27. Интерактивная сторона общения.
Интерактивная сторона О-я - это условный термин, обозначающий хар-ку тех компонентов О-я, к-ые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной дея-ти. Исследование проблемы взаимодействия имеет в соц. Ψ давнюю традицию. Интуитивно легко допустить несомненную связь, которая существует между О-ем и взаимодействием людей, однако трудно развести эти понятия и тем самым сделать эксперименты более точно ориентированными. Часть авторов просто отождествляют О-е и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова (т.е. как обмен информацией), другие рассматривают отношения между взаимодействием и О-ем как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но всё же самостоятельном существовании О-я как коммуникации и взаимодействия как интеракции.
Если коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной дея-ти, то обмен знаниями и идеями по поводу этой дея-ти неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее дея-ть, организовать ее. Понятием «взаимодействие» раскрывается одна из сторон общения: та сторона, к-ая фиксирует не только обмен инф-ей, но и организацию совместных действий, позволяющих реализовать общую дея-ть.
В истории соц. Ψ существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Распространение получила теория действия (теория соц. действия), в которой в различных вариантах предлагалось описание индивидуального акта действия. Компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения. Задача всегда формулировалась как поиск доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии.
Пример реализации этой идеи - теория Парсонса: попытка наметить общий категориальный аппарат для описания структуры соц. действия. В основе соц. деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая дея-ть в ее широком проявлении, она - результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, с точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: а) деятель, б) «другой» (объект, на который направлено действие); в) нормы (по которым организуется взаимодействие), г) ценности (которые принимает каждый участник), д) ситуация (в которой совершается действие). Эта попытка - неудачна: раскрывала «анатомию» действия и была настолько абстрактной, что никакого значения для эмпирического анализа различных видов действий не имела; нет содержательной хар-ки соц. действий; теряется соц. контекст, т.к. богатство соц. дея-ти выводится из психологии индивида.
Другая попытка построить структуру взаимодействия связана с описанием ступеней его развития. Щепаньский: центр. понятие при описании соц. поведения - понятие соц. связи. Это последовательное осуществление: а) пространственного контакта, б) психического контакта (здесь, это взаимная заинтересованность), в) соц. контакта (здесь это - совместная дея-ть), г) взаимодействия («систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»), д) соц. отношения (взаимно сопряженных систем действий). Хотя все сказанное относится к характеристике «соц. связи», ее вид - «взаимодействие» - представлен наиболее полно. Выстраивание в ряд ступеней, предшествующих взаимодействию, не является слишком строгим: пространственный и психический контакты - предпосылки индивидуального акта взаимодействия, и потому схема не снимает погрешностей предшествующей попытки. Но включение в число предпосылок взаимодействия «соц. контакта», понятого как совместная дея-ть, во многом меняет картину: если взаимодействие возникает как реализация совместной дея-ти, то дорога к изучению его содержательной стороны остается открытой. Довольно близкой к описанной схеме является схема, предложенная в отеч. соц. психологии Панферовым.
Еще один подход к структурному описанию взаимодействия представлен в транзактном анализе - направлении, предлагающем регулирование действий участников взаимодействия через регулирование их позиций, а также учет хар-ра ситуаций и стиля взаимодействия (Берн). Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций - Родитель, Взрослый, Ребенок. Эти позиции не обязательно соответствуют соц. роли: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка - «Хочу!», Родителя - «Надо!», Взрослого - объединение «Хочу» и «Надо»). Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают. Взаимодействие нарушается в случае «пересекающихся» транзакций. (Аналогичный подход предложен Ершовым: обозначает позиции и говорит о возможной «пристройке сверху» и «пристройке снизу»). Второй показатель эффективности - адекватное понимание ситуации и адекватный стиль действия в ней.
В соц. Ψ существует много классификаций ситуаций взаимодействия: Леонтьев (социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные ситуации); Аргайл (официальные соц. события, случайные эпизодические встречи, формальные контакты на работе и в быту, асимметричные ситуации); Берн уделяет особое внимание ритуалам, полуритуалам (имеющим место в развлечениях) и играм (понимаемым весьма широко, включая интимные, политические игры и т.п.).
Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено. Три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.
Типы взаимодействия. Люди вступают в бесконечное количество различных видов взаимодействия. Распространенным является дихотомическое деление всех видов взаимодействий на два противоположных видa: кооперация и конкуренция.
