logo search
соц

85. Исследование семейной истории и ее использование в консультировании.

Нужно учитывать исторический контекст семьи, т.к. люди организуют свое поведение в соответствии с поколением, полом, и т.д. Семьи сами себя повторяют, есть тенденции повторения у тех, у кого нет конкретного своего представления о семье или оно совпадает с родительской семьей.

М. Боуэн: назвал этот процесс многоколенным переходом семейного паттерна. Это трансгенерационная передача, многое на бессознательном уровне.

Картер говорил о течении тревоги в семьях на 2-х уровнях: - по вертикали (через эмоциональную триангуляцию – семейные треугольники), - по горизонтали (стрессы).

Стрессоры по вертикальной оси осложняют стрессоры по горизонтальной оси, (при рождении ребенка волна собственных переживаний).

Совпадение событий.

С системной точки зрения события в разных частях семьи особым образом взаимосвязаны, хоть и не напрямую. Но факт совпадения накладывает отпечаток на функционирование семьи.

В истории семьи ищут негативное и позитивное. Уделяется внимание переходам семьи на новые стадии (как семья привыкла решать новые задачи). Необходимо понять из истории, как консервируются модели поведения семьи (первое появление симптома – не является симптомом, это адаптивное поведение). История помогает взять от предков способы решения проблем; если они адекватны, то это хорошо использовать.

Порядок рождения детей

У. Тоумен считал, что поведение, во многом определяется порядком рождения в семье. Порядок рождения влияет на характер, на восприятие жизни, на способы взаимодейсвия с людьми.

Первый ребенок (и долгое время единственный)

Ответственный, посредник между родителями и младшими: добросовестность, честолюбие, но не эгоизм, старшие продолжают семейное дело, часто становятся лидерами, часто сильно развито чувство ревности, соперничества, стремление к достижениям, совершенству, они менее спонтанны, трудно расслабляются, выше уровень тревоги.

Младший

Часто избалованный, принимает покровительство, оптимисты, т.к. меньше сталкиваются с семейными проблемами, меньше стараются оправдать ожидания, иногда развивается гиперответственность, становятся спасателями семьи, проблемы с самодисциплиной, трудности с принятием решения, они получают информацию, что силой ничего не добиться, учатся добиваться всего хитростью, обаянием, лучше развиты соц. навыки.

Средний ребенок

он должен как-то выделиться, т.к. он и не старший и не младший, т.е. надо обойти в чем-то и того и другого, у них часто развито творчество, изобретательность, хорошо развиты соц. навыки, они гибки во взаимоотношениях.

Единственный ребенок

Все время на позиции старшего, самая большая связь с родителями, родители накладывают большой отпечаток (идентифицируется с родителем своего пола), часто интровертирован, менее соц. активны, им труднее всего сепарироваться , трудности с принятием решения, трудности общения со сверстниками, чувствуют себя в одиночестве в обществе старших детей, на них возлагаются большие надежды и требования.

Близнецы

бывает, что искусственно создается ситуация: старший- младший, близнецы - тесная подсистема у них обычно самый низкий интеллект, позже развивается речь, у них сложности с дифференциацией (это проще, если они разнополые).

Установка родителей на пол

Стереотипы об обладании ребенком определенного пола с определенными чертами.

Если у детей большая разница в возрасте (5-7 лет), то их рассматривают в качестве единственных.

По порядку рождения супругов можно говорить о: - комплиментарном (муж – старший ребенок в родительской семье, жена – младший ребенок, или наоборот), - некомплиментарном браке (с одинаковой порядковой позицией), - частично-комплиментарный (хотя бы один из супругов средний ребенок).

Совпадение жизненных событий (переезды, рождения, смерть, брак, развод, радикальные изменения в карьере, серьезные успехи и неудачи).

Типы совпадений:

1.) важное жизненное событие совпадает либо с началом симптома, либо с повторением симптома;

2.) группировка важных жизненных событий в момент смены этапов жизненных циклов (рождение ребенка – переезд, смена экономической ситуации…);

3.) синдромы годовщины (реакции на важную годовщину – болезни, депрессии);

4.) совпадение важных событий с рождением ребенка. (Это часто накладывает на ребенка особые ожидания; внуки, родившиеся за 2 г. до /после смерти прародителей чаще проявляют нарушения поведения. Это протест против замещения бабушек и дедушек.)

5.) совпадение дат свадеб.

Повторение паттернов поведения:

Поведенческие – алкоголизм, болезни, насилие.

По генограмме можно понять почему человек выбрал определенную профессию, жизненный путь, каким образом человек выбирает себе партнера.

86 Методологические принципы семейного консультирования. Методы воздействия на семейную систему.

Это принципы выработаны на практике для работы с семьей. Семья пытается втянуть всех тех, кто тесно взаимодействует с системой. Психологи находятся в тесном эмоциональном контакте, и семья пытается втянуть его в свой миф, создать с ним коалиции и т.д. Если у психолога не будет защиты, он не сможет помочь семье.

