырех постулатах, в свою очередь, связанных с соответствующими теоремами.

1.Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Межличностные потребности во многих отношениях аналогич­ны биологическим потребностям. Если биологические потребнос­ти регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человечес­ким окружением. В том и в другом случае возможен оптимальный вариант удов­летворения потребности и возможны отклонения в сторону «боль­ше» или «меньше», что может приводить к соответствующим нега­тивным последствиям.

2. Этот постулат воспроизводит фундаменталь­ное положение психоанализа об определяющей роли раннего дет­ства в развитии личности. Конкретной сферой продолжения опыта детства оказываются межличностные отношения взрослого. Индивид во взаимоотношениях с другими реализует опыт межличностных отношений своего детства. Когда он воспринимает свою взрослую позицию в межличностной ситуации, аналогичной своей же позиции в отно­шениях с родителями в период детства, его взрослое поведение ориентируется на его поведение в детстве по отношению к роди­телям или значимым другим. Если же он воспринимает свою взрос­лую позицию в межличностной ситуации подобной позиции сво­их родителей в отношениях с ним в детстве, его взрослое поведе­ние ориентировано на поведение его родителей или значимых других по отношению к нему, ребенку.

3. Этот постулат касается такого важнейшего феномена межличностных отношений, как. Совместимость - две лич­ности совместимы, если они могут вместе работать в гармонии. Постулат утверждает, что совместимые группы бо­лее эффективны в достижении групповых целей, чем группы не­совместимые. Шутц предположил три возможных типа совмести­мости и разработал пути их измерения. В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей:

4. Последний постулат касается группо­вого развития. Шутц полагает, что каждая группа в своем станов­лении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви. В этом моменте обнаруживается большое созвучие теории Шутца и теории группового развития Бенниса и Шепарда. Основное раз­личие состоит в добавлении Шутцем фазы включения как первой ступени. Формирование группы начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или вый­ти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происхо­дит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответствен­ности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обрат­ном порядке.

В контексте социально-психологических проблем особенно усугубляются такие аспекты психоаналитичес­кого учения, как отказ от анализа социальных детерминант психологических процессов и интерпретация личности как «по сути реактивного организма, обусловленного его ранними опытами». Хотя Шутц в своей концепции межличнос­тного поведения в ряде моментов модифицирует позицию орто­доксального фрейдизма, эта модификация не выводит его за пре­делы инстинктивизма и антиисторизма в подходе к межличностным отношениям. Как и у Фрейда, в теории Шутца неизменной системе внешних соц. условий противостоит статичная си­стема внутреннего мира личности в форме изначально заданных потребностей, реализуемых в сфере межличностных отношений.

8. Вклад К. Левина в развитие современной соц. психологии.

Из трех теоретических направлений соц.Ψ, имеющих своим источником системы психологического знания, когнитивизм труднее всего определить как единую «школу». Ши­рокий спектр концепций, относимых обычно к этой ориентации, объединяет, тем не менее, известная общность теоретических ис­точников и единство концептуального аппарата, посредством ко­торого описывается тоже достаточно прочно привязанный к ког­нитивизму круг социально-психологических феноменов.

В самом общем виде сущность когнитивистского подхода мо­жет быть охарактеризована как стремление объяснить соц. поведение при помощи описания преимущественно познаватель­ных процессов, характерных для человека. В противоположность бихевиоризму когнитивисты обращаются прежде всего к психи­ческой деятельности, к структурам психической жизни. Главный акцент в исследованиях делается на процесс познания (cognition). Общая линия связи между этим процессом и соц. поведе­нием прослеживается следующим образом: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в ре­зультате чего образуются различные идеи, верования, ожидания, аттитюды, которые и выступают регуляторами соц. пове­дения. Таким образом, это поведение целиком находится в кон­тексте некоторых организованных систем образов, понятий и дру­гих «менталистских» образований. При объединении этих образований в связанную структуриро­ванную систему человеку неизбежно приходится принимать неко­торое решение, первым шагом на пути к которому является отне­сение воспринимаемого предмета к какому-либо классу явлений, т.е. соотнесение его с определенной категорией. Процесс катего­ризации предполагает избирательное отнесение к той или другой категории, что требует в свою очередь особой тщательности в оп­ределении значения воспринимаемого предмета. Поэтому главны­ми проблемами соц.Ψ становятся перцепция, аттракция, формирование и изменение аттитюдов и т.д.

Именно эта, самая общая, характеристика когнитивистс­кой ориентации позволяет понять, почему ее теоретическими ис­точниками выступают гештальтпсихология и теория поля К.Левина.

Идеи гештальт-психологии (geschtalten – целостность, структура, как форма, так и содержание): Целое всегда больше входящих в него частей; в начале – проблематика восприятия, идея изоморфизма – подобие психологических процессов мозговым, подобие перцептивных процессов реальной соц. ситуации; идея перецентрации (или перегруппировки) гештальта в проблемной ситуации, идея прегнантности (хорошая фигура) – стремление к восприятию «хорошей фигуры».

Другим теоретическим источником когнитивистской ориента­ции явилась теория поля К. Левина. Несмотря на близость Левина к гештальтпсихологии, ему присущи такие новые акценты, разра­ботанные в теории поля, которые становятся особенно значимы­ми для соц.Ψ. Поэтому довольно часто исследо­ватели вообще считают необходимым обозначить теорию поля не только как один из источников когнитивизма, но и рассмотреть ориентацию на нее как самостоятельный теоретический подход в соц. психологии.

