81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
Семья – система отношений, основанная на каком-то договоре (официальном/неофициальном) или на кровном родстве. (Исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми как малой группы, связанной общностью быта и взаимной моральной ответственностью).
Основные понятия обшей теории систем. Общая тория систем была разработана Людвигом Ван Барталанфи. Это общенаучная философская система. Существует два основных взгляда на мир: механистический и организмический. Механистический – Ньютоно-Галилеевский – исходит из положения о разбиении предмета исследования на элементарные части, атомы. Характерна линейная причинно-следственная связь происходящего. Организмическо-биологический – исходит из аристотелевского положения о том, что целое всегда больше суммы составляющих его частей. Взаимосвязи всех элементов по круговой связи. Приложение этого последнего подхода к психологии дало выделение терапии.
Принципы. Система имеет структурную организации. Эта структура может быть топологической (местоположение объектов) и динамической. Социально-биологические системы являются динамическими. В них всегда есть движение - следовательно, все элементы влияют на другие элементы и испытывают влияние на себе. Воздействие на один элемент вызывает воздействие и на другие элементы системы.
Принцип иерархичности – в любой системе есть определенная иерархия. Каждая система является подсистемой более крупной системы.
Границы (между системой и ее окружением и между элементами системы) осуществляют защиту структуры и функций системы. Они могут быть фиксированными или подвижными. Чтобы функционирование было благополучным, границы должны быть подвижны и четко обозначены. Фиксированные границы ведут к застою и изоляции. Слишком открытые границы ведут к нечеткому распределению функций.
Говорят об открытых и закрытых системах. Социальные системы не могут быть полностью закрытыми – имеется в виду степень закрытости-открытости.
Процессы внутри системы могут быть • спиральными (спиралевидными) и • циркулярными (циркуляционными). Незаметный переход – непрерывный процесс; прерывистый – если развитие идет скачкообразно. Иногда говорят о том, что системы могут быть маневрирующими. Иногда, кажется, что семья находится в нескольких состояниях – "амбивалентные чувства".
В теории систем существует два уровня: первый – иерархический и второй – логический (более высокий). Система, которая находится на втором уровне, может описывать первые уровни. Это способность к рефлексии, способность системы иметь автопортрет – метауровень. Поведение системы относительно окружающей среды может быть активным или реактивным. При активном поведении у системы есть целевые характеристики. Чаще всего такая система как семья активна. Это самоорганизующаяся система. Ее движение определяется ее целями. В системе есть стремление к сохранению идентичности, целостности, стремление к тому, чтобы не развалиться, развиваясь. Это гомеостатические процессы. Сохранению баланса способствует обратная связь. В ответ на нее запускаются механизмы для восстановления равновесия. Дисфункция – когда семья не включает переорганизацию, когда это нужно.
Для описания способности к изменению вводят понятия "адаптивность" и "метаадаптивность". Адаптивность — это способность системы приспосабливаться к окружающей среде. Переорганизация происходит в основном благодаря некоторым количественным или структурным изменениям. Гомеостатические процессы в узком смысле, которые направлены на сохранение системы (семейные правила, мифы, хронические болезни). Изменения, которые не затрагивают структуры – изменения первого порядка, которые ведут к адаптации. Но для развития необходимы изменения второго порядка, которые переорганизуют структуру, изменяют суть семейных процессов.
Метаадаптация – это способность к адаптации. М.– возможность менять адаптацию, приспосабливать ее.
Основные параметры семейной структуры. Исследованием организации семенной структуры занимались в основном представители структурной школы. Главой этой школы является С. Минухин. Были выделены т.н. основные параметры системы, анализ которых позволяет выявить наиболее острые проблемы. Это: сплоченность, иерархия, гибкость системы, внешние и внутренние границы.
Сплоченность – это степень эмоциональной связи, близости, привязанности членов семьи друг к другу, степень, до которой члены семьи видят себя как единое целое. М. Боуэн подложил теорию дифференциации, которая отражает степень сплочённости. Дифференциация и сплоченность – это два полюса одной шкалы.
Иерархия – кто в семье авторитет, кто руководит; степень влияния членов семьи друг на друга; система разных ролей, соподчиненность.