Принципы: 1)Циркулярность – взаимообусловленность того, что происходит в семье и круговая причинность. Задача психолога – ответить на вопросы «Зачем?», а не «Почему?». Работа с отдельными причинами не имеет смысла, т.к. они заменяемы. Например, муж пьет в баре, жена ждет его дома. Следовательно, тревожность, санкции… Парадокс: жена не хочет, чтобы муж пил, но своим поведением делает так, что он пьет еще больше. Муж не хочет, чтобы жена кричала, но делает так, что она кричит еще больше. Часто в семьях отношения строятся на парадоксах.

Проблема: борьба за власть: когда муж пьет у жены, есть возможность карать. Далее: жена идет на компромиссы: пусть муж пьет дома с друзьями, но ее это подсознательно не устраивает, следовательно, она заводит щенков. Дома с друзьями бывать нельзя. «Выученная беспомощность» - зачем учиться, если я стараюсь, а меня все равно ругают?

В индивидуальной психотерапии используется линейный подход, а в семейной – циркулярный.

Чем нельзя циркулировать?

Один из представителей Миланской школы Чеккин: «Линейное понимание происходящего в семье лежит в основе насилия и жестокости». Например, лень, безынициативность жестоко искореняют, не видя за этим личности ребенка, ведь у него есть причины на лень (внимание и забота), вместо того, чтобы дать ему внимание – насилие, ребенок – олицетворение лени (пьянства, неаккуратности…). Это генерализация качества на человека в целом, это видимость единой причины без видения ситуации циркуляции семейной системы.

Что бывает с ребенком, с которым плохо обращаются?

Например, девочка-левша подвергается борьбе с леворукостью (ассоциативная связь). Следствие – неграмотное письмо.

2)Гипотетичность (от «гипотеза»): как только психолог получает заказ, возникает гипотеза для того, чтобы все взаимодействие в семье было целенаправленно. Очень не легко вести беседу со всеми членами семьи вмести, т.к. необходимо дать всем выговориться для получения целостной картины. Групповая динамика в семье искажается из-за разновозрастности и изначально разных статусов. Часто наиболее мотивированный член семьи берет инициативу на себя. Единственный способ-это скучно следовать намеченной цели и программе, т.е. клиенту необходимо понимать, что он делает и зачем. Этим он проверяет гипотезу.

В гипотезе – наше предположение о симптоме, т.е. о том, что происходит в семье, о его смысле, цели (т.е. зачем происходит то, что происходит).Когда гипотеза есть, беседа не хаотична. Следуют ответы на вопросы гипотезы, идет корректировка. Первая гипотеза, как правило, неполная, неточная. Гипотеза формируется после первого телефонного разговора. В семейной психологии нет секретарей, т.е. психолог сам разговаривает с клиентом. Разговор не должен быть очень длинным, чтобы отсечь ненужную информацию и возможность создать в семье ощущение о коалиции психолога.

Что узнается в телефонном разговоре? а) Суть проблемы: супружеские отношения, родительские проблемы с ребенком… б) Кто инициатор обращения? в) Состав семьи. г) Возраст членов семьи

Т.е. узнается этап жизненного цикла и набор проблем, которые возникли на этом этапе. Далее идет проверка той или иной гипотезы, которая становится конкретной, системной, циркулярной (описывать ситуацию семьи, а не отдельных личностей). Иногда тяжело замкнуть цепочку, в таких случаях гипотеза обычно неверная.

2)Нейтральность – самый труднодоступный принцип, т.е. психолог должен быть нейтральным: одинаковое сочувствующее, доброжелательное, ровное отношение к каждому. Нельзя осуждать, необходимо видеть страдание каждого. Существует 2 вида нейтральности: 1) Тактическая – внешнее поведение, которое обеспечивает нейтральность (дать всем высказаться, оказать поддержку всем в равной степени) 2) Позиционная – внутренняя, личностная позиция психолога.

В Российской культуре опасность нейтральности – детоцентризм (велик соблазн встать на сторону ребенка). Одностороннее видение ситуации, провокация протеста, сопротивление со стороны родителей. Существуют сугубо супружеские проблемы, о которых детям не сообщают. Тогда работают только с супружеской подсистемой. Чем чревата детоцентрированная позиция в семье? Нет заостренного на проблемах супружеской подсистемы, дефекты воспитания (гиперопека). Семья излишне сконцентрирована на ребенке, на себе (хороший ли я родитель?). Родители знают, что надо ребенку, ребенок сам не дифференцирует свои желания (хочет то, что разрешает мама).

Циркулярное интервью

Техника, которая помогает реализовать эти 3 принципа. Предложена миланской школой. Психолог тщательно следит за тем, чтобы члены семьи, которые находятся в конфликте, на приеме не общались. Иногда специально отговаривает, обращаются друг к другу только по просьбе психолога. Большинство вопросов не прямые: одного члена семьи спрашивают про другого. Например, у ребенка «Что сказала тебе мама, зачем вы сюда пришли?». Обсуждаются определенные темы и вопросы задаются так, чтобы члены семьи сами увидели циркулярное взаимодействие и корни своих дисфункций. Если больше 2-х человек, вопрос формируется так, чтобы в сам вопрос было включено как можно больше членов семьи. Этим мы получаем разностороннюю информацию, удерживаем внимание семьи.

Вопросы задаются до тех пор, пока не возникает ощущение точного представления осуществления взаимодействия в семье глазами каждого члена семьи.