Кооперация: координация единичных сил участников (упорядочивание, комбинирование, суммирование этих сил); необходимый элемент совместной дея-ти. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса. Поэтому экспериментальные исследования кооперации имеют дело с анализом вкладов участников взаимодействия и степени их включенности в него.
В исследованиях конкуренции чаще анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме - на конфликте. Конфликты выступают предметом исследования и в ряде других дисциплин. Соц. психология сосредоточивает свое внимание на 2 вопросах: - на анализе вторичных соц.-псих. аспектов в конфликте (например, осознание конфликта его участниками); - на выделении частного класса конфликтов, порождаемых специфическими соц.-псих. факторами. Эти задачи могут быть успешно решены при наличии адекватной понятийной схемы исследования. Она должна охватить как минимум 4 осн. хар-ки конфликта: структуру, динамику, функцию и типологию конфликта.
Структура конфликта описывается по-разному, но осн. элементы: – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Не всякий конфликт имеет негативное значение. Дойч: 2 вида конфликтов: деструктивные и продуктивные. Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию взаимодействия; хар-на «эскалация» конфликта - наращивание напряженности, включение все большего числа ложных восприятий черт оппонента, самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнера. Продуктивный конфликт чаще возникает, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, на способы ее решения. В таком случае сам конфликт способствует формированию более всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнера, защищающего другую точку зрения – она становится более «легитимной».
При анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания дея-ти, в рамках которой даны те или иные виды взаимодействия. Так можно констатировать кооперативную форму взаимодействия не только в условиях производства, но и при осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных поступков. Поэтому при исследовании как кооперативных, так и конкурентных форм взаимодействия недопустимо рассматривать их вне общего контекста дея-ти.
Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий. Выделение двух полярных типов взаимодействия играет определенную положит. роль в анализе интерактивной стороны О-я. Однако только такое дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия оказывается недостаточным для практики. Поэтому в соц. Ψ существуют поиски и иного рода – выделить более «мелкие» типы взаимодействия, которые могли бы быть использованы в эксперименте в качестве единицы наблюдения. Бейлс: разработал схему, позволяющую по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Он фиксировал при помощи метода наблюдения те реальные проявления взаимодействий, которые можно было увидеть в группе детей, выполняющих некоторую совместную дея-ть. Сначала список состоял из 82 видов взаимодействий и потому был непригоден для построения эксперимента. Бейлс свел наблюдаемые образцы взаимодействий в категории, предположив, что каждая групповая дея-ть может быть описана при помощи 4 категорий, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций (солидарность, снятие напряжения, согласие), область негативных эмоций (несогласие, создание напряжённости, демонстрация антагонизма), область решения проблем (предложение, мнение, ориентация других) и область постановки этих проблем (просьба об информации, об указании, просьба высказать мнение).
Схема Бейлса получила довольно широкое распространение, несмотря на ряд существенных критических замечаний: - никакого логического обоснования существования именно 12 возможных видов не приводится, равным образом как и определения именно четырех категорий; - в предложенном перечне взаимодействий нет единого основания, по которому они были бы выделены (перемешаны как чисто коммуникативные проявления индивидов, так и непосредственные проявления их в «действиях»). Главный аргумент, не позволяющий придавать этой схеме слишком большого значения: в ней полностью опущена хар-ка содержания общей групповой дея-ти, т.е. схвачены лишь формальные моменты взаимодействия.
Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории соц. Ψ тенденцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущественно к исследованию взаимодействия в диаде. При изучении «диадического взаимодействия», а наиболее подробно оно исследовано Дж. Тибо и Г. Келли, используется предложенная на основе математической теории игр «дилемма узника». В эксперименте задается некоторая диада: два узника, находящиеся в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, в которой фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведет себя другой. У каждого есть две крайние возможности поведения: «сознаться» и «не сознаться». След-но, могут сложиться 4 ситуации из комбинаций различных стратегий «узников»: оба сознаются; первый сознается, второй не сознается; второй сознается, а первый - нет; оба не сознаются. Матрица фиксирует эти четыре возможные комбинации. При этом рассчитывается выигрыш, который получится при различных комбинациях этих стратегий для каждого «игрока». Этот выигрыш и является «исходом» в каждой модели игровой ситуации. Применение в этом случае некоторых положений теории игр создает заманчивую перспективу не только описания, но и прогноза поведения каждого участника взаимодействия.