Наиболее важное значение для соц.Ψ имеет тот факт, что в отличие от гештальтпсихологии, имевшей дело преимущественно с перцептивными процессами, теория поля пред­лагала принципы исследования проблемы личности и, следова­тельно, наряду с разработкой понятия «образ» выдвигала разра­ботку понятия «мотив». Тот факт, что Левин делает упор не на гносеологический, а на мотивационный аспект субъектно-объект­ных отношений, таил в себе особую привлекательность для соц.Ψ, поскольку, несмотря на приверженность ког­нитивистов к значению фактора информации для соц. поведения, одного этого фактора оказывалось явно недостаточно. При обращении к соц. поведению проблема мотивации никак не могла быть обойденной. И хотя до сих пор проблема свя­зи когнитивных и мотивационных процессов не решена в соци­ально-психологических исследованиях этой ориентации, сама по­становка ее возможна, в том числе и на основе синтеза классичес­кой гештальттеории и теории поля.

Для соц. психологов особенно значимыми оказались следующие положения теории поля.

Идея взаимодействия индивида и окружения (среды), где в отли­чие от гештальттеории значение приобретает не только перцеп­тивная структура, но и структура, в которой совершается поведе­ние. Это дает возможность выхода из чисто когнитивных образо­ваний в область реального поведения. Конечно, в концепции Левина существуют очевидные противоречия, которые, в частно­сти, стоят на пути и названной продуктивной идеи: препятствием исследованию подлинно реального поведения является тот факт, что сами реальные взаимодействия личности с миром заменены отношениями личности с «психологическим окружением», или, точнее, отношениями между системами напряжений личности и этим психологическим окружением. Но это уже другой вопрос: как выступает для Левина реальное поведение? Его решение в психологии зависит от общих философских позиций исследовате­ля, и критический анализ этих идей Левина может быть дан толь­ко с позиций принципиально иной методологии. Когнитивистами же, работающими в области социальной психологии, была использована сама постановка проблемы мотивации социального поведения личности, находящейся во взаимодействии с окружением.

Известный синтез идей теории поля с идеями ортодоксальной гештальтпсихологии был осуществлен в рамках когнитивистского направления именно за счет усвоения ими двоякого содержания понятия «поле». Использование этого понятия в гештальтпсихоло­гии и у Левина различно. Как справедливо отмечает М. Г. Ярошев­ский, «для гештальтистов "поле" в психологии - это перцептив­ная структура, это то, что воспринимается в качестве непосред­ственно данного сознанию. Для Левина "поле" - это структура, в которой совершается поведение. Она охватывает в нераздельности мотивационные устремления (намерения) индивида и существу­ющие вне индивида объекты его устремлений». Принятие идеи «поля» в обоих его значениях оказалось прин­ципиально важным для социальной психологии, ибо позволяло перейти, пользуясь одними и теми же принципами, от когнитив­ных структур к структурам межличностных отношений.

Другая идея Левина, непосредственно использованная в ког­нитивистской соц. психологии, - это идея валентности. Как известно, Левин ввел это понятие, чтобы объяснить направленность «локомоций» индивида в «жизненном пространстве»: позитивная валентность обеспечивает устремление индивида в оп­ределенный район силового поля, негативная валентность - дви­жение в противоположную от него сторону. Как мы увидим ниже, многие построения когнитивистов относительно представленнос­ти в феноменальном поле субъекта его отношений к другим лю­дям или объектам будут, хотя и в трансформированном виде, эк­сплуатировать эту идею.

Но подобно тому как это имело место в случае с гештальтпси­хологией, вряд ли влияние Левина на когнитивистскую соц. психологию целесообразно усматривать в заимствовании ею ка­ких-то конкретных идей Левина. Скорее и здесь влияние прояви­лось гораздо больше в общей ориентации психологического ис­следования, а именно в той идее, что психологические явления должны быть объяснены в психологических понятиях, что в фоку­се исследования в первую очередь должны находиться централь­ные психические процессы, такие, как перцепция, мотивация, целенаправленное поведение, а не периферические, представлен­ные сенсорно-мускульной системой. Общий принцип необходимости изучения индивида во взаимодействии с окружением при­менительно к языку социальной психологии выступил как прин­цип необходимости изучения личности в контексте группы, к ко­торой она принадлежит. Уважение к экспериментальному исследованию в таких сложных проблемах психологии, как проблема личности, само мастерство Левина в проведении экспериментов в подобной области стимулировали серьезную экспериментальную практику в рамках когнитивистской ориентации.

Если особая щепетильность в проведении экспериментов обыч­но справедливо связывается с традицией бихевиоризма, то для социальной психологии характерно стремление решать любую про­блему на экспериментальном уровне также и в рамках когнитивист­ской традиции. Только в отличие от бихевиоризма когнитивизм­ в значительной мере под влиянием Левина - стремится анализи­ровать именно «гуманистические» аспекты поведения. Так или ина­че, но влияние Левина на американскую социальную психологию оказалось огромным, именно его ученики создали ядро когнити­вистской ориентации (прежде всего Л. Фестингер и Ф. Хайдер), многие из предложенных им понятий вошли в язык когнитивных теорий. Особняком стоит, конечно, и новая область исследова­ний, обозначенная Левином как «групповая динамика». Целый комплекс собственно социально-психологических проблем, таких, как стиль лидерства, групповая дискуссия, групповая сплоченность, стал разрабатываться именно в рамках этого подхода. Тот факт, что названная проблематика не рассматривается здесь, поскольку не имеет прямого отношения к когнитивистской ориентации, не должен означать, что эта сторона деятельности Левина может быть сброшена со счета при анализе состояния социальной психологии в ХХ столетии.

Лекция: К. Левин предложил перенести идеи из физики в психологию – теория поля. Считал, что подобно тому, как в физике существуют отрицат. и положит. заряженные поля, так и в психологии – и люди, и предметы, слова – обладают зарядом и создают годологическое пространство. Предложил формулу поведения: В= f (P,E), где В – поведение, Р – личность, Е – окр. среда.