Границы семейной системы – помогают регулировать семейные отношения с окружающей средой и отношения подсистем друг с другом (родительская, детская, прародителей и др.). Г. часто устанавливается через семейные правила. Границы семьи не должны быть слишком жесткими или слишком гибкими. В первом случае неминуем застой и отсутствие развития; во втором – большая разобщённость, отсутствие близких отношений, семья превращается в коммунальную квартиру. Если внутренние границы между родителями и детьми слишком жесткие, то возникает разобщенность; если слишком тесные – на ребенка ложится слишком большой груз – быть другом своих родителей, при этом не реализуются роли и провисают функции. Существуют индивидуальные границы, границ подсистем (родители-дети), границы между семьей и окружающими, границы между государствами. Флуктуация границ – круги жесткости границ чередуются. Основная цель психолога в работе с границами – переструктуировать их, можно прямо на приеме.
Циркулярная модель Олсона. Изучает соотношение сплоченности и гибкости. По горизонтали – уровень сплоченности. Последовательность уровней слева направо: разобщенные, разделенные, связанные, запутанные семьи. По вертикали — уровень гибкости. Последовательность уровней снизу вверх: ригидные, структурированные, гибкие, хаотичные семьи. Наиболее оптимальны средние уровни. Крайние уровни являются дисфункциональными. Крайний уровень сплоченности Боуэн назвал "недифференцированное эго-колесо" - слабодифференцированный человек (эмоции не дифференцированы от разума) действует под влиянием эмоций, не может объяснить, почему поступает так, а не иначе, любой стресс, изменение ситуации приводит к потере разума, человек постоянно находится в состоянии аффекта, не может не заражаться и чужими эмоциями. Запутанная семья – члены семьи слабодифференцированы, большие требования лояльности друг к другу, страх различий.
Разобщенная с. – нет эмоциональной близости, согласованного поведения, общих дел – стремление создавать коалиции, при попытке членов установить близкие отношения растет тревога.
Разделённый с. – ценно время, проводимое вне семьи, но есть и сплоченность. Проблемы являются условным толчком к интеграции.
Связанный с. – члены семьи часто проводят время вместе, но до уровня запутанности не доходят.
Ригидная с. – правила перестраиваются с большим прудом. Это сильно иерархизированные семьи.
Хаотичная с. – вообще нет правил, функции провисают, роли не распределены. Структурированная с. – демократичная семья, роли и правила стабильны, но есть возможность иx обсуждать.
Гибкая с. – всегда возможны переговоры. Дети порой принимают участие в них. В таких семьях порой не хватает лидерства. Семья может функционировать в разных стилях на разных этапах жизни.
Коммуникация – сбалансированность между уровнями ги6кости и сплоченности. Зависит от коммуникативных навыков. Heобходимы эмпатия, способность к самораскрытию, умение слушать, выражать свои мысли, договариваться. Супруги, вступая в брак, воспроизводит структурy родительской семьи или противоположную ей. Легче договориться людям, которые происходят из одинаковых или противоположных семей. Нужно учитывать, что для того, чтобы сделать наоборот, не так как было в родительской семье, надо сначала оказаться в ситуации как у родителей, а потам сделать наоборот. Нормы гибкости и сплоченности разнятся в разных культурах
По Олсону: дети, вступая в брак, повторяют модель родительской семьи или создают противоположную.
Семейные треугольники. О точки зрения Боуэна основной единицей семейной системы является треугольник. В общем виде это могут быть любые опрощения между тремя каналами связей, где в любом углу может оказаться любой предмет, деятельность, нарушение поведения и др. Основная идея – взаимоотношения двух участников треугольника зависят от третьей стороны. Когда ребенка вовлекают в отношения в диаде – это триангуляция. Обычно потребность в чрезмерном вовлечении третьего возникает, когда существует напряженность между двумя. Этот третий позволяет сбрасывать на него излишние эмоции.
Типы дисфункциональных семейных структур: 1) несбалансированные по степени гибкости и сплоченности; 2) структуры, которые включают в себя аутсайдеров (нелюбимый ребёнок, кто-то из прародителей); 3) структуры, включающие межпоколенную коалицию (особенно опасны, когда коалиции секретны (не осознаются или скрываются)); 4) структуры с перевернутой иерархией; 5) с нарушением иерархии в статусе детей.
Выделяют две группы стабилизаторов: - функциональные (общее место проживание, общие деньги, общие дела, развлечения); - дисфункциональные (дети, болезни, нарушения поведения).
82 =81
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.