Однако возникают многочисленные ограничения, которые влечет за собой применение этой методики к анализу реальных ситуаций человеческого взаимодействия. Прежде всего, как известно, в теории игр рассматриваются игры двух типов: с нулевой суммой и с ненулевой суммой. Первый случай предполагает, что в такой игре выигрыш одного точно равен проигрышу другого, т.е. ситуацию, крайне редко встречающуюся в реальном взаимодействии даже двух участников. Что же касается игр с ненулевой суммой, аналогов которых можно найти значительно больше в реальных проявлениях человеческого взаимодействия, то аппарат их значительно сложнее и степень формализации значительно меньше. Не случайно, что их использование в социально-психологических работах встречается довольно редко. В многочисленных ситуациях взаимодействия при разработке стратегий своего поведения люди чрезвычайно редко уподобляются узникам из дилеммы. Конечно, нельзя отказать этой методике в том, что в плане формального анализа стратегий взаимодействия она дает определенный материал, во всяком случае позволяет констатировать различные способы построения таких стратегий. Этим и объясняется возможность применения методики в некоторых специальных исследованиях.
Подход к взаимодействию в концепции «символического интеракционизма». Важность интерактивной стороны общения обусловила тот факт, что в истории соц. Ψ сложилось спец. направление, которое рассматривает взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя - «символический интеракционизм». Выясняя соц. природу человеческого «Я», Мид вслед за В. Джемсом пришел к выводу, что в становлении этого «Я» решающую роль играет взаимодействие. Мид использовал также идею Ч. Кули о так называемом «зеркальном Я», где личность понимается как сумма психических реакций человека на мнения окружающих. Однако у Мида вопрос решается значительно сложнее. Становление «Я» происходит действительно в ситуациях взаимодействия, но не потому, что люди есть простые реакции на мнения других, а потому, что в этих ситуациях формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними. Моделью таких ситуаций является игра, которая у Мида выступает в двух формах: рlау и game. В игре человек выбирает для себя так называемого значимого другого и ориентируется на то, как он воспринимается этим «значимым другим». В соответствии с этим у человека формируется и представление о себе самом, о своем. «Я». Вслед за В. Джемсом Мид разделяет это «Я» на два начала, «I» и «me». «I» - это импульсивная творческая сторона «Я»; «mе» - это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними. Постоянная рефлексия «I» при помощи «mе» необходима для зрелой личности, ибо именно она способствует адекватному восприятию личностью себя самой и своих собственных действий.
Таким образом, центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих. Несмотря на важность постановки такой проблемы, в теории Мида содержатся существенные просчеты. Главными из них являются два. Во-первых, непропорционально большое значение уделяется в этой концепции роли символов. Вся обрисованная выше канва взаимодействия детерминируется системой символов, т.е. поведение человека в ситуациях взаимодействия в конечном счете обусловлено символической интерпретацией этих ситуаций. Человек предстает как существо, обитающее в мире символов, включенное в знаковые ситуации. И хотя в известной степени с этим утверждением можно согласиться, но здесь вся совокупность соц. отношений, культуры все сводится только к символам. Отсюда вытекает и второй важный просчет концепции символического интеракционизма - интерактивный аспект общения здесь вновь отрывается от содержания деятельности, вследствие чего все богатство макросоциальных отношений личности по существу игнорируется. Единственным «представителем» соц. отношений остаются лишь отношения непосредственного взаимодействия.
Тем не менее символический интеракционизм острее многих других теоретических ориентаций соц. Ψ поставил вопрос о соц. детерминантах взаимодействия, о его роли для формирования личности. Слабость концепции в том, что она по существу не различает в общении двух таких сторон, как обмен информацией и организация совместной деятельности.
Взаимодействие как организация совместной деятельности. В соц. Ψ смысл взаимодействий раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность.
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками. Так одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели: 1) когда каждый участник делает свою часть общей ра6оты независимо от других - «совместно-индивидуальная деятельность» (пример - некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание); 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником - «совместно-последовательная деятельность» (пример - конвейер); 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными - «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример - спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро). Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.
Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.
Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную соц. деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является. Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество).
Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы соц. ных отношений, в которой эта группа существует. Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в ус ловиях которой оно развертывается.
Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории соц. наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием «альтруизма». Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной соц. деятельности. Вопрос здесь упирается в содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из «близлежащих» проявлений взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий соц. контекст позволяет ответить на этот вопрос.
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.
Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности.
Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, названной перцептивной.
- Социальная психология.
- Феноменология соц. Ψ, подходы к определению её предмета. Специфика соц. Ψ. Место соц. Психологии среди др. Наук.
- 2. Дискуссия о предмете соц. Психологии 20-х и 60-х гг. Хх в. Современные представления о предмете соц. Психологии и её структуре.
- 3. Основные этапы развития и становления соц. Психологии как науки.
- I. Период до выделения соц. Психологии в самостоятельную науку.
- «Синкретический» период.
- II. Существование соц. Психологии как самостоятельной науки.
- 4. Первые исторические формы социально-психологического знания
- 5. Осн. Теоретические ориентации в зарубежной соц. Психологии, их краткая сравнительная характеристика.
- 6. Анализ проблемы агрессии в бихевиористской (необихевиористской) ориентации.
- Теории агрессии
- 7. Сущность психоаналитической ориентации в социальной психологии.
- 9. Анализ теорий когнитивного соответствия.
- 10. Основные идеи Дж. Мида, их развитие в рамках интеракционизма.
- 11. Развитие соц.-псих. Идей в Европе. Критика амер псих..
- 12. Особенности становления и развития соц.-псих. Идей в России.
- 13. Соотношение понятий методология, метод, методика исследования в соц. Психологии. Краткая сравнительная характеристика основных методов социально-психологического исследования.
- 14. Специфика наблюдения в социальной психологии.
- 15. Анализ продуктов деятельности. (а. П. Д.)
- 16. Специфика опросных методов в социальной психологии. Основные виды опроса. Динамика опроса.
- 17. Социометрия: процедура, обработка данных, интерпритация.
- Процедура социометрии:
- Обработка результатов
- 19. Качественные методы в социальной психологии. Метод фокус-группы.
- 20. Виды и функции общения.
- 21. Стили общения.
- 23. Коммуникативная сторона общения
- 24. Техника невербального общения
- Другие знаковые системы
- 25. Социально-психологический тренинг как средство развития коммуникативных умений и навыков.
- 1. «Групповой рассказ».
- 2. «Техника вежливого отказа».
- 3. «Рассмеши партнёра».
- 4.«Разговор».
- 5.«Просьба».
- 6.«Интонации».
- 27. Интерактивная сторона общения.
- 28. Структура, динамика, типология конфликтов в общении.
- 29. Перцептивная сторона общения (общение как восприятие людьми друг друга).
- 30. Особенности соц. Перцепции
- 31. Классификация социальных групп.
- 32. Параметры анализа группы в социальной психологии.
- Теория групповой социализации (Ливайн и Морленд).
- 36. Групповая динамика и её психологические показатели.
- 39. Совместимость и сработанность в малой группе.
- 43. Лидерство как феномен психологической власти в группе
- 47. Психология устойчивых больших групп (классов, партий и этнических групп).
- 48. Понятие массы и массового сознания, основные субъекты и общие механизмы стихийного
- 56.Проблема этнич. (национ. ) хар-ра и этнич. Стереотипа соц.Психологии.
- 57. Причины возникновения этнических конфликтов и способы их урегулирования
- 58. Формирование и изменение этнической идентичности
- 60. Когнитивные, эмоциональные, поведенческие аспекты рекламного воздействия.
- 64. Психология слогана и заголовка рекламного текста.
- 66. Исследования социальной стратификации потребителей и ее учет а маркетинге.
- 67. Группы и групповые коммуникации в потребительском решении.
- 69. Типы потребителей склонных к рискам в покупке товаров и услуг.
- 71. Личность как субъект и объект управления.
- 72. Роль индивидуальных особенностей в системе управления персоналом.
- 73. Психологические характеристики трудового коллектива.
- Виды тк
- Психологические характеристики тк
- Исследование зависимости эффективности управления от стиля руководства.
- 76. Значение коллективного творчества (кт) при решении производственных задач.
- Искусство убеждать в управлении персоналом.
- 78. Мотивация персонала и успешность деятельности.
- 79. Формы официальных отношений в управлении персоналом.
- 80. Стимулирование деятельности персонала. Экономические и неэкономические способы мотивации.
- 81. Применение общей теории систем к пониманию семьи.
- 83. Семья как коммуникативная система. Проблемы коммуникации в семье.
- Каждый этап соответствует возрасту. Если нарушено, следовательно, какая-то проблема.
- 85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.
- Существует ряд тем обсуждения. Необходимо обсудить ожидания клиентов.
- Обсуждение предъявленной семейной проблемы
- Действие Чувство
- Методы воздействия на семейную систему
- 87. Супружеские отношения, сексуальные отношения, супружеские конфликты, субъективная удовлетворенность браком.
- 89. Психологическая помощь семье в разрешении конфликтов, в процессе развода.